kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Стальной аппетит дракона

02.03.17
размер текста:

Евросоюзу долгое время удавалось отбиваться от китайской экспансии в металлургической отрасли. Однако в последнее время защитные редуты дали серьезную трещину. На помощь компаниям из КНР пришел очень сильный и грозный союзник – кризис. Первыми под его напором начали сдавать позиции наиболее слабые игроки – восточноевропейские стальные производители. А там не успеешь оглянуться, как очередь дойдет и до гораздо более благополучных и устойчивых предприятий в Западной Европе.

Негласное табу

Интернационал в европейской металлургии по факту образовался еще в 2000-х гг. Пионером стала американская корпорация US Steel, купившая в 2000-м меткомбинат в словацком Кошице, а в 2003 – в сербском Смедерево. Ее примеру последовали россияне и украинцы. Причем объектом интереса были уже и западноевропейские активы. Российский "Евраз-холдинг" приобрел меткомбинат в чешском Витковице и металлопрокатный завод Palini e Bertoli в Италии, "Северсталь" там же купила местных производителей Lucchini и Redaelli, "Мечел" обзавелся несколькими метзаводами в Румынии, Новолипецкий меткомбинат – в Бельгии и Франции.

Украинская корпорация "Индустриальный союз Донбасса" в тот период стала владельцем комбинатов Dunaferr в Венгрии и Huta Czestochowa в Польше, холдинг "Метинвест" купил металлопрокатные заводы в Болгарии, Италии, Великобритании. Ну а по-настоящему знаковым событием здесь можно считать слияние европейского концерна Arcelor с главным офисом в Люксембурге и индийской Mittal Steel Лакшми Миттала в 2006 г. Индийская экспансия на европейский рынок продолжилась в 2007 г., когда Tata Steel оптом купила всю британскую металлургию у концерна Corus.

Таким образом, китайские производители остались в стороне от дележа европейского стального пирога в период бурного роста рынка. Но это совсем не значит, что пирог, т.е. рынок ЕС, их не интересовал. Опять же, какого-то официального документа в виде директивы Еврокомиссии, запрещающей компаниям из КНР вхождение в металлургический сектор, не существует в природе. И, тем не менее, похоже, что какое-то негласное табу на допуск китайских металлургов на производственные площадки стран ЕС все же существовало.

Сербский плацдарм

Нарушителем конвенции оказалось правительство Сербии, продав единственный в стране меткомбинат Zelezara Smederevo за 46 млн евро в июле 2016 г. Покупателем стала одна из крупнейших в Китае компаний Hebei Iron&Steel. В конце января нынешнего года новые владельцы бодро рапортовали, что им потребовалось каких-то полгода, чтобы вернуть многострадальный актив к прибыльности. И пообещали вложить в его модернизацию 120 млн долл. Впрочем, есть основания полагать, что победные реляции – часть хитрой игры представителей КНР.

Ведь было бы все так просто – не было бы так сложно. Если вытащить проблемный меткомбинат из ямы оказалось так легко – то почему он столько лет пребывал в коматозном состоянии? Менеджерам US Steel не хватило профессионализма и управленческого опыта? Очень и очень маловероятно. Радикального улучшения рыночной конъюнктуры тоже не произошло, хотя она, конечно, и не ухудшилась за этот период. Гораздо более вероятно, что в данном случае для китайских металлургов важно создать пресловутую "историю успеха", открывающую двери для новых приобретений в еврозоне.

А они очень и очень нужны в условиях, когда металл из КНР является объектом многочисленных антидемпинговых расследований по всему миру. По состоянию на август 2016-го в ЕС уже действовали заградительные пошлины на 37 видов стальной продукции, в том числе на 15 – из Китая. Обращает внимание и хронология событий, связанных с Zelezara Smederevo. В апреле 2016-го правительство в Белграде подписывает соглашение о продаже комбината китайцам, в июле сделка официально завершается… а уже в августе Еврокомиссия начинает против Сербии расследование по обвинению в стальном демпинге. Разумеется, премьер страны Александр Вучич защищает своих инвесторов, выступая с гневными опровержениями, тем не менее цепочка событий выстраивается довольно любопытная и абсолютно логичная.

Новая цель

В этом контексте неудивительно внимание китайских металлургов к другому европейскому активу US Steel, расположенному в Кошице. Проблемы там начались еще во время первой волны кризиса и в 2008 г. американская компания официально объявила о намерении избавиться от этого предприятия. Российский холдинг "Металлоинвест" тогда заинтересовался предложением, но стороны так и не пришли к общему знаменателю. Были и другие неподтвержденные варианты, но и они не сработали. В итоге комбинат так и остался у US Steel, которую правительство Словакии очень не хотело отпускать.

Чиновников из Братиславы можно понять: с приходом американцев мощность предприятия выросла с 3,4 до 4,5 млн тонн стали в год, оно стало одним из ведущих европейских производителей листового проката для автопрома. Поэтому в апреле 2013 г. правительство Словакии подписало меморандум, в соответствии с которым американцы получили льготы по электроэнергии и экологическому налогу, а также субсидию в 14 млн евро в год на использование возобновляемых источников энергии.

Взамен US Steel обязалась не продавать Kosice Steel в течение последующих 15 лет. На календаре, напомним, март 2017-го – так что взятые обязательства со стороны американской корпорации явно нарушены. К идее избавиться от данного актива US Steel вернулась в 2015 г. Не исключено, что причиной такого решения стал курс на ужесточение экологических нормативов, взятый Евросоюзом. Для соответствия новым экостандартам комбинату потребовались инвестиции в 500 млн долл., и американцы, скорее всего, просто не захотели раскошеливаться.

Первоначально комбинатом в Кошице заинтересовались соседи. Так, в декабре 2015 г. это была чешская Moravia Steel, позднее предложение делала Trinecke Zelezarny. Ни тем, ни другим не удалось договориться с американцами, однако сейчас ситуация другая. Во-первых, китайцы – не чехи. Они не только больше заинтересованы, но и могут выставить гораздо более "жирные" условия, подкрепленные финансовой мощью госбанков КНР. Во-вторых, если раньше US Steel могла не торопиться с уходом из Словакии, торгуясь с потенциальными покупателями за каждый доллар, то теперь ее подгоняют новые веяния в США.

Сменивший Барака Обаму президент Дональд Трамп заявил, что будет способствовать возвращению бизнеса американских корпораций в альма-матер. С этой целью он объявил о снижении ставки корпоративного налога с 35 до 15% и одновременном увеличении до 41% налога на прибыль по зарубежным финансовым операциям. Очевидно, что теперь у US Steel есть очень веский повод поторопиться с продажей Kosice Steel. Поэтому сообщения о переговорах все с той же Hebei Iron&Steel – четкий сигнал о предстоящем расширении китайского присутствия в еврометаллургии. Вряд ли этому обстоятельству обрадуются местные производители, объединенные в ассоциацию Eurofer. Но похоже, что сейчас им придется принять как свершившийся факт расширение китайской экспансии – несмотря на жесткие торговые ограничения против металла из КНР.

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!