kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Итальянская прописка для Миттала

12.06.17
размер текста:

Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.

Впервые за последнее время Италия опередила Украину и вошла в десятку лидеров по версии ассоциации World steel в октябре 2016-uj. После чего страны периодически менялись 10-11 местами. Это произошло из-за перебоев в снабжении сырьем металлургических комбинатов в Мариуполе. А на них приходится 25% всей стальной выплавки в Украине.

Перебои возникли по вине руководства железнодорожного госмонополиста ПАО "Укразизныця", которое вот уже 3 года кормит мариупольских металлургов обещаниями улучшить пропускную способность по грузовым поездам на проблемном перегоне "Камыш-Заря 
 Волноваха". Но дальше обещаний, к сожалению, дело не двигается. Между тем планируемый выход меткомбината в Таранто, крупнейшего в Европе, на проектную мощность 12 млн тонн в год позволит Италии вернуть статус одного из ведущих игроков на европейском стальном рынке.

Миссия в Таранто

Трудности на комбинате, который в то время входил в группу Riva Steel, начались в 2008-2009 гг. В результате первой волны глобального кризиса в металлургии численность занятых на производстве Ilva уменьшилась с 20 до 16 тыс. чел., выплавка стали 
 до 8,5 млн тонн. Затем на комбинат обратили внимание государственные контролирующие органы.

Его владельцев, семейство Рива, обвинили в уклонении от уплаты налогов и нецелевом использовании денег, которые выделялись из бюджета на экологические программы. В итоге все закончилось национализацией Ilva в 2013 г. Однако самостоятельно управлять данным активом правительство Италии не имело то ли желания, то ли возможности и практически сразу взялось подыскивать для комбината нового владельца.

Поиски затянулись почти на 4 года. За это время численность занятых упала до 3-5 тыс., соответственно снизились и объемы производства. Год назад оно полностью прекратилось. Много кто присматривался к активу в Таранто, но до покупки дело не дошло. Одной из причин было начатое Еврокомиссией в 2016 г. расследование относительно незаконного финансирования экологических программ Ilva итальянскими властями.

Изначально речь шла о 300 млн евро, потом сумма была увеличена без указания итоговой цифры расходов, которые официальный Брюссель посчитал сомнительными. Данное расследование, кстати, еще не закончено и сейчас не ясно 
 придется ли комбинату, точнее, его новому владельцу, возвращать деньги в итальянский госбюджет и платить штрафные санкции. Между тем речь идет о довольно больших суммах.

Возвращаясь к продаже Ilva, стоит отметить, что местные игроки оказались слишком слабы, чтобы самостоятельно "проглотить" такой актив. Даже после присоединения государственного банка Cassa Depositi e Prestiti к холдингу Delfin Леонардо дель Веккио и стальной компании Arvedi летом 2016 г. этот консорциум смог предложить за комбинат цифру в диапазоне от 500 млн до 1 млрд евро, по данным СМИ.

И только благодаря подключению крупных индийских компаний правительство Италии смогло выручить за Ilva фантастическую, как по нынешним временам, сумму. В итоге главными претендентами оказались Jindal Steel и ArcelorMittal, которым итальянские власти уже давно "сватали" комбинат в Тарранто. Но индусы, как переборчивый жених, все приценивались, не решаясь сделать предложение требовательной невесте.

Победа в приватизационном конкурсе ожидаемо досталась ArcelorMittal. Черная полоса для концерна Л.Миттала закончилась в 2016 г., по итогам которого он получил чистую прибыль 1,78 млрд долл. по сравнению с убытком 7,95 млрд долл. за 2015 г. Чистый долг ArcelorMittal в 2016 г. уменьшился на 4,6 млрд долл., до 11,1 млрд долл. Результаты за I кв. текущего года оказались не менее впечатляющими: операционная прибыль выросла на 140% в годовом сравнении, до 2,231 млрд долл.

У Jindal Steel все гораздо менее радужно. Компания по итогам 2016-2017 финансового года с окончанием 31 марта вырвалась в лидеры по стальному производству в Индии, опередив SAIL и Tata Steel. Но при этом осталась убыточной. По итогам января-марта текущего года отрицательный финансовый результат составил 15,46 млн долл. Тем не менее финальные предложения AM и JSW оказались довольно близки.

