kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Прощай, железо

12.08.09
размер текста:

Компания Midland Resourses продала свои последние крупные активы в Украине. Что привело к такому решению владельцев компании, в собственности которых находился такой крупный металлургический гигант как «Запорожсталь»?

Основные собственники «Запорожстали» Эдуард Шифрин и Алекс Шнайдер испытывают «любовь» не только к железу, но к спорту – поддерживают запорожский ФК «Металлург», а в конце 2007 года купили 80% акций «Маккаби» (Тель-Авив), при этом несколько лет были владельцами команды «Формула-1». Но, несмотря на это, бизнесменов нельзя назвать публичными. Познакомились они в начале 1990-х годов. В то время Шифрин ушел из «Днепроспецстали», начав сотрудничество с китайскими металлотрейдерами. У Шнайдера в Торонто была своя трейдерская компания.

Комбинат «Запорожсталь» оказался в числе клиентов Шнайдера и Шифрина. Спустя несколько лет, создав компанию Midland Resourses, они получили возможность участвовать в приватизации «Запорожстали». В результате наряду с Василием Хмельницким и Андреем Ивановым, а также Игорем Дворецким и директором «Запорожстали» Виталием Сацким Шнайдер и Шифрин стали акционерами комбината. А спустя некоторое время компании Midland Resourses удалось сконцентрировать контрольный пакет акций предприятия.

Запорожская сталь

«Запорожсталь» сегодня – это едва ли не последний крупный комбинат, работающий на мартеновских печах, в то время как большинство других комбинатов переходят на более современные доменные печи, конвертерные, электросталеплавильные. Переход на новейшие технологии требует вложения значительных инвестиций, а на «Запорожстали» не помнят, когда в последний раз проводилась модернизация. Естественно, что продукция, производимая на устаревшем оборудовании, является менее конкурентоспособной - рентабельность падает с каждым годом. Более того, производство на мартеновских печах приводит к потерям стали до 20%.

Однако далее обсуждений плана строительства нового цеха конвертерной выплавки и непрерывной разливки стали руководство комбината не двигалось. В прошлом году появилась информация, что «Запорожсталь» заключила контракт с компанией Siemens о строительстве конвертерного цеха, который подразумевает под собой строительство двух конвертеров, двух установок десульфуризации, вакууматора и двух толстослябовых машин непрерывного литья заготовки (МНЛЗ). По оценкам экспертов стоимость строительства данного цеха составляла 2 млрд долл. У «Запорожстали» таких финансовых объемов на то время не было. Поэтому, по мнению экспертов, выходов для предприятия было два: слияние со стратегическим и финансовым партнером или кредит.

Собственники комбината решили воспользоваться вторым вариантом – взять кредит. Как стало известно, кредит в размере 250 млн долл. решил предоставить крупный американский банк Citigroup. Таким образом, если «Запорожсталь» построит цех к 2012 году, как заявлялось ранее, это позволит комбинату увеличить объемы выплавки жидкой стали до 5,5 млн тонн в год, тогда как в прошлом году эта цифра составляла 4,4 млн тонн. Кроме того, введение в эксплуатацию данного цеха позволит увеличить рентабельность, так как новейшие технологии позволят выплавлять более качественную сталь с меньшими затратами, а непрерывная разливка и конвертерная выплавка позволят практически избежать потерь.

Сырьевая проблема

Однако модернизация производственных мощностей не решила всех проблем «Запорожстали». Главная проблема комбината – сырьевая. Предприятия «Запорожкокс» (40% принадлежит «Запорожстали»), «Запорожогнеупор», «Запорожский железорудный комбинат» (15% акций принадлежит «Запорожстали»), которые работают в связке с «Запорожсталью», не составляют полную вертикально-интегрированную цепочку. Комбинату по-прежнему необходим уголь, руда и концентрат. В конце 2007 года собственники комбината обеспечили предприятие углем. Они купили в России обогатительную фабрику «Производственное объединение «Шолоховское» и лицензию на участок Быстрянского угольного месторождения в Ростовской области. А проблему дефицита руды мог бы решить Приазовский ГОК, лицензией на разработку которого «Запорожсталь» владеет совместно с Мариупольским металлургическим комбинатом им.Ильича. Однако денег на разработку ГОКа нет ни у запорожцев, ни у мариупольцев.

Строительство ГОКа, по оценкам экспертов, составляет около 1 млрд долл., из которых 70 млн долл. пойдет на развитие инфрастуктуры. Еще в декабре 2003 года ММК им.Ильича и комбинат «Запорожсталь» на паритетных началах решили начать строительство нового горно-обогатительного комбината в Запорожской области. Здесь находится Куксунгурская группа месторождений железной руды: основное Куксунгурское, а также Корсакское, Сергеевское, Новоукраинское и Павловское. Привлекательность недр в том, что рудные пласты находятся очень близко к поверхности, что делает возможным добычу сырья открытым или карьерным способом. Введение в эксплуатацию Приазовского ГОКа полностью бы решило проблемы металлургических гигантов по обеспечению руды. С тех пор в строительство было вложено лишь 10 млн долл.

