kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Под цинком и полимером

24.03.17
размер текста:

В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.

По экспертным данным, в 2016 году украинский рынок проката с покрытием вырос на довольно заметную величину. Рыночные операторы отмечают, что сегмент оцинковки в прошлом году увеличился в тоннаже на 26% (до 298 тыс. тонн), а металла с полимерным покрытием – и вовсе на 47% (до 279 тыс. тонн). Ожидается, что в 2017-м рынок продолжит рост, достигнув соответственно 307 тыс. тонн и 313 тыс. тонн (вторая из цифр стала бы для страны абсолютным рекордом). Прежде всего это связано с оживлением в строительстве, которое в 2016-м показало прирост совокупной стоимости работ на 13,1%, до 70,9 млрд грн. Среди прочего, из покрытого металла получают такие распространенные сегодня стройматериалы, как профилированный настил, сэндвич-панели, металлочерепицу и др.

Украинская динамика

Что касается оцинковки, то основную ее часть в Украине производит Мариупольский МК им. Ильича. Кроме того, действует предприятие "Модуль" (Каменец-Подольский, Хмельницкая обл.), а завод "Металлы и полимеры" (Алчевск, Луганская обл.) простаивает из-за расположения на неподконтрольной территории Донбасса. А в конце минувшего года стало известно о предстоящем запуске мощностей ООО "Юнистил" (Кривой Рог, Днепропетровская обл.) – еще одной профильной площадки, простаивавшей более 4 лет. На данном этапе "Юнистил" будет работать с давальческим сырьем группы "Метинвест". За счет этого группа намерена расширить сортамент в нише продукции с меньшим уровнем цинкопокрытия, а также толщин свыше 1,5-1,6 мм. В целом отечественный выпуск оцинковки в 2016 году составил 170 тыс. тонн, сообщает директор "Раута Групп" Андрей Озейчук.

Есть на рынке и импорт, доля которого в последние годы упала ниже 40%. Так, в 2016-м импортировано 107 тыс. тонн проката с цинковым покрытием, т.е. около 38% от объема внутреннего потребления. Безусловный лидер в части импорта – Китай (51% в тоннаже), за ним следуют Словакия (16%), Россия (9%) и др.

А вот в "полимерном" сегменте импорт по-прежнему доминирует, занимая более 90%. И снова более 50% импорта происходит из КНР, притом велика доля тонкого металла с минимальным покрытием, уточняет директор "Метинвеста" по маркетингу Роман Курашев. Но есть и тенденция роста закупок качественного материала, например, для легких стальных тонкостенных конструкций, который поступает из Польши (откуда идет 24% импортного проката с покрытием), Словакии (7%), РФ (4%) и др. При этом у упомянутого холдинга есть планы насчет собственных мощностей по нанесению полимерных покрытий. Пока же они действуют лишь на каменец-подольском "Модуле", тогда как компания "АЗСТ-Колор" (Антрацит, Луганская обл.) вместе с упоминавшимися выше "Металлами и полимерами" остановила работу еще в 2014-м с началом боевых действий.

Возвращаясь к импорту, заметим, что из Польши завозится продукт корпорации ArcelorMittal, из России – групп "Северсталь", Новолипецкого, Магнитогорского МК, из Финляндии – известная марка Ruukki, из Южной Кореи – Dongbu Steel. "Полимерный" прокат из Евросоюза эксперты традиционно относят к премиум-классу, тогда как весь остальной – к эконом-классу, с не всегда стабильным качеством при более низкой цене. В 2014-15 годах из-за общеэкономической ситуации возможности потребителей быстро ослабевали, и значение цены при выборе товара выросло, констатируют аналитики (то же самое и по сходным причинам происходит и в РФ). Однако в 2016-м покупатели снова начали обращать больше внимания на качество продукции, условия гарантии и другие сопутствующие параметры поставки. Сохранение "качественного" тренда прогнозируется и в этом году, особенно если в стране не будет серьезных экономических и политических потрясений.

