Ближневосточная рулетка: кто лишний?

Публікації

Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.

Арабское фиаско самураев

Смелые намерения японских стальных производителей освоить новые рынки на Ближнем Востоке споткнулись о жесткую неуступчивость конкурентов – турецких, украинских и российских металлургов, давно считающих данный регион своей вотчиной по части сбыта. Но особых поводов для радости у металлургов Украины нет: нарушить равновесие в любой момент могут турецкие конкуренты.

Вице-президент крупнейшей в Японии металлургической компании Nippon Steel&Sumitomo Metal Яцумицу Сайеки еще в первой половине января сообщил о решении сфокусироваться на ближневосточном регионе в связи с резким падением экспорта и ростом протекционизма на традиционных для себя рынках.

Очевидно, что Я.Сайеки имел в виду прежде всего Индию, правительство которой в 2016 г. сначала утвердило антидемпинговые пошлины на японский металлопрокат, а потом внедрило механизм минимальных цен на импортную металлопродукцию. Для японцев это оказалось чувствительным ударом – с учетом того, что на Индию приходилось 8,5% стального экспорта, по данным Japan Iron&Steel Federation.

Ну а пока тянется долгоиграющий процесс рассмотрения жалобы Японии на Индию в ВТО, металлурги Страны восходящего солнца решили было поправить дела за счет перспективного ближневосточного региона. С этой целью в октябре 2016 в ОАЭ начал работу филиал Nippon Steel. Отдельных успехов в данном направлении японцам удалось добиться. Та же Nippon Steel в конце января подписала 5-летний контракт стоимостью 1,2 млрд долл. с компанией Petroleum Development Oman на поставки труб для нефтегазовой отрасли Омана.

Однако в целом попытка закрепиться на Ближнем Востоке оказалась провальной. Об этом свидетельствует статистика стального экспорта из Японии в ближневосточном направлении. За 2016 г. он обвалился на 17,1%, в текущем году снижение продолжилось. В феврале на долю этого региона пришлось всего 1,7% от общего объема внешних поставок, снижение в годовом исчислении составило 67,4%, т.е. примерно в 3 раза.

Результат вполне закономерный с учетом ряда факторов. Во-первых, следует отметить активизацию экспортной активности иранских и индийских металлургов, предприятия которых расположены в непосредственной близости. По итогам 2016-2017 финансового года с окончанием 31 марта Индия впервые за последние 10 лет оказалась нетто-экспортером стали, увеличив поставки зарубежным потребителям на 78%, до 6,62 млн тонн.

По данным Иранской ассоциации производителей стали, за первые 11 мес. прошедшего года по местному календарю, с 21 марта 2016-го по 20 марта 2017-го, национальные производители экспортировали 4,87 млн тонн стали, почти вдвое превысив показатель аналогичного периода годом ранее. Также надо принять во внимание процессы на заокеанских рыках. Они расположены за тысячи километров, но оказывают самое непосредственное влияние на Ближний Восток. Речь идет об антидемпинговых пошлинах на импорт турецкой арматуры, введенных в начале марта в США.

В структуре турецкого стального экспорта на арматуру приходится 40%. При этом США до введения пошлин были третьим по величине зарубежным рынком сбыта для турецких производителей, после ЕС и Ближнего Востока. Несложно спрогнозировать, что теперь невостребованные в США объемы они попытаются "пристроить" в этих регионах. Действительно, уже по итогам I кв. турецкий металлоэкспорт в ЕС удвоился в годовом исчислении, до 1,5 млн тонн.

Но в ЕС, как известно, умеют достаточно жестко защищаться от зарубежной торговой экспансии. Доказательством служат более 40 антидемпинговых расследований по металлопродукции, проведенных Еврокомиссией за прошедший год. Большинство расследований касались китайских производителей, теперь в Брюсселе с подачи ассоциации Eurofer стоит вопрос о заградительных пошлинах против иранской и турецкой металлопродукции.

Таким образом, в ближневосточном регионе становится все теснее даже тем компаниям, которые работают там традиционно на протяжении многих лет. Кроме того, продолжение периода низких мировых цен на нефть охладило инвестиционные аппетиты арабских шейхов и привело к снижению объемов строительства. А значит, и спроса на длинномерный прокат. Да и без китайцев не обошлось – куда же без них?

К примеру, в Саудовской Аравии металлопрокатные заводы за 2016 г. сократили импорт квадратной заготовки на 16%, с 1,26 млн до 1,06 млн тонн. Но при этом поставки из Китая выросли на 30%, до 475 тыс. тонн. В результате производители КНР оказались крупнейшим поставщиком стальных полуфабрикатов в Саудовскую Аравию. Тогда как поставки из стран СНГ упали на 36%, до 364 тыс. тонн, в том числе и из Украины.