Продажа металлургических активов

На первый взгляд покупка угольного месторождения и модернизация производственных мощностей может указывать на то, что Алекс Шнайдер и Эдуард Шифрин решили всерьез заняться комбинатом и его развитием. Но есть и вторая сторона медали. По мнению экспертов, все перечисленные мероприятия могут означать также подготовку к продаже комбината. В прошлом году эксперты оценивали «Запорожсталь» в 2,3-2,5 млрд долл. В случае продажи цена могла быть и намного выше. Также могла повысить стоимость комбината и модернизация производственных мощностей. Кроме того, в сделку, если таковая имела бы место, войдут 15% акций предприятия «Запорожкокс», стоимость которого в прошлом году по оценке «Конкорд Капитал» составляла примерно 170 млн долл., и 40% акций «Запорожский железорудный комбинат», а также обогатительная фабрика и участок угольного месторождения в России. Привлекательным приложением к сделке является также лицензия на разработку Приазовского ГОКа.

Почему идет речь о продаже завода? Дело в том, что разговоры на эту тему на рынке ходят уже давно, так как и разговоры о том, что собственникам частенько поступают предложения о продаже комбината. Желающих купить комбинат, особенно из числа российских металлургов, до кризиса было немало. А также финансовая неспособность модернизировать предприятие говорит о том, что рано или поздно собственникам придется продать комбинат, чтобы не допустить полного износа производственных мощностей и полной неконкурентоспособности продукции. Однако, говорить о финансовой нестабильности собственников комбината – неправильно. Так как основных собственников «Запорожстали» Эдуарда Шифрина и Алекса Шнайдера таковыми назвать нельзя.

Оборот их компании Midland Group в 2006 году составил 3 млрд долл., общая стоимость девелоперских проектов в Москве – 2 млрд долл. Кроме того, компания владеет сетью продовольственных гипермаркетов на территории Украины и рядом других активов. А в начале 2007 года Midland Group уже была замечена в продаже металлургических активов - компания продала Федеральному государственному унитарному предприятию (ФГУП) «Рособоронстали», которое выпускает оружие, автомобили и титан 100% акций волгоградского завода «Красный Октябрь». ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» является одним из крупнейших российских производителей металлопроката специальных марок стали для предприятий автомобилестроения и авиационной промышленности, химического, нефтяного и энергетического машиностроения, нефтегазодобывающей промышленности.

Согласно договору, ЗАО «Русспецсталь» приобрела 49 696 953 обыкновенных акций и 2800 привилегированных акций в ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь» (МЗКО), что составляет 100% уставного капитала ОАО «МЗКО», которому, в свою очередь, принадлежит 99,99% акций ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» (ВМЗКО). Сумму сделки в «Рособоронэкспорте» и Midland отказались обнародовать, ссылаясь на коммерческую тайну. А Эдуард Шифрин вошел в состав совета директоров ЗАО «Русспецсталь», входящего во ФГУП «Рособоронэкспорт». Именно тогда канадские источники в Midland Group говорили о том, что также начаты переговоры о продаже «Запорожстали» и «Запорожкокса».

С наступлением кризиса

С наступлением кризиса «любовь» к железу основных собственников «Запорожстали» может закончиться. В прошлом месяце появилась информация о том, что Эдуард Шифрин продает свою долю в метпредприятии другому крупному акционеру компании Игорю Дворецкому. О сделке стало известно в рамках приобретения компанией Airol Beteiligungen AG (Цюрих, Швейцария) более 50% в уставных капиталах ООО «Рось» и ООО «Запорожсталь-РС». Это более чем похоже на правду, так как на сегодняшний день потенциальных покупателей «Запорожстали» практически не существует. Шифрин и Шнайдер упустили свою возможность продать комбинат российским металлургам еще в прошлом году. А так как компания Midland Group столкнулась с финансовыми трудностями, им оказалось не по плечу «вытягивать» комбинат.

Что же в дальнейшем ждет комбинат? Естественно, Дворецкий будет ждать окончания кризиса, чтобы продать комбинат стратегическому инвестору. Так как сам он не потянет финансирование такого металлургического гиганта. Из этого следует, что акции Шифрина были приобретены на перспективу. Более того, компания Midland Group продала также еще один свой актив в Украине - сеть «магазинов у дома» «МД Ритейл». В конце прошлого года они были проданы харьковскому дистрибутору Ns Ltd. за 20 млн долл. По данным Midland, сеть объединяла 54 магазина общей площадью 15 тыс. кв. м в Харьковской, Донецкой, Днепропетровской и Луганской областях. Однако вскоре разгорелся скандал: в Midland заявили, что Ns Ltd не выполнила обязательств по договору купли-продажи. «Часть суммы сделки должна была оплачиваться по векселям. Но компания не выплатила по ним несколько миллионов гривен. Срок погашения векселей истек 2 июня», — рассказал гендиректор КУА ЭДК (входит в Midland Group) Алексей Беляков. 26 июня компания подала иск к Ns Ltd в Хозяйственный суд Харьковской области, в котором требует выплаты этой суммы.

В свою очередь, в Ns Ltd заявили, что подали ответный иск, в котором обвиняют Midland Group в занижении долга «МД Ритейл» перед продажей.  «14 июля мы подали иск в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины о признании договора купли-продажи корпоративных прав недействительным, как сделки, заключенной вследствие обмана», — сообщили в компании.

К тому же в Ns Ltd отметили, что сделка была заключена на основании бухгалтерской документации, предоставленной Midland, но после детального изучения выяснилось, что долг, заявленный при подписании договора, в три раза ниже действительного.

Как бы там ни было, по всей видимости, Шифрин и Шнайдер не справились с украинским экзаменом и решили полностью уйти с нашего рынка. А, по прогнозам экспертов, комбинату «Запорожсталь» в этом году продажа не «светит».

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!