kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Черные металлы для Африки

10.03.17
размер текста:

На фоне обострения конкуренции на мировых металлорынках и усиления протекционизма особое значение для металлургов Украины приобретает посильная географическая диверсификация экспорта. Она может касаться второстепенных регионов, где конкурентная борьба между влиятельными поставщиками не слишком остра – по крайней мере, пока.

Вокруг Магриба

Одним из таких регионов является Африка, к тому же расположенная относительно недалеко – по сравнению, например, с Южной Америкой. Отечественные меткомпании уже много лет пытаются работать в африканских странах, прежде всего это касается арабских государств северной части континента, которые включают в ближневосточный маркетинговый регион MENA (англ. Middle East & North Africa). Причина таких приоритетов проста: местные национальные рынки гораздо более развиты, чем в подавляющем большинстве остальных африканских стран. Кроме Египта, который ежегодно потребляет украинской металлопродукции едва ли не на 1 млрд долл. (в 2016 – 862,9 млн долл., спад на 10,4%), это Ливия (где уже много лет идет гражданская война), Тунис, Алжир и Марокко.

Притом Алжир находится на 2-м месте среди государств континента по закупкам металла из Украины. Интересно заметить, что отечественный металлоэкспорт в крупные страны Магриба (запад арабского мира) в 2016 году вырос: в Алжир – на 18,1%, а в Марокко – более чем в 1,7 раза (см. таблицу). Зато поставки в Тунис обвалились почти в 10 раз. Кстати, безусловным лидером металлопроизводства в Северной Африке является Египет, в 2016-м, правда, сокративший выплавку стали на 8,5%, до 5 млн тонн, сообщает World Steel Association. Кроме него, сталь в арабской Африке плавят Марокко (520 тыс. тонн, +0,8%) и Ливия, в прошлом году увеличившая выплавку на 39,7% до 492 тыс. тонн ввиду политической стабилизации в отдельных частях государства.

У Алжира тоже есть программа импортозамещения: здесь достраивается металлургический комплекс Bellara Steel, который должен войти в строй во ІІ половине 2018 г. По словам министра промышленности и шахт Алжира Абдеслама Бухуареба, это станет важным фактором самообеспечения металлопродукцией, начиная с арматуры. Проект действует в рамках СП с Катаром, где 51% принадлежит алжирской государственной Sider Co. & National Investment Fund, а 49% 
– Qatar Steel International. Годовая мощность первой очереди предприятия – 2 млн тонн сортового проката, в дальнейшем планируется расширение до 4 млн тонн. Отметим, что металлорынок Алжира по объему сопоставим с украинским – около 5 млн тонн, 80% из которых импортируется. Основная часть проката поступает из Евросоюза, с которым есть договор об ассоциации.

Кроме того, в 2016-м правительство страны дало старт модернизации меткомбината El Hadjar (быв. ArcelorMittal Algeria), принадлежащего госкомпании Imetal. Первый этап инвестпрограммы стоимостью более 700 млн долл., из которых 600 млн выделил Нацбанк, включил обновление домны, аглофабрики, коксохимического производства, прокатного стана, за счет чего ежегодная производительность доведена до 1,2 млн тонн стали и 1 млн тонн арматуры и катанки, сообщил представитель аналитической группы Metal Bulletin Брайн Левич. Впоследствии возможно расширение еще на 1 млн тонн стали, что будет стоить 300 млн долл. Для справки, объект построен с помощью СССР в 1970-х годах и изначально мог выплавлять до 2 млн тонн стали в год, а в прокатный сортамент входил не только сорт, но и лист. Но из-за неудовлетворительного управления и гражданской войны к концу 1990-х он мог работать не более чем на 10-20% мощности, требуя ремонта и реконструкции.

А в Ливии крупнейший металлопроизводитель – государственная Libyan Iron and Steel Co (LISCO) в г. Мисрата годовой мощностью 1,3 млн тонн стали; также выпускается горячебрикетированное железо (HBI), сортовой и листовой прокат, в т.ч. с покрытием. Наконец, в Марокко это Maghreb Steel, который обеспечивает загружен практически на 100%.

