Подробнее Запомнить город


Тайный финплан Балчуна: затраты и тарифы вверх, оптимизации и обсуждения не намечается

23.05.17
размер текста:

"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.

Как известно, в декабре прошлого года Министерство инфраструктуры с большим скрипом согласовало проект финансового плана "Укрзализныци" на 2017 год. При этом министр инфраструктуры Владимир Омелян назвал подготовленный командой польского реформатора Войцеха Балчуна финплан "откровенно слабым" и тогда же заверил, что никакого повышения тарифов без согласования с бизнесом не будет.

В феврале Государственная регуляторная служба отказалась согласовывать проект приказа Министерства инфраструктуры, предусматривающий повышение грузовых ж/д тарифов и решила создать совместную с бизнесом рабочую группу для определения компромиссной ставки их повышения. Позже министр инфраструктуры в очередной раз подчеркнул, что повышать грузовые тарифы можно только после появления общей позиции "Укрзализныци" и бизнеса по этому вопросу.

Однако эта общая позиция так и не была выработана. Несмотря на многочисленные обращения промышленников к руководству "Укрзализныци" монополия так и не представила для обсуждения детализированный проект финансового плана. Вместо этого ее руководитель В.Балчун озвучивает фантастические инвестиционные планы в объеме 150 млрд грн. в течение пяти лет, закупку 20 тыс. грузовых вагонов и т.д., в то время как после года его пребывания на должности "Укрзализныця" не может обеспечить прохождение необходимого количества поездов на Мариуполь и Бердянск, а на нехватку вагонов периодически жалуются все грузоотправители – от металлургов до аграриев.

МинПрому
удалось неофициально ознакомиться с некоторыми пунктами нового финансового плана "Укрзализныци" на 2017 год. Вместо предлагаемого ранее повышения тарифов на 25% железная дорога хочет поднять их на 22,5% с 1 июня. Но даже такое повышение не сделает "Укрзализныцю" прибыльной!

Впрочем, разговор о прибыли "Укрзализныци" заслуживает отдельной темы, пока же те цифры, которые попадают в СМИ, скорее говорят о том, что руководство железнодорожного монополиста просто озвучивает удобные показатели в нужный момент. Например, в январе председатель правления В.Балчун торжественно отчитался, что под его мудрым руководством "Укрзализныця" вышла в плюс и закончила прошлый год с прибылью в 303 млн грн. Однако, согласно обнародованным в апреле результатам аудита, проведенного международной аудиторской компании Ernst&Young, убытки "УЗ" в 2016 году составили 7,3 млрд грн. Таким образом, когда В.Балчуну нужно отрапортовать о победах, внезапно появляется прибыль, а когда необходимо проталкивать повышение тарифов – убыток.

Изюминкой нынешней ситуации является то, что даже с учетом предлагаемого 22,5%-ного повышения тарифов ожидаемый чистый убыток "Укрзализныци" в прошлом году составит 3,37 млрд грн. И это неудивительно, ведь некоторые статьи затрат консолидированного финансового плана определенно завышены, корректность их планирования вызывает сомнения и требует оптимизации.

Как и в предыдущем варианте финплана, огромные расходы заявлены на капитальные инвестиции – 22,7 млрд грн. Очевидно, что настолько большая сумма имеет мало общего с реальностью. Так, в прошлом году на капитальные инвестиции было потрачено менее 7 млрд грн. при заявленных еще предшественниками В.Балчуна 11,2 млрд грн. В первом квартале текущего года на эти цели было израсходовано почти 1,3 млрд грн., что составляет менее 6% от запланированного бюджета.

Также в новом проекте финплана предусмотрены инвестиционные затраты в размере 7,2 млрд грн. на приобретение полувагонов. в том числе 2,4 млрд грн. на изготовление 3 тыс. вагонов собственными силами. Но 12 мая первый заместитель начальника департамента вагонного хозяйства "УЗ" Михаил Мурашко признал, что железная дорога не в состоянии произвести такое количество вагонов. По его словам, на мощностях "УЗ" изготовлено всего 250 вагонов и до конца года стоит ожидать еще около 1 тыс. единиц.

