kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Лето продавца

24.07.17
размер текста:

В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.

Вверх за Китаем

Холодная весна не сулила металлургам особых надежд. Даже в начале июня наблюдался небольшой откат цен. И только с середины прошлого месяца на внешних рынках устойчиво распогодилось. А уже после окончания Рамадана (24 июня) конъюнктура начала улучшаться уверенно и повсеместно. Согласно мониторингу государственного предприятия "Укрпромвнешэкспертиза" (УПЭ) к концу июня металлопродукция и, в первую очередь, заготовка, подорожали на региональных рынках на 5-10 долл./тонну. В первую неделю июля большинство котировок повысились еще на 10-15 долл.

Ничего удивительного, что сигналом к смене трендов стало поведение самого крупного игрока на стальном рынке – Китая. Оттуда ударная волна прошлась и по Юго-Восточной Азии и Ближнему Востоку, достигнув Турции. По прогнозам УПЭ, позитивная для украинских экспортеров ценовая динамика сохранится как минимум и в августе – трейдерам после длительной весенней спячки необходимо пополнять запасы на складах. Позитивной динамике будет способствовать и ограничение объемов предложения проката из-за остановок ряда предприятий на профилактические ремонты, а также удорожание лома в Турции и рост спотовых цен на коксующийся уголь в Китае.

Сумма этих факторов позволяет производителям и поставщикам проката занимать достаточно твердую переговорную позицию и настаивать на дальнейшем повышении котировок. Брать пример можно с китайцев, которые уже начали ковать железо, пока оно горячо. За первую неделю июля 2017 г. предложения из Китая выросли до 440-460 долл./тонну (FOB) на заготовку, 460-490 долл./тонну (FOB) на арматуру и 480-490 долл./тонну (FOB) на катанку – это в среднем на 30 долл. больше, чем наблюдалось в последнюю декаду июня. Да и на внутреннем рынке страны цены на прокат сегодня самые высокие за последние три года. В августе, по разным оценкам, китайский товар подорожает еще на 5-12%. И эти показатели становятся ориентиром для остальных игроков стальной индустрии. Импортеры из стран ЮВА пытаются сопротивляться новому раскладу, заключая сделки у нижней границы текущих ценовых диапазонов, но аргументов у них немного. Альтернативных объемов в достаточном количестве на рынке нет.

Восточный срез

По похожему сценарию развивается ситуация с ценами и на турецком рынке арматуры с катанкой. Благодаря устойчивому спросу внутренним производителям уже длительное время удается держать цены по этим позициям на высоком уровне – 473-490 долл./тонну (EXW) и 485-520 долл./тонну (EXW) соответственно. Приблизиться к этим "маячкам" стараются и экспортеры, повысив с начала июля предложение на 15-18 долл.

Правда, в странах Ближнего Востока июльский спрос все еще оставался слабым. И дело не в том, что выход из Рамадана там затянулся. Игру на повышение в регионе несколько портит Иран, чье предложение на заготовку по стоимости заметно выгоднее, чем поставки из Турции или СНГ. Так, партии с поставкой в августе-сентябре иранские меткомбинаты, например, продают по 405-415 долл./тонну (FOB).

В Египте арматура резко подорожала в цене еще в июне, после того как здесь были введены ограничительные пошлины на ввоз данной продукции из Украины, Турции и Китая. В начале июля повышение уже не носит скачкообразного характера, но активные строительные работы не дают опускаться цене и все равно нуждаются в импорте. Хотя, конечно, маржинальность отгрузок в Египет сегодня уже не та, что была вначале года.

Больше оптимизма

Глобальное оживление на потребительских рынках уже повлекло за собой появление более благоприятных для металлургов аналитических прогнозов. В частности, крупный американский инвестбанк Morgan Stanley обнародовал свои соображения относительно поведения мирового рынка стали в 2017-2018 гг. Согласно этому прогнозу как производство, так и потребление стальной продукции увеличатся на 3% в 2017 г. и на 1% в 2018 г. При этом объем выплавки продолжит немного опережать потребление: 1,65 млрд тонн против 1,60 млрд тонн – в текущем году, и 1,67 млрд тонн против 1,62 млрд тонн – в 2018-м.

Еще в мае World Steel Association давала более скромные оценки, предполагая, что видимый спрос вырастет в 2017 г. только на 1,7%, в 2018 г. – на 0,9%. Слегка блеснула оптимизмом и ассоциация Euroferr. Ранее она говорила о росте сталепотребления в Европейском Союзе в пределах 1,3% по итогам года. Но 10 июля повысила свой прогноз до 1,9%, т. е. до 159 млн тонн.

Потребление Китая примерно в 6 раз выше, и, по оценкам аналитиков Morgan Stanley, в 2017-2018 гг. оно стабилизируется на отметке 825 млн тонн в год, но потом до 2025 г. будет сокращаться в среднем на 2,5% ежегодно. Относительно китайских цен эксперты банка видят только предпосылки к подъему в следующем году – в среднем на 7% относительно цен текущего года. При этом в Европе в этот же период Morgan Stanley ждет значительного удешевления проката – на 15%, в США – незначительно, на 3%. Другое дело, что уже к концу 2017-го все эти прогнозы могут оказаться несостоятельными, если США введет обещанные ограничительные меры для экспорта сталепродукции на свою территорию. Для глобального рынка этот станет встряской на уровне не меньше чем 8 баллов из 10.

Украинское эхо

На Украину изменения ценовой динамики на глобальном рынке металлопроката имеют двойственное влияние. С одной стороны, можно рассчитывать на дальнейшее увеличение валютных поступлений от экспорта металла и увеличения объемов выплавки (хотя на август предприятия ГМК задекларировали почти те же планы, что и на июль). С другой – рост экспортных котировок неминуемо приведет к ценовому пересмотру и на внутреннем рынке. Точнее говоря, процесс уже пошел.

Еще в начале июля "Арселор Миттал Кривой Рог" (АМКР) объявил о повышении внутренних цен на арматуру на 200-250 грн./тонну с НДС. Новость аукнулась корректировкой складских цен примерно в тех же масштабах. Причем в наличии имеются все признаки дальнейшего роста. Даже потребители уже привыкли, что внутри страны арматура стоит на 10-15 долл./тонну дороже, чем черноморские FOB-котировки.

До сих пор роль сдерживающего фактора, по крайней мере на столичном рынке, играла продукция Белорусского метзавода, которая по разным позициям могла предлагаться на 350-650 грн. дешевле криворожских аналогов. Но возможности БМЗ довольно ограничены. Во-первых, его импортный ресурс не слишком большой и нацелен преимущественно на Киев (ввиду географического положения и наиболее высокой активности этого локального рынка). Во-вторых, на фоне поэтапного удорожания арматуры в РФ в определенный момент российский потребитель может показаться белорусам более интересным.

В то же время внутренний спрос на арматуру в Украине сейчас сезонно высок. Выраженного дефицита пока нет, но периодическая нехватка проката начинает тревожить трейдеров. АМКР в первую очередь закрывает экспортный портфель. Поэтому инициированное комбинатом повышение внутренних цен потребители приняли стоически, как неизбежную реальность. Более того, с пониманием, что ценовой потолок еще где-то впереди.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!