kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Итальянская прописка для Миттала

12.06.17
размер текста:

Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.

Впервые за последнее время Италия опередила Украину и вошла в десятку лидеров по версии ассоциации World steel в октябре 2016-uj. После чего страны периодически менялись 10-11 местами. Это произошло из-за перебоев в снабжении сырьем металлургических комбинатов в Мариуполе. А на них приходится 25% всей стальной выплавки в Украине.

Перебои возникли по вине руководства железнодорожного госмонополиста ПАО "Укразизныця", которое вот уже 3 года кормит мариупольских металлургов обещаниями улучшить пропускную способность по грузовым поездам на проблемном перегоне "Камыш-Заря 
 Волноваха". Но дальше обещаний, к сожалению, дело не двигается. Между тем планируемый выход меткомбината в Таранто, крупнейшего в Европе, на проектную мощность 12 млн тонн в год позволит Италии вернуть статус одного из ведущих игроков на европейском стальном рынке.

Миссия в Таранто

Трудности на комбинате, который в то время входил в группу Riva Steel, начались в 2008-2009 гг. В результате первой волны глобального кризиса в металлургии численность занятых на производстве Ilva уменьшилась с 20 до 16 тыс. чел., выплавка стали 
 до 8,5 млн тонн. Затем на комбинат обратили внимание государственные контролирующие органы.

Его владельцев, семейство Рива, обвинили в уклонении от уплаты налогов и нецелевом использовании денег, которые выделялись из бюджета на экологические программы. В итоге все закончилось национализацией Ilva в 2013 г. Однако самостоятельно управлять данным активом правительство Италии не имело то ли желания, то ли возможности и практически сразу взялось подыскивать для комбината нового владельца.

Поиски затянулись почти на 4 года. За это время численность занятых упала до 3-5 тыс., соответственно снизились и объемы производства. Год назад оно полностью прекратилось. Много кто присматривался к активу в Таранто, но до покупки дело не дошло. Одной из причин было начатое Еврокомиссией в 2016 г. расследование относительно незаконного финансирования экологических программ Ilva итальянскими властями.

Изначально речь шла о 300 млн евро, потом сумма была увеличена без указания итоговой цифры расходов, которые официальный Брюссель посчитал сомнительными. Данное расследование, кстати, еще не закончено и сейчас не ясно 
 придется ли комбинату, точнее, его новому владельцу, возвращать деньги в итальянский госбюджет и платить штрафные санкции. Между тем речь идет о довольно больших суммах.

Возвращаясь к продаже Ilva, стоит отметить, что местные игроки оказались слишком слабы, чтобы самостоятельно "проглотить" такой актив. Даже после присоединения государственного банка Cassa Depositi e Prestiti к холдингу Delfin Леонардо дель Веккио и стальной компании Arvedi летом 2016 г. этот консорциум смог предложить за комбинат цифру в диапазоне от 500 млн до 1 млрд евро, по данным СМИ.

И только благодаря подключению крупных индийских компаний правительство Италии смогло выручить за Ilva фантастическую, как по нынешним временам, сумму. В итоге главными претендентами оказались Jindal Steel и ArcelorMittal, которым итальянские власти уже давно "сватали" комбинат в Тарранто. Но индусы, как переборчивый жених, все приценивались, не решаясь сделать предложение требовательной невесте.

Победа в приватизационном конкурсе ожидаемо досталась ArcelorMittal. Черная полоса для концерна Л.Миттала закончилась в 2016 г., по итогам которого он получил чистую прибыль 1,78 млрд долл. по сравнению с убытком 7,95 млрд долл. за 2015 г. Чистый долг ArcelorMittal в 2016 г. уменьшился на 4,6 млрд долл., до 11,1 млрд долл. Результаты за I кв. текущего года оказались не менее впечатляющими: операционная прибыль выросла на 140% в годовом сравнении, до 2,231 млрд долл.

У Jindal Steel все гораздо менее радужно. Компания по итогам 2016-2017 финансового года с окончанием 31 марта вырвалась в лидеры по стальному производству в Индии, опередив SAIL и Tata Steel. Но при этом осталась убыточной. По итогам января-марта текущего года отрицательный финансовый результат составил 15,46 млн долл. Тем не менее финальные предложения AM и JSW оказались довольно близки.