По некоторым статьям запланирован весьма стремительный рост затрат. В частности, на административные расходы в текущем году предусмотрено направить 1,7 млрд грн., что более чем вдвое превышает прошлогодний показатель. А затраты на юридические услуги планируется увеличить в 8,9 раз – с 7,9 млн грн. до 70 млн грн.

Не забывают железнодорожники и о себе любимых. Согласно новому проекту финплана расходы на оплату труда вырастут на 26%, до 24,2 млрд грн. при снижении численности работников на 5%. А по отдельным категориям фонд оплаты труда неадекватно увеличился: директор – +192,1%, административно-управленческий персонал – +267% к факту 2016 года. Также предлагается премировать руководящий состав на 0,5 млн грн., и это при запланированной убыточности железной дороги!

В новый проект финплана заложено и увеличение затрат на дизтопливо и электроэнергию. В частности, затраты на дизтопливо планируется увеличить на 1,1 млрд грн., что почти на 19% больше прошлогоднего показателя. На электроэнергию затраты вырастут на 8,5%, или на 660 млн грн. При этом в удельных расходах на т.км. не прослеживаются цели по снижению удельных расходов ключевых ресурсов (дизтопливо, электроэнергия), хотя по оценкам отдельных экспертов масштабы воровства дизельного топлива на "УЗ" достигают 20-30% от объема потребления.

Стоит отметить, что при существенном общем росте затрат динамика грузопотоков, несмотря на предусмотренное увеличение на 3,2% относительно факта 2016 года, снижена по отношению к плановым прошлогодним показателям на 3,4%, т.е. грузопотоки увеличивать не планируется. В течение последних лет на железных дорогах наблюдается неуклонное снижение объема грузоперевозок при постоянном росте тарифов. В 2016 году объем грузоперевозок "Укрзализныци" упал на 2%, а перевозки автомобильным транспортом выросли на 12%. С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что при очередном повышении тарифов мы увидим продолжение этой динамики – бизнес продолжит все больше "уходить" с УЗ, а украинские автодороги – разрушаться от верениц тяжелых грузовиков.

Учитывая, что при пересмотре тарифов на грузовые перевозки на 22,5% "Укрзализныця" планирует дополнительно получить 6,707 млрд грн. доходов, все равно непонятно, зачем проводить индексацию тарифов, если без нее железная дорога имеет возможность профинансировать беспрецедентную инвестпрограмму в 16 млрд грн., разрешение на которые "УЗ" получила от правительства в начале 2017 года (и это с учетом того, что в финплане не отражены эффекты от операционных улучшений, которые могли быть дать монополии несколько миллиардов гривен дополнительных доходов).

Необходимо учесть и тот факт, что "Укрзализныця" получает неплохой доход от грузовых перевозок и при нынешних тарифах. При этом железная дорога тщательно скрывает себестоимость грузовых перевозок. "Еще полтора-два года назад "Укрзализныця" озвучивала цифру 35-37%. По той отчетности, которую "Укрзализныця" дает своим иностранным кредиторам, это от 35% до 50%. Грузовые перевозки крайне прибыльные", – отмечал ранее президент ОП Укрметаллургпром Александр Каленков.

В связи с этим более логичным было бы доработать финплан исходя из предположения об нулевой индексации ж/д тарифов, заложить более агрессивные цели по снижению затрат монополиста (в т.ч. удельных расходов электроэнергию и дизтопливо), подробно проработать инвестпрограмму и проекты, которые в нее попадут, а также оценить их экономическую эффективность. И только после этого, если останутся действительно важные проекты, которые необходимо профинансировать именно в 2017 году, проработать их и вынести на обсуждение общественности, понимая, что для их реализации необходима индексация тарифов.

Сегодня вопрос тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом не только касается "Укрзализныци", а будет иметь непосредственное отражение на работе всей украинской экономики. Соответственно, можно либо ускорить выход Украины из кризиса, либо же замедлить его. Блокада неподконтрольных Киеву территорий уже привела к снижению темпов роста ВВП, тарифный удар по украинской экономике рискует снизить этот показатель почти до нуля. В связи с этим хотелось бы услышать позицию премьер-министра Владимира Гройсмана и первого вице-премьера – министра экономики Степана Кубива: будет ли принято прозрачное и взвешенное решение по ж/д тарифам или же мы увидим очередной договорняк по финансовым потокам крупнейшего государственного монополиста.

Елена Курашина

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!