kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Топливо воспряло духом

01.02.17
размер текста:

Два года украинский топливный рынок валился с ног, теряя объемы. В 2016-м кризис, похоже, остался позади. По итогам года по всем трем базовым нефтепродуктам – бензин, ДТ, сжиженный газ – зафиксирован рост продаж. Трейдеры называют две основные причины оздоровления: сужение теневого сегмента и увеличение спроса со стороны промышленности.

Тень на плетень

О прохождении дна и медленном восстановлении рынка осторожно заявляют и представители заправочных сетей, и все крупные экспертные организации, мониторящие топливную отрасль. Только с колокольни Госстата Украины эти процессы еще не разглядели. Согласно подсчетам комитета в 2016 году продажи бензинов через АЗС упали на 11% – до 1,84 млн тонн, дизтоплива – на 13%, до 1,72 млн тонн. Итоги по годовому потреблению нефтепродуктов в Госстате еще не подбили, опубликованы только показатели за 11 месяцев – и они тоже не сильно оптимистические. В частности, потребление бензинов за указанный период ведомство оценивает в 1,98 млн тонн, а ДТ – в 4,23 млн тонн. Это соответственно на 10% меньше и 2% больше, чем за такой же временной отрезок 2015 года.

Но у Госстата цифры всегда хромали. Ближе к реальности подсчеты консалтинговых компаний, которые исходят из таможенных и налоговых данных. И согласно этим данным худшее уже позади. В частности, консалтинговая группа "А-95" отмечает, что потребление дизтоплива в Украине в 2016 году достигло 5,92 млн тонн, что примерно на 500 тыс. тонн больше, чем годом ранее. Спрос на бензины увеличился почти на 200 тыс. тонн – с 2,03 до 2,21 млн тонн. А потребление сжиженного газа вообще выросло на 30% – с 1,12 до 1,16 млн тонн. Похожие значения получились и у экспертов из компании Upeco. Они насчитали, что реализация бензинов в прошлом году выросла на 5,8% – с 2,06 до 2,18 млн тонн, а ДТ – на 7,1%, с 5,45 до 5,86 млн тонн. Исходя из этих объемов, можно говорить если не о возвращении, то об очень сильном приближении к тому общему балансу топливного рынка, который существовал в Украине в 2013 г., т.е. до начала боевых действий на Донбассе и последовавшего за этим экономического кризиса.

Однако голые цифры без контекста не способны отобразить всю полноту картины. На самом деле прогресс на топливном рынке не столь стремителен, как может показаться. Особенностью 2013 г. была масштабная тенизация в отрасли, возникшая благодаря деятельности группы компаний Сергея Курченко и некоторых других. По оценкам экспертов, тогда во внутреннем балансе возникла дыра более чем в 1 млн тонн нефтепродуктов, которые статистика просто не видела или закрывала глаза. В 2016 г. разница между задокументированными и реальными продажами хотя и не стерлась в пыль, но стала на порядок меньше. Так, согласно анализу группы "А-95" за 9 месяцев зазор между потреблением бензинов в стране и суммарными объемами их экспорта и производства составлял 216 тыс. тонн. По сути, это и есть величина теневого сегмента. В 2013-м такое расхождение исчислялось в 1,49 млн тонн. Аналогичные тенденции отмечены и на рынке дизтоплива. Здесь теневой сектор за последние 4 года сократился почти в 10 раз – с 709 тыс. тонн до 80 тыс. тонн.

Успех в бою с тенью стал следствием не только освобождения трейдеров из-под ига С.Курченко (ведь ввезти в Украину топливо в обход его компаний иногда было невозможно), но и изменений в налоговом законодательстве. Введение электронного акциза и расширение его базы сузили возможности ухода в тень. При этом, по словам главного налоговика Украины Романа Насирова, бюджетные поступления по данной статье выросли за первые 9 месяцев 2016 г. на 3 млрд грн.

Слабый бензин, стойкий дизель

Вторая очевидная тенденция на рынке – активное вытеснение бензина сжиженным газом. Его потребление на автотранспорте выросло за год на 30% – примерно до 1,5 млн тонн. Если пересчитать в литрах, то продажи LPG и бензина в прошлом году практически сравнялись – где-то на уровне 2500 тыс. л в год каждого. В дальнейшей перспективе газ будет стремиться к 3-тысячному рубежу, а бензин, наоборот, падать к отметке в 2000. По крайней мере, до тех пор, пока газ будет стоить вполовину дешевле 95-го бензина. Подобный паритет с небольшими отступлениями сохраняется уже 2 года подряд. И это в глазах экономных водителей не оставляет шанса бензинам.

