kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Жив курилка: Карпатнафтохим возвращается

22.06.17
размер текста:

9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.

Зеленая улица, красная дорожка

Первоначально на торжественное открытие "Карпатнафтохима" ожидалось прибытие министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалыка, лично курирующего этот проект, и, возможно, даже премьер-министра Владимира Гройсмана. Но технологические сложности заставили их повременить с визитом в Калуш. Впрочем, и сидя в Киеве, они окружают "Карпатнафтохим" прямо-таки родительской заботой. Правительство не просто помогает предприятию выбраться из застоя, а расстилает перед ним красную дорожку. Например, квота на безакцизный ввоз сырья для калушского завода лишает бюджет по крайней мере нескольких десятков миллионов долларов годовых поступлений. Более того, ее размеры, установленные Кабмином, в несколько раз превышают объективные нужды предприятия в сырье для переработки. Неспроста ведь.

Как известно, до 2017 г. "Карпатнафтохим" принадлежал российской нефтяной компании "Лукойл". И еще перед войной на Донбассе у россиян возникли проблемы с прикарпатским активом, поскольку им налоговых льгот никто не предоставлял, а при рыночных ценах, как подсчитали в "Лукойле", перерабатывать в Украине нефтепродукты в этилен и другую химпродукцию оказалось невыгодным. В 2012 г. производство в Калуше начали активно сворачивать, в 2014-м завод целиком был переведен в режим "горячего простоя". Из этого летаргического сна его вытряхнул недавний стремительный процесс смены собственников.

Первым сигналом стало принятие в конце 2016 г. закона об упомянутом выше освобождении от акцизного сбора сырья, которое будет ввозиться на территорию Украины для переработки в этилен. Очень скоро стало понятно, что депутаты встрепенулись не вдруг, поскольку российский "Лукойл" тут же вышел из состава акционеров "Карпатнафтохима", а его место заняли фирмы и люди, замеченные в связях с И.Насалыком и одним из парламентских лидеров "Народного фронта" Андреем Иванчуком. Формально это британская компания Techinservice Limited и украинский гражданин с азербайджанскими корнями Ильхам Мамедов. Но сложно воспринимать их как конечных бенефициаров. Очень уж быстро закрутились бюрократические колесики, чтобы расчистить "Карпатнафтохиму" путь, по которому он смог бы вернуться на рынок химматериалов.

Уже в феврале сделка с "Лукойлом" была юридически закрыта. А в марте санкционный список российских компаний, которым запрещено ввозить свою продукцию на территорию Украины, пополнился среди прочего такими двумя субъектами из РФ, как нижегородский "РусВинил" и волгоградский "Каустик". Курс украинских властей на минимизацию торговых отношений с агрессором логичен, но за два предыдущих года АТО, пока "Карпатнафтохим" стоял, поставки этих компаний никому глаз не мозолили. Более того, в 2015 г. они даже нарастили объемы экспорта в Украину – поливинилхлорида (ПВХ) и каустической соды соответственно. Теперь эти ниши на украинском рынке намерен заполнить калушский производитель. Санкции пришлись как нельзя кстати.

Сырья палата

В апреле текущего года "Карпатнафтохим" получил очередную плюшку из Киева. Кабинет министров принял постановление, которое устанавливает астрономические размеры квот на безакцизный ввоз сырья для любимого предприятия И.Насалыка. В список вошли 3 вида легких дистиллятов (бензины прямогонные) – по 1170 млн л в год, 4 вида тяжелых дистиллятов (ДТ) – по 985 млн л в год и 13 видов сжиженного газа и бутанов – по 1070 млн л в год. Если перевести эти миллиарды литров в тонны, то получится, что "Карпатнафтохиму" позволено импортировать без уплаты акцизов чуть ли не половину от годового объема потребления дизтоплива на внутреннем рынке. Или даже более половины годовых объемов сжиженного газа. При этом цена ввозимого продукта получится как минимум на 20% дешевле, нежели при стандартном импорте с уплатой всех надлежащих налогов и сборов.

На предприятии утверждают, что никто и не собирался все эти объемы импортировать. Просто обилие разных квот позволяет закупать то сырье, которое в данный момент будет предложено на лучших условиях. Сейчас, например, главная ставка делается на прямогонный бензин. В корзине потенциальных закупок сырья на этот продукт прогнозируется более 90% поступлений. Но с юридической точки зрения ничто не запрещает "Карпатнафтохиму" выбрать все предоставленные квоты на все 100%. Естественно, для собственных нужд столько топлива калушскому заводу без надобности, поэтому риск, что в итоге оно окажется на свободном рынке, нельзя считать ничтожным. Даже несмотря на создание при заводе отдельного таможенного поста, который должен контролировать целевое использование безакцизного сырья.

