kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Для кого «Нафтогаз» забросил сети?

14.08.09
размер текста:

Правительство продолжает перераспределять финансовые потоки в ключевых отраслях экономики. Очередным шагом в этом направлении стало создание ДП «Нафтогаз-сети» в составе НАК «Нафтогаз Украины». Соответствующее решение было принято Кабмином в конце июля. Оно предусматривает передачу новообразованной структуре газораспределительных сетей (ГРС) 43 украинских облгоррайгазов. Ранее эти ГРС находились на балансе Фонда госимущества и использовались региональными газораспределительными предприятиями на основании договоров.

Решение Кабмина автоматически лишает 43 облгоррайгаза 70-80% доходов, которые они получали за транспортировку газа по ГРС. Что делает экономически нецелесообразным их дальнейшее существование. Следующим шагом, по замыслу Юлии Тимошенко, должно стать создание региональных сбытовых структур.
 
«Туда смогут перейти на работу люди, которые сейчас работают в этих облгазах. А там (в облгазах) останется стол, стул и директор» - заявила премьер-министр на одном из последних заседаний Кабмина. Причиной столь жесткого подхода она называет неудовлетворительное техническое состояние ГРС, в модернизацию которых региональные газораспределяющие предприятия не вкладывают средства. Также премьера не устраивает наличие у газовщиков достаточно больших сумм задолженности перед НАК «Нафтогаз Украины», которая в отдельных случаях исчисляется сотнями миллионов гривен. Следует отметить, что решение правительства распространяется не только на облгоррайгазы, в которых большинство голосующих акций находится в руках частных собственников. Оно также касается тех предприятий, которые де-юре подконтрольны государству в лице НАК «Нафтогаз Украины».

К примеру, в ОАО «Винницагаз» и «Волыньгаз» госмонополии принадлежит соответственно 47,06% и 23,42% акций. Тогда как в ОАО «Черкассыгаз» и «Днепропетровскгаз» - по 51%. Вместе с тем де-факто влиять на ситуацию в компаниях с преобладающим госпакетом у «Нафтогаза» до сих пор не очень получалось. На это указывают высокая степень износа ГРС и значительные суммы задолженности перед поставщиком газа, т.е. перед НАК.

Не говоря уже о закупке консалтинговых услуг на миллионы гривен и прочих «художествах», которые при расследовании могут оказаться элементарным хищением. Впрочем, нецелевое использование средств характерно и для самой госмонополии. К тому же в 2003 году правительство уже пыталось идти таким путем, создав в составе «Нафтогаза» ДП «Газ-тепло». Аргументы тогда были примерно те же: предприятия теплокоммунэнерго своевременно не рассчитываются за газ, поэтому управление ими надо передать поставщику, то есть «Нафтогазу». Уж он-то добьется поступления платежей в полном объеме. Однако в итоге «Газ-тепло» в 2007 году пришлось ликвидировать. Проверки ГлавКРУ обнаружили в работе предприятия многочисленные финансовые нарушения, при этом улучшить платежную дисциплину в ТКЭ так и не удалось – долги коммунальщиков росли, словно снежный ком. Вот почему нет оснований полагать, что вновь созданная структура будет функционировать эффективнее, чем «Газ-тепло».

Зато задача перенаправления финансовых потоков при этом решается гарантированно – что для главы правительства сейчас гораздо важнее, чем аварийное состояние ГРС, угрожающее техногенными катастрофами. Действительно, положение, в котором сейчас находится НАК «Нафтогаз Украины», вызывает опасения даже у самых отчаянных оптимистов. По итогам текущего полугодия компания сообщила про чистый убыток в размере 1,987 млрд грн. по сравнению с чистой прибылью 3,011 млрд грн. за аналогичный период 2008 года. Суммарная задолженность потребителей всех категорий достигла в июне 26 млрд грн. – с учетом долгов прошлых лет. В связи с этим для обеспечения своевременных расчетов с российской стороной «Нафтогаз» был вынужден прибегать к заемным средствам.

Так, в мае для расчетов за газ компания привлекла кредит в размере 3,8 млрд грн., взятый у государственного «Ощадбанка». А совсем скоро, в сентябре, ей предстоит выплатить 500 млн долл. по еврооблигациям 2004 года выпуска. Удастся ли реструктуризировать эту задолженность, и на каких условиях – сейчас не возьмется сказать никто. Иными словами, до дефолта рукой подать. В такой ситуации приходится использовать любые варианты, позволяющие улучшить платежный баланс компании.

С другой стороны, в случае не покрытия обязательств «Нефтегаза» его кредиторы получат реальную возможность претендовать на ГРС. Которые сами по себе являются весьма привлекательным активом для любого инвестора – учитывая, что заполучить в собственность украинские магистральные трубопроводы, подземные газохранилища и нефтегазовые скважины было бы гораздо более проблематично. В связи с этим остается добавить, что без учета последних заимствований внешняя задолженность «Нафтогаза» достигла 56,198 млрд грн., из которых 34,518 млрд грн. приходится на банковские кредиты, а 5,681 млрд грн. – на обязательства по выпущенным ценным бумагам. Наибольшими кредиторами компании являются швейцарский Credit Suisse – 4,235 млрд грн., а также британские оффшорные компании Parbeck Capital Ltd и Linton Capital Ltd – 1,68 млрд грн. и 1,47 млрд грн. соответственно.

Следует отметить, что первичным кредитором в данном случае выступал немецкий Deutche bank, который позднее перевел вышеуказанную задолженность на оффшоры с неизвестными бенефициарами. При этом кредитные договора «Нафтогаза» предусматривают возможность уступки права требования – что позволяет заинтересованным структурам аккумулировать большую часть задолженности украинской нефтегазовой монополии.

Игорь Воронцов

 
Материалы по теме


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!