kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Крадущийся тигр на рынке железной руды

03.02.17
размер текста:

Прогнозы по рынку железной руды становятся все более расплывчатыми: хотя тенденции в отношении поставок практически очевидны, предсказать уровень спроса – непростая задача. Этот уровень зависит, в первую очередь, от закупок крупнейшего потребителя – Китая, но ручное управление экономикой в Поднебесной зачастую приводит к непредсказуемым последствиям. Тем не менее большинство аналитиков считает, что уровень, на который вышли цены в результате прошлогоднего скачка, не может быть устойчивым, и следует ожидать существенной коррекции.

В 2016 году китайский импорт железной руды увеличился на 7,5% и достиг рекордного уровня 1,024 млрд тонн. Как подсчитали в Bloomberg, при этом средняя скорость импорта составила 32 тонны/сек. Такой скачок не прогнозировался. Китайское правительство задействовало очередные меры стимулирования экономического подъема, а это повлекло за собой неожиданное расширение объемов производства стали, которое, как теперь объясняют эксперты, в комбинации с сокращением местной добычи сырья вызвало повышение спроса на руду. В результате в 2016 году прирост цен составил 81%, причем в 4-м квартале базовая цена подскочила на 41%. При этом прогноз на текущий год зависит от способности Китая поглотить еще большие объемы сталелитейного сырья, поскольку Австралия и Бразилия продолжат увеличивать добычу.

По прогнозу австралийских правительственных экспертов, Китай закупит 1,047 млрд тонн руды в 2017 году и 1,049 млрд тонн – в 2018-м. При этом ожидается снижение цен на фоне торможения спроса и увеличения поставок. Так, бразильская Vale завершает реализацию крупнейшего в мире железорудного проекта S11D стоимостью 14 млрд долл. и начала промышленную добычу, которую планирует в 2020 году довести до 90 млн тонн. Расширяют добычу и некоторые более мелкие производители.

Учитывая эти перспективы, многие банки, включая Morgan Stanley, предсказывают снижение цен, такого же мнения придерживаются в RBC Capital Markets (по данным Bloomberg, прогнозы этой фирмы на 4-й квартал оказались самыми точными). А главный экономист Westpac Banking Corp. Джастин Смирк говорит, что цены будут падать, даже если китайский импорт продолжит расти, поскольку для существенного повышения спроса оснований не наблюдается.

Снижение цен в 2017 году предсказывают также Всемирный банк и Goldman Sachs Group. В опубликованном недавно ежеквартальном "Обзоре сырьевых рынков" эксперты Всемирного банка отмечают начало промышленной добычи на бразильском месторождении S11D и утверждают, что на этом фоне увеличение поставок лома и ожидаемое сокращение производства стали в Китае окажут серьезное давление на цены. Аналогичные предпосылки используют для своих прогнозов в Goldman Sachs и Barclays. Эксперты Barclays говорят, что нынешний уровень цен нестабилен, поскольку китайский подъем может замедлиться, а рынок переполнят новые поставки, причем это произойдет именно тогда, когда спрос на высококачественную руду ослабеет. При этом, по оценкам Barclays, в третьем квартале, когда китайский рынок недвижимости начнет остывать, цены упадут до менее 50 долл.

Аналитики Citigroup тоже полагают, что недавний подъем частично объясняется недостатком высококачественной руды, который сохраняется, несмотря на общее увеличение морских поставок. Хотя Citigroup повысил прогноз на 1-й и 2-й кварталы до 77 и 70 долл. соответственно, аналитики банка предсказывают спад в 4-м квартале до 53 долл./тонну.

Однако эксперты сингапурской биржи, на которой торгуются железорудные фьючерсы, настроены более оптимистично. По их прогнозу, китайский импорт в 2017 году будет увеличиваться, как и оборот морской торговли в целом, при этом цены останутся стабильными или повысятся.

Ресурсный аналитик MineLife Pty Гэвин Уэндт говорит, что в настоящее время одним из главных факторов, движущих цены вверх, становится смещение производства в сторону стальной продукции премиум-класса, к которому китайское правительство подталкивает заводы, поскольку для этого требуется больше высококачественной руды из Бразилии и Австралии.

С другой стороны, в последние недели движение цен не соответствует базовым показателям, кроме того, правительство Китая обещает продолжить сокращение сталелитейных мощностей. Поэтому в пекинском филиале CRU Group считают, что главную роль в ценовой динамике играет спекулятивный фактор.

С этим тезисом согласен управляющий директор JSW Steel Сешагири Рао. Он говорит, что ценовая динамика остается большой загадкой – цены колеблются вблизи 81 долл./тонну, несмотря на обилие поставок и рекордный уровень запасов в китайских портах. По его словам, "с точки зрения запасов, поставок и спроса, нет причин для таких цен". На фоне расширения поставок с низкозатратных месторождений Австралии и Бразилии эта тенденция выглядит странно. В частности, поставки Rio Tinto в 4-м квартале были выше запланированных, и ожидается, что в 2017 году экспорт этой группы составит 330-340 млн тонн. По мнению С.Рао, этот рост цен связан с торговлей фьючерсами, и можно ожидать коррекции примерно до 60 долл./тонну.

С другой стороны, Australia & New Zealand Banking Group (ANZ) предупреждает, что на ценовые тенденции могут повлиять китайские горнорудные компании, поскольку подъем цен до двухлетнего максимума создает им стимулы для расширения добычи. За последние три года эти производители сократили выпуск более чем на 60%, и если они увеличат добычу до уровня, который наблюдался, когда цены в последний раз превышали 80 долл., на рынок вернутся 50 млн тонн остановленных ранее мощностей. Впрочем, в ANZ считают такой сценарий маловероятным, поскольку экспортеры установили прочные связи с покупателями, и сейчас обеспечивают около 90% китайского потребления руды.

По данным Китайского бюро статистики, в 2016 году национальное производство стали увеличилось до 808,4 млн тонн, причем в декабре выпуск составил 67,22 млн тонн (годовой прирост – 3,2%). В ANZ полагают, что оптимизм производителей стали останется основным драйвером цен в краткосрочном плане, и для их значительного снижения нет серьезных оснований. Если, разумеется, в игру не вступят национальные железорудные компании.

Галина Резник

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.

ОЛЕКСІЙ ШЕВЧУК: БОРОТЬБА З КОРУПЦІЄЮ — ЦЕ МІФ


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!