kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Китайское металлургическое чудо: когда правительство работает эффективно

12.08.09
размер текста:

Китай остается единственной страной в мире, которая восстановила позитивную динамику выплавки стали. Несмотря на то, что радужные количественные показатели развития черной металлургии КНР сопровождаются комплексом серьезнейших экономических, социальных и экологических проблем, антикризисная политика китайского правительства оказалась достаточно эффективной, а поэтому в дозированном количестве может быть весьма полезна и для Украины.

Успехи китайской черной металлургии последнего десятилетия тесно связаны с общим экономическим подъемом страны. Экономика Поднебесной является одной из наиболее динамично развивающихся в мире. Среднегодовой темп роста ВВП за 1980–2008 гг. составил около 10%, что позволило КНР занять третье место в рейтинге крупнейших экономик мира. Финансовый кризис, очевидно, даст возможность Китаю обойти и Японию, после чего единственной страной, которая будет впереди по объему ВВП останется США.

Между тем, учитывая специфику расчета валового продукта в США и чрезмерно раздутую долю услуг, Китай уже сейчас сопоставим с ней по уровню экономического могущества. Если в КНР более 80% ВВП приходится на товарное производство (реальный сектор экономики), то в структуре ВВП США доминируют услуги и финансы. Более того, весомую долю вносит такая составляющая как «стоимость аренды всех сооружений». Иными словами, в американский ВВП включается сумма, которую могли бы получить арендодатели, если бы они сдавали в аренду свою недвижимость. К слову, если бы в Украине применялась аналогичная методика, то национальный ВВП страны увеличился в три раза.

Таким образом, по количественным показателям экономического развития КНР стремительно движется к мировому лидерству. Однако в пересчете на душу населения, благополучие Поднебесной выглядит не таким уж и впечатляющим. Более того, по показателям ВВП на душу населения, Китай беднее многих развивающихся стран. Это создает ресурс для дальнейшего развития страны, поэтому экономика КНР еще не исчерпала свой потенциал.

Основой хозяйственного комплекса страны является промышленность, которая потребляет колоссальные объемы металлов. Это обусловило опережающие темпы развития черной металлургии. Позитивная динамика наблюдается уже третье десятилетие (Рис. 1). С 1996 года КНР - мировой лидер по производству стали, причем отрыв от остальных крупнейших стран-производителей (Японии, США, России и Индии) стремительно растет, оставляя их далеко позади.


Рис. 1. Динамика выплавки стали в КНР в 1980-2008 гг., и ее доля в общемировом производстве.

Наиболее активно эта отрасль стала развиваться с 2001 года, когда влияние Китая на мировом рынке стали усилилось (его доля в 2001 году составляла 18%, в 2004 году – 26%, в 2007 году – 36%, а в 2008 году – уже 38% глобального производства). При этом темпы роста подскочили до двузначных чисел и оставались такими до прошлого года.

По мере увеличения роста выплавки стали, в некоторой степени, улучшалась и структура производства готовых стальных изделий. В нынешнем десятилетии она изменилась в пользу высокотехнологичной и высокопередельной продукции. Так, если в 2001 году доля выпуска длинномерного проката в общем производстве составляла 60%, то в 2008 году она снизилась до 45%, в то время как доля плоского проката, наоборот, выросла с 33% до 45% в результате растущего спроса со стороны автомобильной, судостроительной и прочих отраслей машиностроения.

На сегодняшний день в Китае выплавляют более 1 тыс. сортов стали, в том числе жаропрочные сплавы для авиационной и космической промышленности, высоколегированные стали для судо- и ракетостроения, спецстали для ВПК и пр.

Главный фактор, который способствует агрессивному росту производства стали в КНР - высокий внутренний спрос. Потребление китайской стали в прошлом году составило 434,36 млн тонн, т. е. 89% от общенационального производства, а готового металлопроката – 518,83 млн тонн, что на 97% обеспечено внутренними производителями, тогда как еще в 2000 году КНР импортировала до 20% металлопродукции.

Второй фактор, поддерживающий производство, - экспорт. Китайские металлурги в 2003-2006 гг. практически полностью вытеснили конкурентов (в том числе и Украину) с Юго-Восточной Азии. Они нарастили присутствие в ЕС, Америке, Ближнем Востоке и Северной Африке, определяя ключевые тенденции на рынке этих регионов.

Растущая как на дрожжах китайская металлургия достигла своего пика в прошлом году, когда объем выплавки стали впервые перевалил отметку в 500 млн тонн. Казалось, что глобальный финансовый кризис должен был преломить восходящую тенденцию, однако, правительство КНР вовремя приняло пакет стимулирующих мер, что дало возможность китайской черной металлургии преодолеть падение уже в конце I квартала.