По словам генерального директора завода Владимира Шулындина, уже в июле "Карпатнафтохим" должен выйти на максимальную мощность, позволяющую производить 250 тыс. тонн этилена в год. Для этого необходимо закупать 850-900 тыс. тонн нефтяного сырья в год. Хотя в XXI веке предприятию еще никогда не удавалось достичь такого показателя. Производственный максимум был зафиксирован в 2004 г., когда завод произвел 234 тыс. тонн этилена. Исходя из того, что уже полгода "Карпатнафтохим" постоял, а стабильность его производственных процессов пока под вопросом, можно предполагать, что в текущем году ему вряд ли понадобится больше, чем 300-400 тыс. тонн нефтяного сырья.

По данным агентства Argus, первые сырьевые партии украинский химзавод законтрактовал в той же России. 8 июня он растаможил по безакцизной схеме 250 тонн фракции нормального бутана, производителем которого значится российская "Башнефть", а поставщиком –  международный трейдер Vitol. Также закуплена партия прямогонного бензина, произведенная Волгоградским НПЗ "Лукойла". Эта покупка косвенно подтверждает ранее озвученную операторами рынка версию, что, уступив имущественные права на "Карпатнафтохим", "Лукойл" получил взамен гарантии того, что останется ключевым поставщиком сырья для своего бывшего украинского предприятия. Одно время представители калушского завода заверяли, что будут всю информацию о ввезенном и переработанном сырье в оперативном режиме публиковать на корпоративном сайте. Но по состоянию на 20 июня такой сервис не работал.

Окна, двери, трубы

Первым делом дирекция бросила все силы на восстановление базового олефинового производства, дающего на выходе этилен и служащего полуфабрикатом для выпуска более сложных соединений, в частности суспензионного поливинилхлорида, или ПВХ-С. Этот материал является исходником для производства пластиковых окон-дверей, и сейчас украинские производители вынуждены закупать его за границей. "Карпатнафтохим" в близкой перспективе намерен предложить им отечественную альтернативу. И от такого предложения сложно будет отказаться. Как известно, государственные банки сейчас активно раздают населению так называемые "теплые кредиты" на утепление помещений. Можно предположить, что со стороны производителей пластиковых оконно-дверных конструкций участниками этой программы смогут остаться лишь те, кто перейдет на калушский ПВХ.

Параллельно готовятся к запуску в эксплуатацию и вспомогательные цеха "Карпатнафтохима" по производству каустической соды и хлора, чья продукция также задействована в изготовлении поливинилхлорида. Особенно это касается хлора. Каустическую соду завод преимущественно намерен продавать сторонним потребителям. Калушские мощности способны выпускать ее по 200 тыс. тонн в год – самим столько не нужно. Основным поставщиком сырья для этого цикла выступает государственная компания "Артемсоль". Первая техническая соль с Донбасса уже приехала в Калуш. Обеспечивать все производство ожившего "Карпатнафтохима" электричеством и паром подрядилась созданное год назад госпредприятие "Калушская ТЭЦ-Нова". Именно по инициативе И.Насалыка в 2016 г. городская теплоэлектроцентраль Калуша была выведена из состава "Укрэнерго" и превращена в отдельную боевую единицу. Не исключено, с прицелом на дальнейшую тесную привязку к "Карпатнафтохиму" и приватизацию.

Объясняются все эти бурные телодвижения самыми благими намерениями. По словам И.Насалыка, после выхода "Карпатнафтохима" на плановую мощность будет обеспечено более 3 тыс. рабочих мест, а вместе со смежными организациями таких станет порядка 10 тыс. При этом ежемесячно завод будет платить в госбюджет 75 млн грн. Может быть. Хотя эта сумма все равно не перекрывает брешь потенциальных недопоступлений из-за отмены акциза на сырье для калушского предприятия.

А еще должностные лица "Карпатнафтохима" пока не озвучили свои намерения относительно использования двух продуктопроводов, втыкающихся в предприятие. Один – это труба, ведущая из России через Беларусь, по которой трейдеры до сих пор активно гоняют российское дизтопливо в Украину. Не исключено, что "Карпатнафтохим" вскоре присоединится к числу ее крупных клиентов. Второй – более специфическая конструкция под названием этиленопровод, по которой ранее можно было прокачать калушский этилен в Венгрию на тамошний Тисайский химкомбинат. Техническое состояние последнего ввиду долгого отсутствия эксплуатации требует дополнительного исследования. Впрочем, Игорь Щуцкий, основатель компании Techinservice Limited – номинального владельца "Карпатнафтохима", утверждает, что в своем сбыте калушское предприятие будет преимущественно ориентироваться на внутренний рынок. За рубеж отправятся лишь те остатки, которые не раскупят дома.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!