kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Стальной аппетит дракона

02.03.17
размер текста:

Евросоюзу долгое время удавалось отбиваться от китайской экспансии в металлургической отрасли. Однако в последнее время защитные редуты дали серьезную трещину. На помощь компаниям из КНР пришел очень сильный и грозный союзник – кризис. Первыми под его напором начали сдавать позиции наиболее слабые игроки – восточноевропейские стальные производители. А там не успеешь оглянуться, как очередь дойдет и до гораздо более благополучных и устойчивых предприятий в Западной Европе.

Негласное табу

Интернационал в европейской металлургии по факту образовался еще в 2000-х гг. Пионером стала американская корпорация US Steel, купившая в 2000-м меткомбинат в словацком Кошице, а в 2003 – в сербском Смедерево. Ее примеру последовали россияне и украинцы. Причем объектом интереса были уже и западноевропейские активы. Российский "Евраз-холдинг" приобрел меткомбинат в чешском Витковице и металлопрокатный завод Palini e Bertoli в Италии, "Северсталь" там же купила местных производителей Lucchini и Redaelli, "Мечел" обзавелся несколькими метзаводами в Румынии, Новолипецкий меткомбинат – в Бельгии и Франции.

Украинская корпорация "Индустриальный союз Донбасса" в тот период стала владельцем комбинатов Dunaferr в Венгрии и Huta Czestochowa в Польше, холдинг "Метинвест" купил металлопрокатные заводы в Болгарии, Италии, Великобритании. Ну а по-настоящему знаковым событием здесь можно считать слияние европейского концерна Arcelor с главным офисом в Люксембурге и индийской Mittal Steel Лакшми Миттала в 2006 г. Индийская экспансия на европейский рынок продолжилась в 2007 г., когда Tata Steel оптом купила всю британскую металлургию у концерна Corus.

Таким образом, китайские производители остались в стороне от дележа европейского стального пирога в период бурного роста рынка. Но это совсем не значит, что пирог, т.е. рынок ЕС, их не интересовал. Опять же, какого-то официального документа в виде директивы Еврокомиссии, запрещающей компаниям из КНР вхождение в металлургический сектор, не существует в природе. И, тем не менее, похоже, что какое-то негласное табу на допуск китайских металлургов на производственные площадки стран ЕС все же существовало.

Сербский плацдарм

Нарушителем конвенции оказалось правительство Сербии, продав единственный в стране меткомбинат Zelezara Smederevo за 46 млн евро в июле 2016 г. Покупателем стала одна из крупнейших в Китае компаний Hebei Iron&Steel. В конце января нынешнего года новые владельцы бодро рапортовали, что им потребовалось каких-то полгода, чтобы вернуть многострадальный актив к прибыльности. И пообещали вложить в его модернизацию 120 млн долл. Впрочем, есть основания полагать, что победные реляции – часть хитрой игры представителей КНР.

Ведь было бы все так просто – не было бы так сложно. Если вытащить проблемный меткомбинат из ямы оказалось так легко – то почему он столько лет пребывал в коматозном состоянии? Менеджерам US Steel не хватило профессионализма и управленческого опыта? Очень и очень маловероятно. Радикального улучшения рыночной конъюнктуры тоже не произошло, хотя она, конечно, и не ухудшилась за этот период. Гораздо более вероятно, что в данном случае для китайских металлургов важно создать пресловутую "историю успеха", открывающую двери для новых приобретений в еврозоне.

А они очень и очень нужны в условиях, когда металл из КНР является объектом многочисленных антидемпинговых расследований по всему миру. По состоянию на август 2016-го в ЕС уже действовали заградительные пошлины на 37 видов стальной продукции, в том числе на 15 – из Китая. Обращает внимание и хронология событий, связанных с Zelezara Smederevo. В апреле 2016-го правительство в Белграде подписывает соглашение о продаже комбината китайцам, в июле сделка официально завершается… а уже в августе Еврокомиссия начинает против Сербии расследование по обвинению в стальном демпинге. Разумеется, премьер страны Александр Вучич защищает своих инвесторов, выступая с гневными опровержениями, тем не менее цепочка событий выстраивается довольно любопытная и абсолютно логичная.

Новая цель

В этом контексте неудивительно внимание китайских металлургов к другому европейскому активу US Steel, расположенному в Кошице. Проблемы там начались еще во время первой волны кризиса и в 2008 г. американская компания официально объявила о намерении избавиться от этого предприятия. Российский холдинг "Металлоинвест" тогда заинтересовался предложением, но стороны так и не пришли к общему знаменателю. Были и другие неподтвержденные варианты, но и они не сработали. В итоге комбинат так и остался у US Steel, которую правительство Словакии очень не хотело отпускать.

Чиновников из Братиславы можно понять: с приходом американцев мощность предприятия выросла с 3,4 до 4,5 млн тонн стали в год, оно стало одним из ведущих европейских производителей листового проката для автопрома. Поэтому в апреле 2013 г. правительство Словакии подписало меморандум, в соответствии с которым американцы получили льготы по электроэнергии и экологическому налогу, а также субсидию в 14 млн евро в год на использование возобновляемых источников энергии.

Взамен US Steel обязалась не продавать Kosice Steel в течение последующих 15 лет. На календаре, напомним, март 2017-го – так что взятые обязательства со стороны американской корпорации явно нарушены. К идее избавиться от данного актива US Steel вернулась в 2015 г. Не исключено, что причиной такого решения стал курс на ужесточение экологических нормативов, взятый Евросоюзом. Для соответствия новым экостандартам комбинату потребовались инвестиции в 500 млн долл., и американцы, скорее всего, просто не захотели раскошеливаться.

Первоначально комбинатом в Кошице заинтересовались соседи. Так, в декабре 2015 г. это была чешская Moravia Steel, позднее предложение делала Trinecke Zelezarny. Ни тем, ни другим не удалось договориться с американцами, однако сейчас ситуация другая. Во-первых, китайцы – не чехи. Они не только больше заинтересованы, но и могут выставить гораздо более "жирные" условия, подкрепленные финансовой мощью госбанков КНР. Во-вторых, если раньше US Steel могла не торопиться с уходом из Словакии, торгуясь с потенциальными покупателями за каждый доллар, то теперь ее подгоняют новые веяния в США.

Сменивший Барака Обаму президент Дональд Трамп заявил, что будет способствовать возвращению бизнеса американских корпораций в альма-матер. С этой целью он объявил о снижении ставки корпоративного налога с 35 до 15% и одновременном увеличении до 41% налога на прибыль по зарубежным финансовым операциям. Очевидно, что теперь у US Steel есть очень веский повод поторопиться с продажей Kosice Steel. Поэтому сообщения о переговорах все с той же Hebei Iron&Steel – четкий сигнал о предстоящем расширении китайского присутствия в еврометаллургии. Вряд ли этому обстоятельству обрадуются местные производители, объединенные в ассоциацию Eurofer. Но похоже, что сейчас им придется принять как свершившийся факт расширение китайской экспансии – несмотря на жесткие торговые ограничения против металла из КНР.

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!