Среди наиболее важных решений, оказывающих поддержку китайским металлургам, стоит выделить:

1. Уменьшение фискального давления на производителей. Еще 1 декабря прошлого года власти КНР приняли решение об отмене экспортных пошлин на горячекатаные рулоны, полосы, балки, стальную проволоку, сварные трубы и продукцию из легированной стали, а также частично возобновили практику возврата НДС экспортерам (до этого китайским экспортерам не возмещалось ничего).

2. Пакет стимулирующих мер стоимостью в 585 млрд долл. США, который предусматривает комплекс мер по расширению потребления металла. Инвестиции пойдут в инфраструктуру и жилищное строительство. К слову, капвложения в строительные проекты за первые пять месяцев текущего года выросли, по данным Mysteel, почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

3. Реализация крупных инфраструктурных проектов. В частности, к 2010 году в КНР планируется инвестировать почти 190 млрд долл. для 20% увеличения сети железнодорожных линий. Кроме того, в Китае ведется строительство самого дорогого (31,6 млрд долл.) проекта в истории страны – прокладка скоростной (350 км/ч) железнодорожной трассы протяженностью 1318 тыс. км (80,5% которой будет проходить по наведенным мостам) между Пекином и Шанхаем через мегаполис Тяньцзинь. Еще одним крупным строительным проектом страны, который адсорбирует значительный объем металлопродукции, является возведение китайской плотины «Три ущелья» (Three Gorges Dam), начатое еще в 1992 году. Сталь в данном проекте – важнейший строительный материал. Дамба и ГЭС потребляют существенную часть металлопродукции страны.

4. Поддержка внутреннего спроса на отечественные товары. Помимо социальных расходов, китайские власти стимулируют кредитную активность. Только с января по май китайские банки выдали кредитов на 850 млрд долл., то есть в три раза больше, чем за аналогичный период 2008 года. В результате в стране рванула вверх потребительская активность, увеличившая спрос на автомобили и бытовую технику, что соответственно повысило спрос на металл.

Благодаря принятым антикризисным мерам, Китаю удалось сохранить позитивную динамику ВВП, а с ним, и производство стали. По итогам I квартала текущего года рост ВВП страны составил 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, а во II квартале рост ускорился до 7,9% . Власти надеются, что по итогам 2009 года его рост превысит 8%.

В свою очередь, выплавка стали по итогам января-июня текущего года в Китае составила 266,6 млн тонн, что на 1,26% больше нежели за аналогичный период прошлого года. На фоне стагнации основных конкурентов, Китай вплотную приблизился к 50% общемирового производства (Рис. 2)


Рис. 2. Ежемесячная динамика производства в КНР в 2009 году.

Стоит отметить, что ассоциация производителей стали Китая на текущий год прогнозирует снижение производства в 2009 году на 8% — до 460 млн тонн  - из-за рецессии снизился спрос на сталь со стороны автопроизводителей и строителей. Однако, учитывая, что I полугодие продемонстрировало рост, даже на фоне высокой сравнительной базы прошлого года, китайская металлургия по итогам года, скорее всего, продемонстрирует положительный результат.

Отметим, что позитивную динамику производства демонстрируют практически все крупнейшие компании. Однако определяющий вектор на китайском стальном рынке формируют не лидеры. Пять ведущих меткомпаний в 2008 году произвели 141,5 млн тонн, или 28,3% стали от общего объема (Таб.1). Остальную металлопродукцию выпустили около 1200 средних и малых металлургических заводов страны.

Таб. 1. Крупнейшие металлургические компании КНР



Временное затишье китайские власти намерены использовать для реформирования сталелитейного сектора страны. Вместо агрессивного наращивания мощностей, продолжавшегося с начала 2000-х годов, приоритетом теперь назван качественный рост. В КНР собираются провести модернизацию сталелитейных мощностей и закончить консолидацию производства, создав десять глобальных игроков.

Кроме того, китайские власти решили реализовать еще один грандиозный проект – географически структурировать промышленность. По данным агентства Reuters, ссылающегося на источники в промышленности, китайцы намерены сосредоточить 40% всех мощностей в прибрежных регионах страны. Это позволит, с одной стороны, увеличить экспортный потенциал предприятий, а с другой — облегчить доступ к импортируемому в страну сырью из Австралии, Бразилии и Индии — железной руде и коксующемуся углю.

Таким образом, главным фактором развития китайской металлургии выступают внутренние ресурсы. Способность государства поддерживать базовую отрасль экономики в условиях глобального финансового криза - свидетельство высокой эффективности правительства. Весьма спорными могут казаться действия, предпринимаемые китайскими властями, однако практика КНР четко продемонстрировала, что активная позиция правительства является одним из важнейших предпосылок преодоления кризиса.

Максим Соколов


 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!