kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Непотопляемый Yuzgas

31.08.17
размер текста:

Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.

Был Shell и весь вышел

В 2013 г. Юзовская площадь, охватывающая территорию в 7,886 тыс. кв. км в пределах Харьковской и Донецкой областей, подавала громадные надежды. Ведь конкурс на ее освоение выиграл британско-голландский холдинг Shell – один из китов глобальной энергетики. Потенциальные запасы газа в этих недрах оценивались в более чем 4 трлн куб. м, годовые объемы добычи после выхода на проектную мощность – до 10 млрд куб. м, а то и больше.

Вероятно, объявленные цифры были несколько эйфорическими. Но не об этом печаль. До подписания соглашения о разделе продукции (СРП) с Shell дело так и не дошло. Начавшаяся война на Донбассе и падение цен на энергоносители в мире побудили Shell дать задний ход. Кроме того, была еще одна причина, из-за которой титулованный инвестор чувствовал себя не очень уютно в Украине. В партнеры ему навязали специально созданную компанию "Надра Юзовская", которая и должна была официально стать оператором проекта. Веревочки от нее вели к одному из "кассиров" Виктора Януковича и его окружения – Эдуарду Ставицкому. Если бы не бои на Востоке Украины, если бы не дешевая нефть на Лондонской бирже, Shell, скорее всего, смирилась бы с данным неудобством. В Нигерии вот и не с таким приходилось сталкиваться. Но поскольку негативных факторов накопилось сразу несколько, Shell счел за лучшее покинуть юзовские позиции, несмотря на произведенные первоначальные вложения – в подготовку к конкурсу,сейсморазведку, анализ и интерпретацию геологических данных, закупку труб и некоторого оборудования. По разным оценкам, затраты Shell составили от 50 до 80 млн долл. Все это теперь достанется, по идее, новому хозяину Юзовской площади.

Номинально таким хозяином все еще остается "Надра Юзовская". Но это зиц-компания, за душой у которой ни гроша. Хотя именно она с молчаливого одобрения НАК "Надра Украины", своих государственных учредителей, подложила свинью всей отечественной газодобыче. После ухода Shell у киевских властей было два варианта действий. Первый – поломать все старые схемы, оставшиеся от команды В.Януковича, и провести еще один международный тендер с чистого листа. Или, понимая, что залежи находятся в непосредственной близости от зоны АТО и многих консервативных инвесторов это может спугнуть, поделить большую Юзовскую площадь на более мелкие участки, выставляя их на торги по отдельности. Но в итоге сработал третий, самый худший, план. ООО "Надра Юзовская" сама объявила конкурс на сменщика Shell в Юзовском проекте и сама же определила его победителем компанию Yuzgas B.V., зарегистрированную за пару месяцев до этого в Нидерландах с уставным капиталом в 1000 евро. Со стороны это выглядело примерно так: Владимир Кличко покидает большой спорт, а его место в ринге занимает парнишка, месяц назад записавшийся в боксерскую школу.

Сообразили на троих

Члены конкурсной комиссии, среди которых были представители Минэнергоугля Украины и НАК "Надра Украины", оправдывались, что из трех участников конкурса Yuzgas предоставил лучшее предложение. Все верно. Но с одной оговоркой. Конкурс организовали так быстро, что многие заинтересованные лица просто не успели добежать к комиссии со всеми необходимыми документами. Соответственно, выбор претендентов был скуден. Кроме Yuzgas – это еще Burisma Николая Злочевского и международный топливный трейдер Vitol в лице одного из своих подразделений. Последний, согласно неофициальным договоренностям, заручился поддержкой холдинга EastOne Виктора Пинчука для работы в Украине. Но рискнуть был готов на первом этапе лишь скромной суммой в 10 млн долл. Burisma согласна была вложиться примерно на 100 млн долл. Yuzgas же заявил, что выполнит всю программу Shell. А она, в частности, предусматривает инвестиции в геологоразведку в объемах 200 млн долл., бурение 15 новых разведывательных скважин. Таким образом, на ярмарке обещаний он победил с большим отрывом.