Обещанного 3 года ждут?

В такой ситуации на Ближнем Востоке наши металлурги становятся чувствительными к любым негативным воздействиям на свою деятельность в Украине, будь то стороны смежников или государственных регуляторных органов. Наиболее острыми сейчас являются проблемы обеспечения комбинатов металлоломом и своевременного обеспечения железнодорожных перевозок сырья и готовой продукции.

По данным объединения "Укрметаллургпром", в январе-марте поставки лома на меткомбинаты составили 718 тыс. тонн, или 78% от потребности. При этом запасы на предприятиях по состоянию на 1 апреля снизились до 95 тыс. тонн по сравнению со 190 тыс. тонн на 1 января. Но статистика могла оказаться в разы печальнее, если бы не закон о временном увеличении пошлины на экспорт лома с 10 до 30 евро/тонну.

Он был принят Верховной Радой 21 апреля 2016 г., но вступил в силу только осенью – после того, как 13 сентября его подписал президент Петр Порошенко. "Абсолютно ясно, что закон о введении экспортных пошлин на металлолом как меру по защите отечественного производителя нужно продлевать на новый срок и даже увеличивать размер пошлины. Несмотря на позитивные сдвиги, дефицит этого стратегического сырья на рынке пока ещё остается ощутимым",  подчеркивает глава "Укрметаллургпрома" Александр Каленков.

Глава комитета Верховной Рады по промышленной политике Виктор Галасюк в комментарии МинПрому отметил, что временное повышение пошлины на экспорт черного металлолома с 10 до 30 евро/тонну позволило увеличить его внутренние поставки отечественным предприятиям даже при сохранении тенденции уменьшения объемов заготовки.

"Зато если бы экспортную пошлину оставили на уровне 10 евро/тонну, внутренние поставки черного металлолома украинским предприятиям в 2016-м сократились бы минимум на 25%. По оценкам экспертов, в результате такого сценария без работы могли остаться около 25 тыс. рабочих, а страна могла бы недополучить 1,3 млрд долл. валютной выручки",  отметил он.

Таким образом, повышение вывозной пошлины до 30 евро/тонну позволило избежать катастрофического роста дефицита металлолома в 2016-м, которое нанесло бы разрушительный удар по металлургической отрасли и поставило под угрозу обороноспособность страны, полагает глава комитета ВР по промполитике.

"Уверен, что в национальных интересах Украины продолжить действие экспортной пошлины на металлолом в размере 30 евро/тонну еще минимум на 2 года. Соответствующий законопроект уже подписан нами с лидером Радикальной партии Олегом Ляшко и еще почти тремя десятками авторитетных народных депутатов и зарегистрирован в парламенте",  заявил В.Галасюк.

Идея законопроекта поддерживается как профильными объединениями производителей и отраслевыми ассоциациями металлургов, так и предприятиями военно-промышленного комплекса страны, отметил глава комитета ВР по промполитике. "Уверен, что он найдет поддержку и в парламенте",  подчеркнул он.

Что же касается взаимодействия с железнодорожниками, то здесь особых сдвигов к лучшему пока нет. В начале апреля генеральный директор комбината им.Ильича Юрий Зинченко сообщил, что "Укрзализныця" опять подвела мариупольских металлургов: вместо 20 грузовых поездов в сутки подала только 16. По подсчетам руководителя ММКИ, такой подход железнодорожного монополиста оборачивается недополучением 1,6 млн долл. выручки ежедневно.

А это приводит к "вымыванию" оборотных средств металлургических предприятий, ставит под угрозу финансирование инвестиционных программ, без которых не приходится говорить о конкурентности украинского металла на зарубежных рынках, в т.ч. и на Ближнем Востоке. "Очень дорого обходится Украине такое отношение "Укрзализныци" к потребностям отечественной экономики, которая в чрезвычайно сложных условиях пытается выживать и даже развиваться, но натыкается на непрофессионализм и необязательность транспортного государственного монополиста", – отмечает Ю.Зинченко.

Остается только напомнить, что "УЗ" теперь напрямую подчиняется Кабинету министров, а премьер-министр Владимир Гройсман в публичных выступлениях неоднократно обещал всяческое содействие экспортно-ориентированным отраслям украинской экономики.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

У ремонт вийшли одразу чотири блоки ТЕС та одна ТЕЦ 

Стабільні тарифи держмонополій пришвидшать темпи відновлення промисловості – Біленький

Попит на нержавіючу сталь в США залишиться практично незмінним

Укрнафта збільшує видобуток нафти

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

ВСІ НОВИНИ ⇢