Подробнее Запомнить город


Топливо воспряло духом

01.02.17
размер текста:

Два года украинский топливный рынок валился с ног, теряя объемы. В 2016-м кризис, похоже, остался позади. По итогам года по всем трем базовым нефтепродуктам – бензин, ДТ, сжиженный газ – зафиксирован рост продаж. Трейдеры называют две основные причины оздоровления: сужение теневого сегмента и увеличение спроса со стороны промышленности.

Тень на плетень

О прохождении дна и медленном восстановлении рынка осторожно заявляют и представители заправочных сетей, и все крупные экспертные организации, мониторящие топливную отрасль. Только с колокольни Госстата Украины эти процессы еще не разглядели. Согласно подсчетам комитета в 2016 году продажи бензинов через АЗС упали на 11% – до 1,84 млн тонн, дизтоплива – на 13%, до 1,72 млн тонн. Итоги по годовому потреблению нефтепродуктов в Госстате еще не подбили, опубликованы только показатели за 11 месяцев – и они тоже не сильно оптимистические. В частности, потребление бензинов за указанный период ведомство оценивает в 1,98 млн тонн, а ДТ – в 4,23 млн тонн. Это соответственно на 10% меньше и 2% больше, чем за такой же временной отрезок 2015 года.

Но у Госстата цифры всегда хромали. Ближе к реальности подсчеты консалтинговых компаний, которые исходят из таможенных и налоговых данных. И согласно этим данным худшее уже позади. В частности, консалтинговая группа "А-95" отмечает, что потребление дизтоплива в Украине в 2016 году достигло 5,92 млн тонн, что примерно на 500 тыс. тонн больше, чем годом ранее. Спрос на бензины увеличился почти на 200 тыс. тонн – с 2,03 до 2,21 млн тонн. А потребление сжиженного газа вообще выросло на 30% – с 1,12 до 1,16 млн тонн. Похожие значения получились и у экспертов из компании Upeco. Они насчитали, что реализация бензинов в прошлом году выросла на 5,8% – с 2,06 до 2,18 млн тонн, а ДТ – на 7,1%, с 5,45 до 5,86 млн тонн. Исходя из этих объемов, можно говорить если не о возвращении, то об очень сильном приближении к тому общему балансу топливного рынка, который существовал в Украине в 2013 г., т.е. до начала боевых действий на Донбассе и последовавшего за этим экономического кризиса.

Однако голые цифры без контекста не способны отобразить всю полноту картины. На самом деле прогресс на топливном рынке не столь стремителен, как может показаться. Особенностью 2013 г. была масштабная тенизация в отрасли, возникшая благодаря деятельности группы компаний Сергея Курченко и некоторых других. По оценкам экспертов, тогда во внутреннем балансе возникла дыра более чем в 1 млн тонн нефтепродуктов, которые статистика просто не видела или закрывала глаза. В 2016 г. разница между задокументированными и реальными продажами хотя и не стерлась в пыль, но стала на порядок меньше. Так, согласно анализу группы "А-95" за 9 месяцев зазор между потреблением бензинов в стране и суммарными объемами их экспорта и производства составлял 216 тыс. тонн. По сути, это и есть величина теневого сегмента. В 2013-м такое расхождение исчислялось в 1,49 млн тонн. Аналогичные тенденции отмечены и на рынке дизтоплива. Здесь теневой сектор за последние 4 года сократился почти в 10 раз – с 709 тыс. тонн до 80 тыс. тонн.

Успех в бою с тенью стал следствием не только освобождения трейдеров из-под ига С.Курченко (ведь ввезти в Украину топливо в обход его компаний иногда было невозможно), но и изменений в налоговом законодательстве. Введение электронного акциза и расширение его базы сузили возможности ухода в тень. При этом, по словам главного налоговика Украины Романа Насирова, бюджетные поступления по данной статье выросли за первые 9 месяцев 2016 г. на 3 млрд грн.

Слабый бензин, стойкий дизель

Вторая очевидная тенденция на рынке – активное вытеснение бензина сжиженным газом. Его потребление на автотранспорте выросло за год на 30% – примерно до 1,5 млн тонн. Если пересчитать в литрах, то продажи LPG и бензина в прошлом году практически сравнялись – где-то на уровне 2500 тыс. л в год каждого. В дальнейшей перспективе газ будет стремиться к 3-тысячному рубежу, а бензин, наоборот, падать к отметке в 2000. По крайней мере, до тех пор, пока газ будет стоить вполовину дешевле 95-го бензина. Подобный паритет с небольшими отступлениями сохраняется уже 2 года подряд. И это в глазах экономных водителей не оставляет шанса бензинам.