Рынок дизельного топлива отличается большей стабильностью, поскольку оно больше ориентировано на промышленное потребление, а сейчас и на армию. Так, если в период с 2013 по 2016 г. емкость внутреннего бензинового рынка уменьшилась примерно на 40%, то емкость рынка ДТ в прошлом году фактически вернулась на довоенный уровень. А в два предыдущих года падала всего на 5%. Только одна "Укрзализныця" потребляет за год до 300 тыс. тонн дизеля. На топливо приходится около 10% всех операционных затрат железнодорожной компании, а в денежном выражении – это примерно 5 млрд грн. за 2016 г. Несколько меньше нужды в ДТ у армии, но при этом она закупает исключительно арктическое ДТ, чтобы даже в лютые морозы техника не отказала. Если добавить сюда же периодическую закладку топлива в госрезерв и снабжение других министерств и ведомств, то получится, что один только госсектор формирует 20-25% украинского дизтопливного рынка.

Еще одним признаком оздоровления стало увеличение объемов переработки нефти в Украине. Да, отрасль все еще лежит на глубочайшем дне. Да, в стране осталось всего 2 годных перерабатывающих завода – кременчугская "Укртатнафта" и Шебелинский ГПЗ. Да, за 10 последних лет объемы переработки нефтяного сырья упали почти в 5 раз. Но маятник, наконец, шатнуло в противоположную сторону. Как следствие в 2016 г. в Украине произведено на 10% больше бензина и на 12% больше дизтоплива – соответственно 770 тыс. тонн и 700 тыс. тонн. В обеспечении внутреннего спроса это составило более 30% по бензину, но менее 15% по дизтопливу. Остальные нужды покрывал импорт и в явные фавориты в нем выбился Мозырьский НПЗ (Беларусь).

Сябры добры

По данным компании Upeco, в 2016 г. в структуре импорта топлив на белорусский товар приходилось более 80% в бензиновом сегменте и более 50% – в дизельном. По поставкам бензина белорусы вообще нарастили свое присутствие в Украине почти вдвое. И этому способствовали 2 фактора. Во-первых, польский концерн Orlen переключился на внутренний рынок. Там после очередной смены правительства в Варшаве провели эффективную борьбу с собственным "серым" импортом и образовавшуюся нишу заполнили легальные партии топлива с Плоцкого и частично с Мажейкяйского НПЗ. Во-вторых, снова заработал нефтепродуктопровод, качающий ДТ от границы с Беларусью на Новоград-Волынский и дальше в глубь Украины.

Новым хозяином трубы стала швейцарская по документам компания International Trading Partners, которую ряд операторов рынка связывает с фигурой Виктора Медведчука. Но кем бы ни оказались швейцарцы на самом деле, они оперативно возобновили прокачку, остановившуюся в 2014 г., и предложили топливным трейдерам логистику более выгодную, чем перевозка в ж/д цистернах. Особенно, если это касается обеспечения Центральной и Западной Украины. За неполных полгода в Украину зашло более 700 тыс. тонн такого "трубного" ДТ. А учитывая динамику последних месяцев (не менее 150 тыс. тонн ежемесячно), в 2017 г. можно ожидать 1,5-2 млн тонн поставок дизеля по возобновленному трубопроводному маршруту.

В распределении сил и позиций топливных игроков на внутреннем рынке главной интригой 2017 г. считается поведение АЗС-сети, контролируемой группой "Приват" после национализации системного банка и распутывании кредитно-долгового шлейфа, который за ним тянется. Сейчас эта крупнейшая в Украине сеть, насчитывающая суммарно до 1500 заправок, условно поделена на две ветки, одна из которых работает под брендом полугосударственной компании "Укрнафта", другая – это мозаика из нескольких, полностью частных брендов.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 3
18:31 | 15.04.2017
Augustina
Geez, that's unbabievelle. Kudos and such.
01:39 | 14.04.2017
Gabrielle
I can't hear antnihyg over the sound of how awesome this article is.
06:33 | 11.03.2017
Jerry
If I coiaenmcmtud I could thank you enough for this, I'd be lying.

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!