kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Крадущийся тигр на рынке железной руды

03.02.17
размер текста:

Прогнозы по рынку железной руды становятся все более расплывчатыми: хотя тенденции в отношении поставок практически очевидны, предсказать уровень спроса – непростая задача. Этот уровень зависит, в первую очередь, от закупок крупнейшего потребителя – Китая, но ручное управление экономикой в Поднебесной зачастую приводит к непредсказуемым последствиям. Тем не менее большинство аналитиков считает, что уровень, на который вышли цены в результате прошлогоднего скачка, не может быть устойчивым, и следует ожидать существенной коррекции.

В 2016 году китайский импорт железной руды увеличился на 7,5% и достиг рекордного уровня 1,024 млрд тонн. Как подсчитали в Bloomberg, при этом средняя скорость импорта составила 32 тонны/сек. Такой скачок не прогнозировался. Китайское правительство задействовало очередные меры стимулирования экономического подъема, а это повлекло за собой неожиданное расширение объемов производства стали, которое, как теперь объясняют эксперты, в комбинации с сокращением местной добычи сырья вызвало повышение спроса на руду. В результате в 2016 году прирост цен составил 81%, причем в 4-м квартале базовая цена подскочила на 41%. При этом прогноз на текущий год зависит от способности Китая поглотить еще большие объемы сталелитейного сырья, поскольку Австралия и Бразилия продолжат увеличивать добычу.

По прогнозу австралийских правительственных экспертов, Китай закупит 1,047 млрд тонн руды в 2017 году и 1,049 млрд тонн – в 2018-м. При этом ожидается снижение цен на фоне торможения спроса и увеличения поставок. Так, бразильская Vale завершает реализацию крупнейшего в мире железорудного проекта S11D стоимостью 14 млрд долл. и начала промышленную добычу, которую планирует в 2020 году довести до 90 млн тонн. Расширяют добычу и некоторые более мелкие производители.

Учитывая эти перспективы, многие банки, включая Morgan Stanley, предсказывают снижение цен, такого же мнения придерживаются в RBC Capital Markets (по данным Bloomberg, прогнозы этой фирмы на 4-й квартал оказались самыми точными). А главный экономист Westpac Banking Corp. Джастин Смирк говорит, что цены будут падать, даже если китайский импорт продолжит расти, поскольку для существенного повышения спроса оснований не наблюдается.

Снижение цен в 2017 году предсказывают также Всемирный банк и Goldman Sachs Group. В опубликованном недавно ежеквартальном "Обзоре сырьевых рынков" эксперты Всемирного банка отмечают начало промышленной добычи на бразильском месторождении S11D и утверждают, что на этом фоне увеличение поставок лома и ожидаемое сокращение производства стали в Китае окажут серьезное давление на цены. Аналогичные предпосылки используют для своих прогнозов в Goldman Sachs и Barclays. Эксперты Barclays говорят, что нынешний уровень цен нестабилен, поскольку китайский подъем может замедлиться, а рынок переполнят новые поставки, причем это произойдет именно тогда, когда спрос на высококачественную руду ослабеет. При этом, по оценкам Barclays, в третьем квартале, когда китайский рынок недвижимости начнет остывать, цены упадут до менее 50 долл.

Аналитики Citigroup тоже полагают, что недавний подъем частично объясняется недостатком высококачественной руды, который сохраняется, несмотря на общее увеличение морских поставок. Хотя Citigroup повысил прогноз на 1-й и 2-й кварталы до 77 и 70 долл. соответственно, аналитики банка предсказывают спад в 4-м квартале до 53 долл./тонну.

Однако эксперты сингапурской биржи, на которой торгуются железорудные фьючерсы, настроены более оптимистично. По их прогнозу, китайский импорт в 2017 году будет увеличиваться, как и оборот морской торговли в целом, при этом цены останутся стабильными или повысятся.

Ресурсный аналитик MineLife Pty Гэвин Уэндт говорит, что в настоящее время одним из главных факторов, движущих цены вверх, становится смещение производства в сторону стальной продукции премиум-класса, к которому китайское правительство подталкивает заводы, поскольку для этого требуется больше высококачественной руды из Бразилии и Австралии.

С другой стороны, в последние недели движение цен не соответствует базовым показателям, кроме того, правительство Китая обещает продолжить сокращение сталелитейных мощностей. Поэтому в пекинском филиале CRU Group считают, что главную роль в ценовой динамике играет спекулятивный фактор.

С этим тезисом согласен управляющий директор JSW Steel Сешагири Рао. Он говорит, что ценовая динамика остается большой загадкой – цены колеблются вблизи 81 долл./тонну, несмотря на обилие поставок и рекордный уровень запасов в китайских портах. По его словам, "с точки зрения запасов, поставок и спроса, нет причин для таких цен". На фоне расширения поставок с низкозатратных месторождений Австралии и Бразилии эта тенденция выглядит странно. В частности, поставки Rio Tinto в 4-м квартале были выше запланированных, и ожидается, что в 2017 году экспорт этой группы составит 330-340 млн тонн. По мнению С.Рао, этот рост цен связан с торговлей фьючерсами, и можно ожидать коррекции примерно до 60 долл./тонну.

С другой стороны, Australia & New Zealand Banking Group (ANZ) предупреждает, что на ценовые тенденции могут повлиять китайские горнорудные компании, поскольку подъем цен до двухлетнего максимума создает им стимулы для расширения добычи. За последние три года эти производители сократили выпуск более чем на 60%, и если они увеличат добычу до уровня, который наблюдался, когда цены в последний раз превышали 80 долл., на рынок вернутся 50 млн тонн остановленных ранее мощностей. Впрочем, в ANZ считают такой сценарий маловероятным, поскольку экспортеры установили прочные связи с покупателями, и сейчас обеспечивают около 90% китайского потребления руды.

По данным Китайского бюро статистики, в 2016 году национальное производство стали увеличилось до 808,4 млн тонн, причем в декабре выпуск составил 67,22 млн тонн (годовой прирост – 3,2%). В ANZ полагают, что оптимизм производителей стали останется основным драйвером цен в краткосрочном плане, и для их значительного снижения нет серьезных оснований. Если, разумеется, в игру не вступят национальные железорудные компании.

Галина Резник

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!