Рынок дизельного топлива отличается большей стабильностью, поскольку оно больше ориентировано на промышленное потребление, а сейчас и на армию. Так, если в период с 2013 по 2016 г. емкость внутреннего бензинового рынка уменьшилась примерно на 40%, то емкость рынка ДТ в прошлом году фактически вернулась на довоенный уровень. А в два предыдущих года падала всего на 5%. Только одна "Укрзализныця" потребляет за год до 300 тыс. тонн дизеля. На топливо приходится около 10% всех операционных затрат железнодорожной компании, а в денежном выражении – это примерно 5 млрд грн. за 2016 г. Несколько меньше нужды в ДТ у армии, но при этом она закупает исключительно арктическое ДТ, чтобы даже в лютые морозы техника не отказала. Если добавить сюда же периодическую закладку топлива в госрезерв и снабжение других министерств и ведомств, то получится, что один только госсектор формирует 20-25% украинского дизтопливного рынка.

Еще одним признаком оздоровления стало увеличение объемов переработки нефти в Украине. Да, отрасль все еще лежит на глубочайшем дне. Да, в стране осталось всего 2 годных перерабатывающих завода – кременчугская "Укртатнафта" и Шебелинский ГПЗ. Да, за 10 последних лет объемы переработки нефтяного сырья упали почти в 5 раз. Но маятник, наконец, шатнуло в противоположную сторону. Как следствие в 2016 г. в Украине произведено на 10% больше бензина и на 12% больше дизтоплива – соответственно 770 тыс. тонн и 700 тыс. тонн. В обеспечении внутреннего спроса это составило более 30% по бензину, но менее 15% по дизтопливу. Остальные нужды покрывал импорт и в явные фавориты в нем выбился Мозырьский НПЗ (Беларусь).

Сябры добры

По данным компании Upeco, в 2016 г. в структуре импорта топлив на белорусский товар приходилось более 80% в бензиновом сегменте и более 50% – в дизельном. По поставкам бензина белорусы вообще нарастили свое присутствие в Украине почти вдвое. И этому способствовали 2 фактора. Во-первых, польский концерн Orlen переключился на внутренний рынок. Там после очередной смены правительства в Варшаве провели эффективную борьбу с собственным "серым" импортом и образовавшуюся нишу заполнили легальные партии топлива с Плоцкого и частично с Мажейкяйского НПЗ. Во-вторых, снова заработал нефтепродуктопровод, качающий ДТ от границы с Беларусью на Новоград-Волынский и дальше в глубь Украины.

Новым хозяином трубы стала швейцарская по документам компания International Trading Partners, которую ряд операторов рынка связывает с фигурой Виктора Медведчука. Но кем бы ни оказались швейцарцы на самом деле, они оперативно возобновили прокачку, остановившуюся в 2014 г., и предложили топливным трейдерам логистику более выгодную, чем перевозка в ж/д цистернах. Особенно, если это касается обеспечения Центральной и Западной Украины. За неполных полгода в Украину зашло более 700 тыс. тонн такого "трубного" ДТ. А учитывая динамику последних месяцев (не менее 150 тыс. тонн ежемесячно), в 2017 г. можно ожидать 1,5-2 млн тонн поставок дизеля по возобновленному трубопроводному маршруту.

В распределении сил и позиций топливных игроков на внутреннем рынке главной интригой 2017 г. считается поведение АЗС-сети, контролируемой группой "Приват" после национализации системного банка и распутывании кредитно-долгового шлейфа, который за ним тянется. Сейчас эта крупнейшая в Украине сеть, насчитывающая суммарно до 1500 заправок, условно поделена на две ветки, одна из которых работает под брендом полугосударственной компании "Укрнафта", другая – это мозаика из нескольких, полностью частных брендов.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 3
18:31 | 15.04.2017
Augustina
Geez, that's unbabievelle. Kudos and such.
01:39 | 14.04.2017
Gabrielle
I can't hear antnihyg over the sound of how awesome this article is.
06:33 | 11.03.2017
Jerry
If I coiaenmcmtud I could thank you enough for this, I'd be lying.

...


Статьи
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!