kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Для кого «Нафтогаз» забросил сети?

14.08.09
размер текста:

Правительство продолжает перераспределять финансовые потоки в ключевых отраслях экономики. Очередным шагом в этом направлении стало создание ДП «Нафтогаз-сети» в составе НАК «Нафтогаз Украины». Соответствующее решение было принято Кабмином в конце июля. Оно предусматривает передачу новообразованной структуре газораспределительных сетей (ГРС) 43 украинских облгоррайгазов. Ранее эти ГРС находились на балансе Фонда госимущества и использовались региональными газораспределительными предприятиями на основании договоров.

Решение Кабмина автоматически лишает 43 облгоррайгаза 70-80% доходов, которые они получали за транспортировку газа по ГРС. Что делает экономически нецелесообразным их дальнейшее существование. Следующим шагом, по замыслу Юлии Тимошенко, должно стать создание региональных сбытовых структур.
 
«Туда смогут перейти на работу люди, которые сейчас работают в этих облгазах. А там (в облгазах) останется стол, стул и директор» - заявила премьер-министр на одном из последних заседаний Кабмина. Причиной столь жесткого подхода она называет неудовлетворительное техническое состояние ГРС, в модернизацию которых региональные газораспределяющие предприятия не вкладывают средства. Также премьера не устраивает наличие у газовщиков достаточно больших сумм задолженности перед НАК «Нафтогаз Украины», которая в отдельных случаях исчисляется сотнями миллионов гривен. Следует отметить, что решение правительства распространяется не только на облгоррайгазы, в которых большинство голосующих акций находится в руках частных собственников. Оно также касается тех предприятий, которые де-юре подконтрольны государству в лице НАК «Нафтогаз Украины».

К примеру, в ОАО «Винницагаз» и «Волыньгаз» госмонополии принадлежит соответственно 47,06% и 23,42% акций. Тогда как в ОАО «Черкассыгаз» и «Днепропетровскгаз» - по 51%. Вместе с тем де-факто влиять на ситуацию в компаниях с преобладающим госпакетом у «Нафтогаза» до сих пор не очень получалось. На это указывают высокая степень износа ГРС и значительные суммы задолженности перед поставщиком газа, т.е. перед НАК.

Не говоря уже о закупке консалтинговых услуг на миллионы гривен и прочих «художествах», которые при расследовании могут оказаться элементарным хищением. Впрочем, нецелевое использование средств характерно и для самой госмонополии. К тому же в 2003 году правительство уже пыталось идти таким путем, создав в составе «Нафтогаза» ДП «Газ-тепло». Аргументы тогда были примерно те же: предприятия теплокоммунэнерго своевременно не рассчитываются за газ, поэтому управление ими надо передать поставщику, то есть «Нафтогазу». Уж он-то добьется поступления платежей в полном объеме. Однако в итоге «Газ-тепло» в 2007 году пришлось ликвидировать. Проверки ГлавКРУ обнаружили в работе предприятия многочисленные финансовые нарушения, при этом улучшить платежную дисциплину в ТКЭ так и не удалось – долги коммунальщиков росли, словно снежный ком. Вот почему нет оснований полагать, что вновь созданная структура будет функционировать эффективнее, чем «Газ-тепло».

Зато задача перенаправления финансовых потоков при этом решается гарантированно – что для главы правительства сейчас гораздо важнее, чем аварийное состояние ГРС, угрожающее техногенными катастрофами. Действительно, положение, в котором сейчас находится НАК «Нафтогаз Украины», вызывает опасения даже у самых отчаянных оптимистов. По итогам текущего полугодия компания сообщила про чистый убыток в размере 1,987 млрд грн. по сравнению с чистой прибылью 3,011 млрд грн. за аналогичный период 2008 года. Суммарная задолженность потребителей всех категорий достигла в июне 26 млрд грн. – с учетом долгов прошлых лет. В связи с этим для обеспечения своевременных расчетов с российской стороной «Нафтогаз» был вынужден прибегать к заемным средствам.

Так, в мае для расчетов за газ компания привлекла кредит в размере 3,8 млрд грн., взятый у государственного «Ощадбанка». А совсем скоро, в сентябре, ей предстоит выплатить 500 млн долл. по еврооблигациям 2004 года выпуска. Удастся ли реструктуризировать эту задолженность, и на каких условиях – сейчас не возьмется сказать никто. Иными словами, до дефолта рукой подать. В такой ситуации приходится использовать любые варианты, позволяющие улучшить платежный баланс компании.

С другой стороны, в случае не покрытия обязательств «Нефтегаза» его кредиторы получат реальную возможность претендовать на ГРС. Которые сами по себе являются весьма привлекательным активом для любого инвестора – учитывая, что заполучить в собственность украинские магистральные трубопроводы, подземные газохранилища и нефтегазовые скважины было бы гораздо более проблематично. В связи с этим остается добавить, что без учета последних заимствований внешняя задолженность «Нафтогаза» достигла 56,198 млрд грн., из которых 34,518 млрд грн. приходится на банковские кредиты, а 5,681 млрд грн. – на обязательства по выпущенным ценным бумагам. Наибольшими кредиторами компании являются швейцарский Credit Suisse – 4,235 млрд грн., а также британские оффшорные компании Parbeck Capital Ltd и Linton Capital Ltd – 1,68 млрд грн. и 1,47 млрд грн. соответственно.

Следует отметить, что первичным кредитором в данном случае выступал немецкий Deutche bank, который позднее перевел вышеуказанную задолженность на оффшоры с неизвестными бенефициарами. При этом кредитные договора «Нафтогаза» предусматривают возможность уступки права требования – что позволяет заинтересованным структурам аккумулировать большую часть задолженности украинской нефтегазовой монополии.

Игорь Воронцов

 
Материалы по теме


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!