kjsdsf
Подробнее Запомнить город


В битвах за урожай

31.07.17
размер текста:

Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.

В июне Минэкономразвития утвердило перечень агротехники украинского производства, стоимость которой будет частично компенсироваться из госбюджета при покупке сельхозпредприятиями. Возмещение составит 20% и касается продукции 40 компаний, в числе которых – Харьковский тракторный завод (ХТЗ), "Южмаш", "Бердянские жатки", "БелоцерковМАЗ" и др. (в целом – почти 800 наименований оборудования).

Актуальный срок подачи заявок – до 01.11.2017. Получить частичную компенсацию можно не только через госбанки, но и через те учреждения, в уставном капитале которых государству принадлежит не менее 75%. На 2017 год программой предусмотрена господдержка в 550 млн грн., на 2018-й – до 900 млн, а в 2019-2021 годах – до 1,5 млрд грн. ежегодно.

Новые правила

Данный механизм пришел на смену действовавшему ранее 30%-ному возмещению стоимости для самих производителей. Прежний вариант стимулировал удорожание агромашин, констатирует исполнительный директор Нацкомитета развития промышленности, почетный президент промгруппы УПЭК Анатолий Гиршфельд. К тому же, продолжает он, требование локализации производства на уровне 60% местных комплектующих многим предприятиям не позволяло участвовать в проекте. Согласно новым правилам стартовая локализация производителя может начинаться с 35%, но за 4 года участия в программе должна быть доведена до 60%. Это будет отслеживать особая межведомственная комиссия. Некоторые заводы фактически "авансом" вошли в перечень (не соответствуя требованиям на данный момент), однако до 1 декабря текущего года должны отчитаться о выполнении обязательств.

При этом определенные комплексные технологические процессы могут быть освоены участниками уже на 2-й или 3-й год (а не через 4 года), поэтому не исключено, что в дальнейшем Кабмин еще больше сократит первоначальный порог локализации – но только для выпуска комбайнов и тракторов. Послабления будут направлены и на привлечение зарубежных инвесторов к созданию профильных промплощадок в Украине (которая, к слову, в СССР на 70% обеспечивала компонентами все трактора и комбайны, и эта база во многом сохраняется до сих пор).

Впрочем, это лишь первый этап нового формата господдержки сельхозмашиностроения – нужно еще запустить инструменты компенсации процентов по кредитам и лизинговым платежам для самих аграриев, говорит А.Гиршфельд. По его словам, сейчас страна реализует амбициозный план по доведению годового сбора зерновых до 100 млн тонн, и для этого есть все предпосылки – логистика, почвы, климат, технологии; для усиления этих факторов нужно создать условия для вложения доходов отечественных хозяйств в свою, украинскую агротехнику.

Отдельное внимание Кабмин уделяет развитию кооперации с Беларусью, причем белорусские сельхозмашины уже собираются в Украине (комбайны, трактора и др.). "Целесообразно повышать локализацию, долю отечественных компонентов: мы можем поставлять белорусам прокат, диски, шины, гидравлику, а назад получать готовую технику, которая у нас пользуется спросом, – говорит А.Гиршфельд. – Это будет взаимовыгодное сотрудничество".

На фоне растущего спроса

Тем временем МинАПК сообщает, что за 5 мес. года сельхозпредприятия приобрели 4169 ед. машин и оборудования примерно на 4,6 млрд грн. В частности, закуплено 987 тракторов (на 1,5 млрд грн.), 250 зерноуборочных комбайнов (на 1 млрд), 782 ед. почвообрабатывающей техники (на 313,4 млн), 524 ед. посевной техники (на 529,4 млн), а также 1626 ед. другого оборудования (на 1,2 млрд грн.).

Главными внешними поставщиками комбайнов стали Германия, Польша, США. Вообще же за январь-май завезено различных агромашин на 201 млн долл., уточняют в МЭРТ; лидируют в стоимостной структуре импорта Германия (78,2 млн долл.), США (33,1 млн долл.), Бельгия (27,5 млн долл.). Состоянием на июль парк АПК насчитывает 312 тыс. тракторов и более 52 тыс. зерноуборочных комбайнов. В этой связи гендиректор компании "КУН-Украина" Асад Лапш акцентирует: в 2017 году прогнозируется перевыполнение плана продаж на украинском рынке на 70%, высоких результатов ожидают и другие операторы.

Для справки, экспорт агротехники за 5 мес. года составил 8,8 млн долл., преимущественно в Россию (71,4%). Так, экспортировано 10 комбайнов, из которых 7 – в Иран, 2 – в Турцию, 1 – в Молдову.

Да, основную часть приобретаемых в нашей стране сельхозмашин по-прежнему составляют импортные (включая б/у), однако с 2014 года из-за девальвации гривны и подорожания импорта спрос на произведенные в Украине аналоги заметно вырос, отмечают эксперты. В целом, несмотря на значительный ценовой рост (в среднем в 2,6 раза к 2013 году), в прошлом году аграрии снова увеличили закупки техники: одних только зернокомбайнов импортировано 3139, на 271,5 млн долл., и это не считая внутренней сборки.

Член Общественного совета при МинАПК Александр Ярославский информирует, что больше всего куплено комбайнов John Deere и Claаs; среди приобретенных 1557 тракторов наибольшей мощности – более 100 кВт – тоже лидируют John Deere (404 шт.), по 220 шт. в этой мощностной категории куплено тракторов New Holland и "Беларус", 205 шт. – Case. Всего же за 2016 год завезено агромашин на 407,7 млн долл., а экспортировано на 26,2 млн долл.

И все же, несмотря на обновление, с 2013 года общий парк агротехники несколько уменьшился (см. таблицу): пользователи не успевают покрывать выбытие старых, нередко еще советских машин – несмотря на свою достаточно высокую производственную динамику. На таком фоне меры господдержки закупок новой техники приобретают особое значение. "Все знают, что ее не хватает, и нагрузка на каждый агрегат в хозяйствах Украины в 2-3 раза больше, чем в той же Европе. Естественно, она покупается чаще и в больших количествах, — отмечает А.Лапш. – В ближайшие 10 лет ваши аграрии будут тратить на нее по 2-3 млрд долл. в год, ведь нужно выполнять все работы вовремя, в оптимальных объемах и качественно. Пока этого нет, к сожалению. Практически все хозяйства испытывают дефицит нужных машин и оборудования, к тому же нужно еще работать над культурой их повседневной эксплуатации во имя продления эффективного периода использования". А значит, рынку есть куда развиваться и количественно, и качественно.

Активное участие в этом постараются принять и отечественные изготовители. Сегодня в стране различную агротехнику выпускает примерно 80 заводов, крупнейшие – это "Эльворти Груп" (быв. "Червона Зирка", Кировоград), Херсонский машзавод, "Ковельсельмаш" (Волынь), "Велес Агро" (Одесса), ХТЗ. Кроме того, по-прежнему действует целый ряд региональных "сельмашей", в советское время обеспечивавших сельхозмашинами свою часть административной области, а сейчас пытающихся работать на общегосударственном рынке. Если он будет развиваться, то профильные производители смогут укрепить свой бизнес и продвигать его дальше.

Основная техника агрокомпаний Украины в фазе активной работоспособности, шт. на конец года (тракторы – в разрезе мощности)

Источник: МинАПК

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!