Л.Миттал предложил за Ilva 2 млрд евро плюс инвестиции в его модернизацию 2,3 млрд евро, но с условием сократить штат до 8,4 тыс. чел. с прежних номинальных 16 тыс. Невин Джиндал был готов заплатить 1,85 млрд евро и обязался немедленно задействовать 9,8 тыс. рабочих, инвестировав в производство 3,1 млрд евро.

Нюанс только в том, что изначально JSW вместе с партнерами хотели задействовать только 7,8 тыс. чел. персонала в 2018 г. и далее увеличить его до 10,3 тыс. чел. к 2023 г. Именно это и стало решающим аргументом в пользу АМ 
 поскольку повысить ставки JSW решила уже после того, как победитель конкурса был определен  хотя и не объявлен официально.

Ilva-индикатор для еврометаллургии

Продажа меткомбината Ilva стала крупнейшим событием M&A в европейской металлургии за последние 10 лет. Для сравнения: китайская Hebei Steel купила сербский меткомбинат Zelezara Smederevo в апреле 2016 г. за… 46 млн евро, пообещав инвестировать в комбинат, по меньшей мере, 300 млн евро и сохранить его 5-тысячный персонал. Проектная мощность этого предприятия – 2,2 млн тонн в год.

В пересчете на тонну выпускаемой готовой продукции получим, что китайцы за Zelezara Smederevo заплатили из расчета 21 евро/тонну, а Л.Миттал за Ilva 
 166 евро/тонну, т.е. в 8(!) раз дороже. Разница получается просто колоссальная. Конечно, Л.Митталу не впервой переплачивать: например, комбинат "Криворожсталь" в 2005 г. он купил за 4,79 млрд долл., тогда как аналитики оценивали его рыночную стоимость в 3,1 млрд долл. Тогда в пересчете на единицу готовой продукции индус заплатил 536 евро/тонну, в 3,23 раза дороже, чем за итальянский комбинат.

Но Л.Миттал не так глуп, как может показаться. В отношении импорта металлопродукции из Сербии Еврокомиссия уже пригрозила начать антидемпинговое расследование. Другими словами, возможности китайцев продавать на европейском рынке свой металлопрокат, изготовленный в Смедерево, 
 остаются очень ограниченными. А именно это и было, безусловно, их главной целью. Ради этого они согласились на инвестиции, социальные обязательства и т.д. по Zelezara Smederevo.

Что же касается комбината в Таранто, здесь ситуация иная. Вероятность антидемпингового расследования против итальянских металлургов не выше, чем против немецких. Поскольку итальянская экономика 
 третья по величине в ЕС. Это, с одной стороны, гарантирует приличные объемы сбыта металлопродукции на местном рынке, а во-вторых, обеспечивает политическую значимость Италии в Евросоюзе. А значит, и защиту ее экономических интересов.

Тогда как с Сербией, конечно же, никто считаться не будет. Хотя ее премьер Александр Вукич и выразил возмущение действиями Еврокомиссии в отношении Zelezara Smederevo. Итак, насколько Италия экономически мощнее и политически влиятельнее Сербии, настолько и металлургический завод в этих странах стоит дороже либо дешевле. В этом контексте разница в 8 раз в пересчете на тонну производимой стали выглядит вполне корректно.

Но, несмотря на рекордную сумму сделки по Ilva, также можно сказать, что нынешняя ситуация в европейском ГИК все равно далеко не такая радужная, как до кризиса 
 исходя из удельного соотношения стоимости одной тонны сталеплавильных мощностей для Л.Миттала в Кривом Роге и в Тарранто.

Тем не менее, если сейчас владелец крупнейшего в мире горно-металлургического концерна вкладывает такие деньги в приобретение знакового актива, вокруг да около которого он ходил почти 4 года 
 это о многом говорит. В первую очередь о том, что худшие времена для европейской металлургии остались в прошлом. Чего, к сожалению, пока никак нельзя сказать об украинский металлургии.

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!