Л.Миттал предложил за Ilva 2 млрд евро плюс инвестиции в его модернизацию 2,3 млрд евро, но с условием сократить штат до 8,4 тыс. чел. с прежних номинальных 16 тыс. Невин Джиндал был готов заплатить 1,85 млрд евро и обязался немедленно задействовать 9,8 тыс. рабочих, инвестировав в производство 3,1 млрд евро.

Нюанс только в том, что изначально JSW вместе с партнерами хотели задействовать только 7,8 тыс. чел. персонала в 2018 г. и далее увеличить его до 10,3 тыс. чел. к 2023 г. Именно это и стало решающим аргументом в пользу АМ 
 поскольку повысить ставки JSW решила уже после того, как победитель конкурса был определен  хотя и не объявлен официально.

Ilva-индикатор для еврометаллургии

Продажа меткомбината Ilva стала крупнейшим событием M&A в европейской металлургии за последние 10 лет. Для сравнения: китайская Hebei Steel купила сербский меткомбинат Zelezara Smederevo в апреле 2016 г. за… 46 млн евро, пообещав инвестировать в комбинат, по меньшей мере, 300 млн евро и сохранить его 5-тысячный персонал. Проектная мощность этого предприятия – 2,2 млн тонн в год.

В пересчете на тонну выпускаемой готовой продукции получим, что китайцы за Zelezara Smederevo заплатили из расчета 21 евро/тонну, а Л.Миттал за Ilva 
 166 евро/тонну, т.е. в 8(!) раз дороже. Разница получается просто колоссальная. Конечно, Л.Митталу не впервой переплачивать: например, комбинат "Криворожсталь" в 2005 г. он купил за 4,79 млрд долл., тогда как аналитики оценивали его рыночную стоимость в 3,1 млрд долл. Тогда в пересчете на единицу готовой продукции индус заплатил 536 евро/тонну, в 3,23 раза дороже, чем за итальянский комбинат.

Но Л.Миттал не так глуп, как может показаться. В отношении импорта металлопродукции из Сербии Еврокомиссия уже пригрозила начать антидемпинговое расследование. Другими словами, возможности китайцев продавать на европейском рынке свой металлопрокат, изготовленный в Смедерево, 
 остаются очень ограниченными. А именно это и было, безусловно, их главной целью. Ради этого они согласились на инвестиции, социальные обязательства и т.д. по Zelezara Smederevo.

Что же касается комбината в Таранто, здесь ситуация иная. Вероятность антидемпингового расследования против итальянских металлургов не выше, чем против немецких. Поскольку итальянская экономика 
 третья по величине в ЕС. Это, с одной стороны, гарантирует приличные объемы сбыта металлопродукции на местном рынке, а во-вторых, обеспечивает политическую значимость Италии в Евросоюзе. А значит, и защиту ее экономических интересов.

Тогда как с Сербией, конечно же, никто считаться не будет. Хотя ее премьер Александр Вукич и выразил возмущение действиями Еврокомиссии в отношении Zelezara Smederevo. Итак, насколько Италия экономически мощнее и политически влиятельнее Сербии, настолько и металлургический завод в этих странах стоит дороже либо дешевле. В этом контексте разница в 8 раз в пересчете на тонну производимой стали выглядит вполне корректно.

Но, несмотря на рекордную сумму сделки по Ilva, также можно сказать, что нынешняя ситуация в европейском ГИК все равно далеко не такая радужная, как до кризиса 
 исходя из удельного соотношения стоимости одной тонны сталеплавильных мощностей для Л.Миттала в Кривом Роге и в Тарранто.

Тем не менее, если сейчас владелец крупнейшего в мире горно-металлургического концерна вкладывает такие деньги в приобретение знакового актива, вокруг да около которого он ходил почти 4 года 
 это о многом говорит. В первую очередь о том, что худшие времена для европейской металлургии остались в прошлом. Чего, к сожалению, пока никак нельзя сказать об украинский металлургии.

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!