kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Физика стройматериального мира

18.08.09
размер текста:

Несмотря на значительный спад спроса, производители стройматериалов в Украине работают и даже модернизируются в надежде «дотянуть» на минимуме загрузки до окончания кризиса.

В І полугодии 2009 г. объемы всех видов строительства в Украине упали почти на 55%. Ничуть не лучше оперативные данные и по результатам июля. Понятно, что это означает и резкое падение объемов производства строительных материалов.


Производство основных строительных материалов в Украине в 2009 г.



Источник: Госкомстат.

Притом показатели по различным видам продукции разнородны: по отдельным позициям в июне отмечен рост (это можно связывать с некоторой летней активизацией строительства), по другим – спад. Заметный прирост отмечен почти по всем товарным группам, спад – по керамическим плитам.
В Кабмине дополняют: экспорт отечественного стекла в июне составил 6,2 млн долл. в стоимостном выражении – на 4,6% больше, чем в мае, но на 55,7% меньше показателя июня-2008. А за всю первую половину года экспорт стекла составил почти 40 млн долл. – на 43% меньше в годовом сравнении.

Рынок Новинского?

А вот импорт остается достаточно активным. Внутренние производители зависят от высоких цен на энергоресурсы, сырье, перевозки и т.п. и поэтому во многом проигрывают дешевому азиатскому импорту (а также – все больше – качественному западному). При этом цены на стройматериалы, отражая генеральные тенденции, с начала года упали на 20-30% в зависимости от вида продукции. По данным Ассоциации производителей стройматериалов, сегодня цена зависит не столько от ситуации на рынке, сколько от личных договоренностей и умения торговаться, а также от объема поставки. Притом основная часть спроса обеспечивается не крупными проектами, большинство которых остановлено, а индивидуальным строительством и различного рода ремонтами.

В то же время в июле-августе наметилась стабилизация цен. Например, еще в июле один из основных видов цемента – ШПЦ-III/А-400 – стоил 760-780 грн./тонн, но уже в августе отмечены предложения по 800 грн./тонн, рассказывают нам в Министерстве регионального развития и строительства. То же самое касается рядового стенового кирпича М 100, который в июле продавался в среднем по 1320 грн./тыс. шт., а в августе отмечены предложения по 1470-1500 грн./тыс. шт. Щебень мелкой фракции в июле стоил 120 грн./тонн, в августе, поднявшись в цене, до 125 грн./тонн, для речного песка данные цифры составляют 50 и 55-60 грн./тонн соответственно.

И пристальнее всего за подобной динамикой – кроме собственно строителей – следят в «Смарт-холдинге» Вадима Новинского. Так как считается, что именно эта группа является крупнейшим интегрированным оператором украинского рынка строительных материалов. Включая, в частности, Балаклавское рудоуправление им. Горького, Евпаторийский и Сакский заводы стройматериалов, ОАО «Запорожнерудпром», ЗАО «Турстрой», а также несколько гранитных и песчаных месторождений. И уже весной этого года «Смарт» заявил о расширении данного производственного направления за счет создания субхолдинга нерудных материалов, а также освоения Михайловского месторождения мигматитов (Николаевская обл.) со строительством нового горно-перерабатывающего предприятия. Общая стоимость проекта – не менее 100 млн грн.

Кроме того, группа В.Новинского уже почти победила в борьбе за Яровский гранитный карьер (Томашгород, Ривненская обл.) с местным бизнесменом Виталием Бродовским. Данный актив с запасами в 73 млн тонн может стать неплохим дополнением к остальной «стройматериальной» базе «Смарта», а это примерно 550 млн тонн по одному только граниту. А к 2014 году холдинг по-прежнему намерен стать лидером страны по производству щебня. Компания В.Новинского заявляет, что только в Яровский готова вложить не менее 2 млн долл., с выходом на 800 тыс. тонн ежегодного выпуска щебня (а в перспективе и до 1,5 млн тонн в год). Что должно позволить занять прочные позиции не только на рынке Западной Украины, но и в Польше, Беларуси.

В пользу иностранцев

Возвращаясь к отечественному рынку стройматериалов в целом, эксперты акцентируют: по итогам 2009 года он может… вырасти! Но – только в денежном выражении, за счет инфляции и роста цен. С учетом этого цифра роста относительно прошлого года может составить 10%, до уровня 50 млрд грн. в ценах производителя. В то время как общий объем спроса по итогам года может упасть на 15-20%. Рост конкуренции ведет к повышению качества рыночного предложения при стабильных ценах; постепенно развивается поглощение мелких операторов более крупными и интегрированными. Кроме того, повторяя общую тенденцию, рынок неуклонно уходит в тень, укрепляется бартер. Надежды на «спасительное» для строительной индустрии Евро-2012 не оправдались, а в начальном объеме уже и не оправдаются – право проведения чемпионата получит максимум два украинских города. А спрос на стройматериалы для ремонтов и вовсе не связан с футболом и будет восстанавливаться лишь с общей стабилизацией строительства и экономики в целом.

Так или иначе, летом внутреннее потребление стабилизировалось. Осенью ожидается новый виток кризиса, умноженный на сезонный спад строительства – но, несмотря на это, рыночные игроки рассчитывают на активизацию продаж современных стройматериалов (скажем, газобетона, качественных легких металлоконструкций и др.).

Отдельно останавливаясь на рынке такого базового строительного материала как цемент, отметим: падение спроса приведет к снижению производства с 14,8 млн тонн в 2008 году до 7-8 млн тонн в нынешнем году. То есть, примерно в 2 раза. При этом в компании «ХайдельбергЦемент Украина» констатируют, что во втором полугодии ситуация на рынке запросто может быть еще хуже, чем в первом. Сегодня на большинстве цементных заводов страны работает не больше 1-2 печей обжига, операторы стараются не работать на склад. Параллельно растет объем контрафактной продукции, предлагаемой под «раскрученными» брендами, что уже вызвало протесты и заявления официальных поставщиков. Так, заместитель генерального директора ООО «Цемент» (Одесса) Мигель Машау рассказывает, что весной в региональной продаже появился «левый» товар в официальных цветах и с логотипом предприятия. Притом реальный вес продукции был на несколько килограмм ниже номинального.

Впрочем, рост внимания к «левой» продукции связан и с объективными условиями рынка. Дело в том, что ранее, на взлете спроса, производители продавали почти 80% продукции так называемым навальным способом, без упаковки – крупным заказчикам, таким, как крупные заводы железобетонных конструкций (а также, конечно, строительным компаниям). Теперь же почти все крупные стройки остановлены, и цементники вынуждены бороться за розничного покупателя – а тут уже серьезную конкуренцию составляет дешевый товар происхождением «невесть откуда». И по итогам 2009 года доля упакованного цемента в общей структуре продаж на отечественном рынке может достичь 35%.

В заключение скажем: если общая экономическая стабилизация начнется, хотя бы, летом следующего года – скорее всего, украинская подотрасль стройматериалов достаточно стабильно переживет кризис. Все крупнейшие участники останутся на рынке, выживая за счет корпоративной интеграции, сокращения издержек и т.п. До начала выхода из провала время от времени будут наблюдаться слияния-поглощения локального характера, не влияющие на весь рынок в целом. Вероятно, в конечном итоге операторы с иностранным капиталом значимо укрепятся на рынке. Приведем в пример «ХайдельбергЦемент», который уже имеет в Украине несколько заводов и, несмотря на сложную конъюнктуру, продолжает их модернизировать.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!