kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Оживший Black Iron

21.02.17
размер текста:

В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.

7 лет ожидания

Зарегистрированная в канадском городе Торонто компания Black Iron возникла на украинских рудных горизонтах в конце 2010 г., когда выкупила у группы East One Виктора Пинчука лицензионные права на разведку и разработку запасов железной руды на участке в районе Кривого Рога, зажатом между отвалами Южного ГОКа и АМКР. После этого Black Iron попыталась договориться о партнерстве с обеими более опытными в рудном деле соседями. ArcelorMittal отказался сразу. "Метинвест" попробовал, но в начале 2016-го вышел из совместного проекта. Сами же канадцы за 7 предыдущих лет за строительство нового комбината активно не брались, зарабатывая на играх с курсом ценных бумаг своей компании. Так, если Black Iron приобрела у Пинчука этот актив за 13 млн долл., то в течение только первого года после покупки привлекла 67 млн долл. через частные и публичные размещения. При этом она ничего не строила, не добывала, не продавала.

Заминку с работами канадцы объясняли всем инвесторам падением цен на железорудное сырье. Мол, когда покупали активы в Украине, тонна руды продавалась по 150 долл., а пока собрали все разрешения и регламентирующие документы, чтобы приступить к постройке ГОКа, цены упали более чем втрое. На нижнем пике руда действительно котировалась по 37 долл./тонну, но сейчас, когда цены уже превысили 80-долларовый рубеж, инвестиции в постройку нового ГОКа опять обретают черты экономической привлекательности. Одним из тех, кого смогли убедить вложиться в проект, является международный холдинг VS Energy – со словацкой регистрацией, но с российским капиталом. Его бывший топ-менеджер Михаил Спектор с февраля 2017 г. является президентом Black Iron.

Формально М.Спектора уже никакие деловые отношения с VS Energy не связывают. И в то же время он сегодня входит в состав совета директоров канадского банка Forbes & Manhattan, ключевого акционера Black Iron. Осенью 2015-го М.Спектор вывел за собой из структур VS целую группу топ-управленцев, которые и сформировали украинское подразделение Forbes & Manhattan. В их числе и Ярослав Снигур, отвечавший за все металлургические проекты VS, и Александр Святковский, 10 лет проработавший финансовым директором в этом холдинге. Впрочем, поскольку этот массовый исход совпал по времени с началом атак правоохранительных органов на компании VS Energy в Украине, на рынке зародилась версия, что это может быть просто способом вывести часть активов из-под удара, переставив их под зонтик канадского банка. Пускай и малоизвестного.

Forbes & Manhattan – классический инвестиционный банк, который покупает исключительно ради того, чтобы продать. Сам заниматься добычей руды и даже кредитовать ее он вряд ли будет в долгосрочной перспективе. Его задача – превратить Black Iron в желанный товар, чтобы нашелся кто-то готовый рискнуть ради него суммой с девятью нулями. Ведь для постройки Шимановского горно-обогатительного комбината с годовой продуктивностью порядка 10 млн тонн железорудного концентрата требуется не менее 1 млрд долл. Выступая на общественных слушаниях в Рудничном, генеральный директор ООО "Шимановское Стил" ("дочка" Black Iron) Владимир Байрак сообщил, что при оптимистичном развитии событий строительство ГОКа начнется в 2018 году, при пессимистичном – в 2021-2022-м.

С места в карьер

Под технологические потребности комбината, согласно плану, подготовленному институтом "Кривбасспроект", нужно более 600 га земель, и пока еще не по всем этим гектарам решен вопрос с землепользованием. Большую часть площадей ГОК возьмет в аренду у Криворожского горсовета. С Минобороны Black Iron ведет переговоры о том, чтобы отвести под отвалы кусок расположенного рядом полигона Макулан. Но есть еще небольшие участки, где интересы будущего Шимановского ГОКа накладываются на земли, ранее отданные в аренду АМКР и Южному ГОКу. Видимо, речь придется вести о совместном пользовании.

Лицензия Black Iron на разработку Шимановского месторождения действительна до 1 ноября 2024 г. За это время компании необходимо наладить добычу, иначе есть риск потерять права на дальнейшее недропользование. Согласно последним подсчетам запасы Шимановского составляют 646 млн тонн сырой железной руды (32% Fe). Этого хватит на 14-19 лет работы предприятия, в зависимости от темпов производства. При этом в резерве есть еще соседнее Зеленовское месторождение, пока изученное не столь подробно.

От начала непосредственно строительных работ до выпуска первой продукции, по прогнозам Black Iron, пройдет 1,5-2 года. Инвестиции в новый ГОК должны окупиться уже через 2,5 года после выхода его на проектную мощность, если цены на руду не будут опускаться ниже интервала 50-60 долл./тонну. Разрабатывать Шимановское месторождение предполагается открытым способом с предварительным распушиванием руды и пород буро-взрывным способом. Таким образом, основная статья инвестиционных затрат (более 50%) пойдет именно на строительство обогатительной фабрики и раскопку карьера, общая площадь которого должна составить 269,6 га. Получится эллипсоидная яма примерно 2,2 км в длину, 1 км в ширину и 250 м вглубь.

45-долларовая руда

По своим параметрам это будет далеко не самый крупный карьер в Кривом Роге. Black Iron, как и Полтавский ГОК, также избрал исключительно экспортную маркетинговую стратегию для своего будущего комбината При этом Полтавский ГОК почти всю добытую руду перерабатывает в окатыши и уже в таком виде отправляет сырье за рубеж. В свою очередь Black Iron намерен продавать непосредственно концентрат. Специалисты Black Iron не видят особого смысла в том, чтобы дополнительно тратиться на данный процесс, поскольку ориентируются преимущественно на рынки сбыта Турции и Юго-Восточной Азии, где меткомбинаты отдают предпочтение именно концентрату. Тогда как в странах Европы, с которыми в основном работает Полтавский ГОК, более популярны окатыши.

Приятной особенностью Шимановского месторождения является и довольно близкое к поверхности залегание рудного сырья. Первый пласт открывается уже на глубине 19 м, что значительно удешевляет проведение вскрышных работ и снижает себестоимость конечного продукта. Соседним ГОКам иногда приходилось преодолевать до 70 м вскрыши. Соответственно, и площадка под хранение выбранной породы будет занимать меньше места.

В подготовленном 3 года назад по заказу Black Iron технологическом отчете себестоимость добычи руды на Шимановском месторождении оценивалась примерно в 45 долл./тонну, а ожидаемая годовая прибыль инвестора (NPV) – в 2,6 млрд долл. при объемах производства в 9,9 млрд тонн концентрата. Но эти расчеты базировались еще на курсе 8 грн./долл. В появившимся в феврале 2017-го релизе от Black Iron опять приводится ссылка на те же цифры. Но далее следует замечание, что в связи с девальвацией гривны экономическая привлекательность проекта стала теперь еще выше. А это дает шанс канадцам еще раз сыграть на повышение своих акций.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!