В платежеспособности Yuzgas никто из членов комиссии не усомнился. Но сомнения возникли у общественности и ряда оппозиционных депутатов Верховной Рады. Под их давлением Кабмин не рискнул утверждать инвестиционную программу Yuzgas и переуступать ему долю в ООО "Надра Юзовская". Но у того на руках уже были результаты конкурса, и он бодро помчался с ними в суд. Правительственный отказ Yuzgas получил 2 ноября 2016 г. А уже 20 марта 2017 г. Окружной админсуд Киева постановил отменить это протокольное решение Кабмина. Позже вердикт подтвердили и Киевский апелляционный суд, и Высший админсуд. Поэтому 17 августа в Минэнергоугля повторно вернулись к рассмотрению вопроса о переуступке прав "Надра Юзовской" на заседании специальной межведомственной комиссии по СРП. Пока что по инициативе министра Игоря Насалыка создана рабочая группа, которая через месяц и должна вынести свои рекомендации.

Словаки в деле

Тем временем Yuzgas привел на заседание нового потенциального инвестора – словацкую компанию Nafta и публично раскрыл имена своих акционеров, что, впрочем, оказалось секретом Полишинеля. По документам учредителем голландской компании является люксембургский фонд Emerstone Energy. А им в свою очередь владеет канадец украинского происхождения Ярослав Кинах. И его друг – Тимоти Элиотт. Последний светился как один топ-менеджеров нефтегазовой компании Kulchyk Oil, работавшей среди прочего и в Украине. Но Я.Кинах гораздо известнее. И не потому, что имеет украинское происхождение. В 1990-х годах он возглавлял представительство ЕБРР в Украине. Позже занялся частным бизнесом. Сегодня у Я.Кинаха на родине предков имеются два предприятия. Он стоял у истоков компании Black Iron, продвигающей проект добычи железной руды на Шимановском месторождении в районе Кривого Рога, а также – компании Iskander Energy, владеющей лицензиями на поиск и добычу углеводородов на 3 участках – Крутояровском, Красноармейском и Южно-Донбасском. Правда, два последних сейчас находятся большей частью на неподконтрольной Украине территории. Зато два первых граничат с Юзовской площадью. Сейчас деятельность Iskander Energy свернута, но до 2014 г. компания успела провести некоторые поисковые работы в регионе. И Я.Кинаху было бы весьма интересно сопоставить свои результаты с Shell-oвской информацией. Очевидно, они у него обнадеживающие, раз канадский бизнесмен так стремиться прорваться на Юзовскую площадь.

Еще год назад Я.Кинах говорил, что Yuzgas сможет освоить это поле самостоятельно. Просто знает, как сократить издержки при выполнении разведывательной программы, разработанной Shell. Сегодня риторика изменилась. Во-первых, Yuzgas уже настаивает на пересмотре некоторых финансово-экономических параметров СРП. Во-вторых, на роль оператора юзовского проекта он теперь предлагает, как уже было отмечено выше, словацкую компанию Nafta. Условно говоря, алгоритм такой: "Надра Юзовская" уступает права Yuzgas, а тот переуступает их Nafta. В этой схеме Yuzgas претендует на 90%-ную долю, а сколько готов отдать словакам – пока неизвестно. По словам заместителя директора департамента разведки и добычи Nafta Мартина Словака, его компания "планирует выполнить в первый пятилетний этап все работы, которые хотела делать Shell, но более эффективно". Представители словацкой компании уже имели в августе встречу с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом относительно вхождения в юзовский проект. Однако никаких финансовых гарантий на заседании межведомственной комиссии по СРП 17 августа представить не смогли.

Дверь в украинскую газодобычу Nafta открыла для себя впервые лишь в 2016 г., выкупив у компании Cub Energy за 1,5 млн евро 50% прав на разработку Ужгородской газовой площади в Закарпатье. Но ее метраж – всего 301 кв. км. Юзовская площадь в 20 раз больше. И если с ужгородским участком управиться Nafta вполне по силам, то для работ на Юзовском следовало бы предоставить более весомые аргументы, чем честное слово. Впрочем, все зависит от действительных намерений Yuzgas и его новых словацких партнеров. Одно дело – поиск новых залежей, это процесс долгий и затратный. Совсем другое – расконсервация старых скважин. В пределах всего участка таких имеется свыше 30. Большинство из них были пробурены в советские времена и давали приток 50-60 тыс. куб. м в сутки, что тогда считалось неперспективным. Но сейчас, собрав всех воедино, вполне реально выйти на добычу 0,5 млрд куб. м газа в год без фундаментальных затрат в 200 млн долл. Для объяснения же срыва масштабной поисково-разведывательной программы всегда найдется куча причин. Причем даже в этом случае выставить Yuzgas за порог Юзовской площади после проведенной процедуры переуступки прав будет еще сложнее, чем отвертеться от него сейчас.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!