Мировой контекст

Тем временем мировой рынок металла с защитными покрытиями поступательно растет, примерно на 5% в год, и к настоящему моменту достиг годового размера в более чем 160 млн тонн за счет спроса со стороны стройиндустрии и машиностроения. В некоторых сферах применения покрытый лист теснит непокрытый. Причем первый – это товар с повышенной добавленной стоимостью, и поэтому он особенно привлекателен для металлургов в условиях общей слабости глобальных металлорынков. Неудивительно, что, как и на "большом" рынке, здесь сформировался профицит – инвесторы опережающими темпами вводят новые мощности. И если еще несколько лет назад защитных торговых мер по покрытому прокату было мало, то резкое увеличение китайского экспорта в 2014-16 гг. спровоцировало быстрый рост их числа, в т.ч. против Южной Кореи и Вьетнама.

Больше всего на международный рынок повлияло антидемпинговое расследование поставок проката с покрытием из Китая в ЕС, уже приведшее к ограничениям и нехватке предложения в Европе – хотя расследование началось лишь недавно, в декабре-2016 (по данным европейской металлургической ассоциации Eurofer, за первые 9 мес. минувшего года из КНР поступило 1,72 млн тонн продукции, или свыше 50% от совокупного импорта в натуральном выражении). Возникший в результате вакуум пытаются заполнить производители из Южной Кореи, Индии, Турции. А китайцы вынуждены искать новые рынки сбыта; они уже нарастили продажи в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке, плюс ведут агрессивный маркетинг на пространстве быв. СССР.

Далее, осенью Антидемпинговая комиссия Австралии, входящая в состав национального Министерства промышленности, инноваций и науки, начала расследование ввоза оцинковки и продукции с другими покрытиями из цветных металлов, за исключением электрооцинкованного и окрашенного проката, из Вьетнама, Индии и Малайзии – по жалобе местной фирмы BlueScope Steel. А в самом конце 2016 года Минторг Таиланда объявил предварительные результаты антидемпингового расследования против окрашенного листа из Вьетнама, которое было начато в сентябре-2015 по жалобе таиландского предприятия NS BlueScope, аффилированного с вышеуказанными австралийцами. Скорее всего, будут установлены пошлины.

В свою очередь, сам Вьетнам в 2016-м расследовал поставки оцинковки и "полимеров" из Поднебесной и Южной Кореи; на оцинковку введены предварительные антидемпинговые пошлины в размере от 4,02% до 38,34% для Китая и от 12,4% до 19% для Кореи. А Египет запустил расследование против оцинковки шириной более 600 мм и жести из КНР и Бельгии.

Если рассматривать мировой рынок покрытого проката по регионам, то в Европе и США потребление постепенно восстанавливается после кризиса-2008 и приближается к докризисным показателям, отмечает специалист Международной цинковой ассоциации Мик Жиль. Неплоха динамика и в Китае, где это связано с по-прежнему значительными темпами роста в экономике в целом и в строительстве в частности; кроме того, активен спрос со стороны автопрома и заводов бытовой техники. Для этих же подотраслей машиностроения поставляет продукцию Южная Корея, ставшая одним из главных ее глобальных экспортеров.

Вероятно, в ближайшие годы на международном рынке проката с покрытиями продолжится постепенный рост потребления, сдерживая увеличение профицита ослабляя его остроту. Украинский же рынок остается импортозависимым, и внутренним производителям предстоят усилия по укреплению своих позиций, особенно в "полимерной" нише. Есть у этих производителей и экспортные перспективы (скажем, "Модуль" в 2016 году реализовал за границу около 7% своей продукции, а в 2017-м рассчитывает на 11%), но приоритетом остается Украина. Оптимистичным развитием событий было бы общее урегулирование в зоне АТО и, как следствие, возобновление работы остановившихся производств – но пока что это остается несбыточной мечтой.

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 1
16:18 | 17.04.2017
AM STEEL Одесса
Поступают же в страну и другие металлы с покрытием: алюмокремний, алюмоцинк, гальванил. (050) 346-6801
m.afanasiev@amsteelgroup.com

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!