kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Металлоэкспорт: старые связи еще не заржавели

17.03.17
размер текста:

Украинский металлургический экспорт в страны бывшего СССР продолжает снижаться. Если еще в 2012-13-м эти государства в структуре украинского металлоэкспорта занимали в совокупности около 20% и более, то в прошлом году эта доля упала до 13,2% в денежном выражении, или до 954 млн долл. Однако некоторые рыночные позиции сохраняются.

Когда-то горно-металлургический комплекс Украины был частью общесоюзного ГМК и, несмотря на четверть века независимости, по-прежнему отчасти сохраняет ориентацию на постсоветские рынки сбыта в плане деловых связей и особенностей сортамента. Безусловно, эта ориентация поступательно ослаблялась конкуренцией отечественных металлургов с металлопроизводителями других государств бывшего Советского Союза – не говоря уж о конфликте с Москвой, тлевшем много лет и обострившемся в 2014 году.

Естественно, что основное сокращение произошло за счет России, в 2013-м (последний "довоенный" год) купившей в Украине металла на 2162,4 млн долл., а в 2016-м – только на 688,6 млн долл., т.е. более чем втрое меньше. В РФ есть масштабная собственная металлургия, которая в последние 15 лет активно реконструировалась крупными собственниками: "Северсталью", "Евразом", холдингами Магнитогорского МК, Новолипецкого МК, "Мечелом". Это позволило повысить производственную и экономическую эффективность, снизить себестоимость, значительно улучшить качество продукции, признает представитель аналитической группы Metal Bulletin Брайн Левич. А в итоге федеральный рынок сузился для импортеров, особенно тех, у кого ограничена возможность предложить высококачественный современный прокат и оптимизировать издержки производства (отечественные металлурги много лет зависели как минимум от дорогого российского природного газа).

Тем не менее потребители в России продолжают использовать украинский прокат и полуфабрикаты, нередко имеющие преимущество по цене и условиям поставки. Не зря еще задолго до начала торговых войн между нашими странами, а это 2012-13 годы, металлургические лоббисты РФ инициировали расследования против поставок различных видов металла из Украины. Сегодня действуют антидемпинговые пошлины Евразийского экономического союза против арматуры, различных труб, ферросплавов, идет расследование по стальному уголку.

Но и по сей день такая ситуация не привеле к полному закрытию федерального рынка для наших поставщиков. Эксперты уточняют: отечественные экспортеры нередко выигрывают конкуренцию, т.к. способны обеспечить полноту сортамента при допустимых сроках поставки – а российские заводы порой испытывают трудности со сроками из-за больших расстояний внутри страны. Так, на Дону и Кубани нет ни одного крупного метпредприятия, зато по соседству есть сразу несколько украинских. Примерно то же самое касается и остальных граничащих с Украиной областей России, где из значимых "своих" площадок расположен только НЛМК. Поступает из РФ и импорт – во многом это прокат с покрытиями, не выпускаемый отечественными меткомпаниями в достаточном количестве.

Этот "безметаллургический пояс" вдоль украинских границ продолжается Беларусью, которая владеет лишь Белорусским МЗ и традиционно завозит немало металлопродукции для своего развитого машиностроения (МАЗ, МТЗ, "БелАЗ", "Гомсельмаш" и др.). Неудивительно, что продажи украинского металла в эту республику остаются активными – хотя и тут они относительно 2013-го уменьшились втрое, с ежегодного уровня 300 тыс. долл. (см. таблицу). А вот импорт сортового проката из Беларуси был и остается минимальным, хотя он считается высококачественным. Причина – в последние годы меткомпании Украины активизировали борьбу за внутренний рынок на фоне падения спроса.

Еще один традиционный покупатель отечественного металла – Молдова, потребности которой лишь отчасти покрывает "сортовой" Молдавский МЗ, к тому же находящийся в мятежном Приднестровье. А вот украинский металлосбыт в Закавказье в последние "военные" годы заметно сократился; особенно это заметно на примере Азербайджана, куда по сравнению с 2013 годом экспорт снизился в 15 раз. Не помогает и "стратегическая дружба" с Грузией, которая приобретает в Украине все меньше проката. Отчасти это происходит из-за конкуренции со стороны Турции (и, конечно, россиян). В этой же связи отметим низкие объемы продаж в постсоветскую Прибалтику, где, наряду с российскими, активную конкуренцию отечественным металлургам составляют поставщики из Евросоюза, да и сам этот рынок довольно невелик.

Сказалась "политика" и на позициях украинских метпредприятий в Казахстане со Средней Азией: Москва саботирует наш товарный транзит в этот регион через свою территорию, а альтернативный маршрут через Черное море и Закавказье заметно дороже и пока что не отработан. На среднеазиатских рынках агрессивную экспансию ведут как Россия, так и Китай; кроме того, в Казахстане действует крупный МК "АрселорМиттал Темиртау" с достаточно разноплановым сортаментом, а в Узбекистане – Узбекский МК. Тем не менее в регионе продолжаются масштабные инфраструктурные проекты, в т.ч. в контексте китайской программы "Нового Шелкового пути" и транспортировки углеводородов, а это создает потенциальные возможности для различных поставщиков металлопродукции (включая трубы, метизы и т.д.). То же самое касается Закавказья, также расположенного на стратегических маршрутах из Европы в Азию.

Так или иначе, в 2017 году все показатели металлоэкспорта Украины могут снова ослабнуть из-за обострения ситуации на Донбассе с началом товарной блокады и ее развитием в виде решения СНБО о прекращении товарообмена с неподконтрольными территориями. Как известно, "по ту сторону" – такие крупные метактивы, как Алчевский МК, Енакиевский, Макеевский МЗ, "Донецксталь". На данный момент они "отжаты" сепаратистами, что резко ограничивает сбытовые возможности перечисленных производственных площадок (по крайней мере, легальные, особенно за пределами РФ). Впрочем, ситуация еще может измениться, это будет зависеть от способности Киева и "ДНР-ЛНР" договориться о разрешении данного конфликта.

Экспорт металлопродукции в страны бывшего СССР в 2016 году, тыс. долл.

  Экспорт +/- к 2015-му Поставки в 2013-м
Азербайджан 15 219,3 -57,7% 231 232,9
Армения 10 926,9 -34,5% 40 586,1
Беларусь 106 835,4 +2% 301 651
Грузия 44 904,4 -22,8% 79 661,4
Казахстан 2407,6 -73,3% 26 849,7
Киргизия 447,4 +34,8% 3076,3
Латвия 4655,1 +7,7% 22 617,9
Литва 12 842,2 +11,8% 28 524,8
Эстония 16 253,9 +119,1% 18 461,5
Молдова 42 473,5 -53,2% 82 720,9
Россия 688 590,3 -11,3% 2162 401,7
Туркменистан 3470,1 -65% 49 155,8
Узбекистан 5021,2 -48,8% 3949,3
Всего 954 047,3 - 3 050 889,3
Источник: Госстат

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 2
12:26 | 31.03.2017
Stevenwiz
КЛИЕНТСКИЕ БАЗЫ для всех кто много продает (для юрлиц и физлиц)! Узнайте подробнее! Skype: prodawez390 Email: prodawez393@gmail.com Whatsapp: +79139230330 Viber: +79139230330 Telegram: +79139230330
08:44 | 17.03.2017
11
Россия и Беларусь - могут скоро и не купить, а новых рынков так и не открыли. ГМК скукожится до 15 -16 млн. т. стали в год. производства.

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!