Южнее Сахары

Что касается Африки "южнее Сахары", то здесь ежегодные закупки металла из Украины колеблются от 50-80 млн долл. (Нигерия, Эфиопия, Сенегал) до Гамбии или Нигера, где годовая выручка составляет 200-300 тыс. долл. А еще в ряде стран (примеры – Габон, Камерун, Мали) продажи колеблются на уровне в несколько миллионов долларов в год, в т.ч. из-за малой емкости местного рынка. При этом единственным крупным производителем металлопродукции в неарабской Африке является ЮАР, в 2016-м снизившая выплавку стали на 4,1%, до 6,4 млн тонн.

Ключевой южноафриканский метхолдинг – это ArcelorMittal South Africa (примерно 60% странового рынка, 5 заводов); наряду с этим, Южноафриканский государственный институт развития (The Industrial Development Corporation) намерен вместе с крупной сталелитейной группой Hebei Iron & Steel (Китай) построить новый МК на 5 млн тонн стали в год, сметой приблизительно 5 млрд долл. МК разместится в северо-восточной части ЮАР недалеко от побережья Индийского океана, в провинции Квазулу-Наталь или Мпумаланга.

В этом же направлении пытается развиваться Нигерия, намеренная привлечь порядка 2 млрд долл. в завершение своего "долгостроя", МК Ajaokuta актуальной мощностью 1,3 млн тонн стали в год, сооружение которого началось еще в 1979 г. с помощью Советского Союза. Ежегодную мощность предприятия предполагается повысить до проектной – более чем 5 млн тонн стали, при емкости внутреннего рынка до 7 млн тонн проката. Тем самым, выход на такие показатели позволит прокатным линиям МК покрывать основную часть национального спроса. В целом в стране есть около 30 меткомпаний разного размера, из них работает только 18.

Свой меткомбинат есть и в Зимбабве – Zimbabwe Iron and Steel Company (Zisco), на 1,2 млн тонн стали "годовых", но он простаивает с 2008 года, и правительство страны пробует продать актив зарубежному инвестору. Вошла в металлургический "клуб" и Ангола, где в 2016-м запущен первый мини-МЗ Aceria de Angola (ADA) на 300 тыс. тонн арматуры в год. Уточним, после многолетней гражданской войны в Анголе скопилось немало разбитой военной техники, пришедшего в негодность промоборудования, разрушенных зданий и т.п., благодаря которым электросталеплавильные агрегаты ADA будут обеспечены ломом 3-4 года. Затем предусмотрено постепенное расширение импорта данного сырья.

В целом африканский металлорынок вырос в 2016 году на 2,2% до 39,5 млн тонн, а в нынешнем году ожидается ускорение роста до 3,3% (до уровня в 41,1 млн тонн) за счет дальнейшего развития крупнейших стран (Северная Африка, ЮАР, Нигерия), где реализуются инфраструктурные, промышленные, энергетические и другие проекты.

Растущий рынок привлекает поставщиков, но пока конкуренция в регионе сравнительно невысока. Это создает перспективы для отечественных металлургов, которые способны нарастить региональные продажи на 10-20% в 2017-м и затем на столько же в 2018 году, полагает Б.Левич. Добавим: если не помешают политико-популистские глупости вроде блокады товарооборота с неподконтрольной частью Донбасса – от таких рисков, к сожалению, сегодня зависит вся украинская экономика.

Экспорт металлопродукции в некоторые страны Африки в 2016 году, тыс. долл.

  Экспорт +/- к 2015
Алжир 81 181,9 +18,1%
Гана 19 256,3 -40,5%
Египет 862 944,5 -10,4%
Ливия 8 247,7 -62,2%
Марокко 25 324 +72,5%
Нигерия 80 012,7 -17,2%
Сенегал 50 762,6 -4,1%
Тунис 8 777,3 -87,4%
Эфиопия 58 710,6 -29%
Источник: Госстат

Максим Полевой

МинПром


 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!