Подробнее Запомнить город


Запорожец за Китаем

18.09.17
размер текста:

Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.

Слишком хороший кредит

На украинском горизонте Skyrizon возникла ничуть не вдруг. Еще в феврале 2015 г. между "Мотор-Сичью" и Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co был подписан меморандум о совместном строительстве в китайском городе Чунцин (провинция Сычуань) нового завода по производству двигателей для вертолетов, самолетов общего назначения и турбореактивных самолетов. Запуск предприятия запланировали на 2018 г. В апреле прошлого года другая китайская компания (но из той же большой семьи) 
 Skyrizon Aircraft Holdings Limited – предоставила "Мотор-Сичи" кредит на 100 млн долл. под 0,3% годовых c 10-летним сроком соглашения, как бы на обновление производственных мощностей в Запорожье. Оба этих события сопровождались аплодисментами и восторженными комментариями со стороны украинских властей.

В октябре 2016-го перспективы сотрудничества с китайцами были красочно представлены главе Кабмина Владимиру Гройсману, посетившему запорожский завод. В мае 2017-го вице-премьер-министр Украины Степан Кубив, побывавший на авиавыставке в Китае, назвал решение о создании СП в Чунцине очередной победой. А МИД страны уже ставило вопрос об открытии в этом городе украинского дипломатического представительства. Т. е. сама идея авиастроительного партнерства с Китаем воспринималась официальным Киевом вполне позитивно. О чем косвенно свидетельствует и тот факт, что параллельным курсом развивается проект по строительству в КНР самолетов типа "Мрия". После разрыва с Россией Китай виделся самым перспективным рынком сбыта для отечественного авиастроения. Но у Луны, как известно, две стороны. В тактической плоскости заказы и инвестиции из Поднебесной действительно способны поддержать сегодня авиастроительную отрасль Украины в тонусе, но в стратегической – это билет на пенсию. Рано или поздно китайцы предпочтут избавиться от украинских партнеров. История с "Мотор-Сичью" как раз этому учит.

О том, что у партнерства "Мотор-Сичи" со Skyrizon должно быть двойное дно, можно было догадаться еще в прошлом году. На подозрения должны были натолкнуть неслыханно мягкие условия предоставления китайцами кредита 
– под процент ниже прогнозируемого уровня инфляции. Еще одним звоночком стало исчезновение в середине 2016 г. из списков акционеров "Мотор-Сичи" некоего физического лица, владевшего 15,91% акций запорожской компании. Имя данного лица, впрочем, ни для кого не было секретом. Почетного президента "Мотор-Сичи" Вячеслава Богуслаева все давно воспринимали не как топ-менеджера предприятия, а как его ключевого собственника. Да и сам он указывал данный пакет в своей налоговой декларации за 2015 г. А вот за прошлый год не указал. Фондовый рынок чует: когда собственник вдруг переоформляет свой именной пакет на офшор – значит, актив готовят к продаже.

Останется только Ван Цзин

Свою полную структуру собственности "Мотор-Сич" публично не раскрывает. Но государственной доли в этом ПАО нет ни копейки. В то же время семья Богуслаевых напрямую или опосредованно сосредоточила в своих руках контрольный пакет акций предприятия. В таком акционерном статусе-кво "Мотор-Сич" находилась все последнее десятилетие. Пока в июне 2017 г. в Антимонопольный комитет Украины не пришло письмо с просьбой разрешить гражданину Китая сконцентрировать у себя 56,0009% акций "Мотор-Сичи", которыми он уже владеет через подконтрольные компании и доверенное лицо. Прошение подписали представители китайской компании Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd. и украинской "Мотор-Сичи". Письмо произвело эффект булыжника, брошенного в тихую заводь. АМКУ в ответ указал на необходимость не допустить дальнейшей перерегистрации прав собственности на акции запорожского предприятия. После чего засуетились Генеральная прокуратура и СБУ.

В июле на самой "Мотор-Сичи", а также в близких к В.Богуслаеву "Мотор-Банку" и страховой компании "Мотор-Гарант" прошли обыски по подозрению в махинациях с ценными бумагами. При этом генпрокурор Юрий Луценко заявил, что должностные лица "Мотор-Сичи" фигурируют сразу в нескольких открытых уголовных делах. В начале сентября по ходатайству Службы безопасности Украины Шевченковский райсуд Киева принял определение об аресте 41,00087% акций ПАО "Мотор-Сич", находящихся в собственности пяти офшорных компаний и пребывающих на счетах хранителя "Драгон Капитал" (Киев). Как объясняют в СБУ, такая мера нужна, чтобы воспрепятствовать возможной ликвидации запорожского предприятия. В судебном решении указаны названия этих 5 офшоров: два из Виргинских островов 
 Skyrizon Aircraft Holdings Limited и Waldo Trade Ltd и три "панамца"  Business House Helena, Еnfields Trade & Capital Corp, Granum Corporation. 15-процентный пакет акций, которые ранее принадлежал лично В.Богуслаеву, следствие тактично в этот перечень пока не включило.

Как установил суд, сделка купли-продажи упомянутых 41,00087% акций осуществлена в рамках меморандума от 2015 г. о строительстве завода авиадвигателей в городе Чунцин. Конечным бенефициаром покупки стал собственник компании Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Имя этого гражданина в материалах слушания не называется. Но из открытых источников известно, что Skyrizon входит в холдинг компаний миллиардера Ван Цзина, имеющего интересы в самых разных отраслях бизнеса. В прессе его иногда называют китайским Илоном Маском, с некоторой долей иронии. Что, впрочем, не мешает ему постоянно попадать в списки богатейших Forbes. Больше всего Ван Цзин прославился идеей создания альтернативы Панамскому каналу через территорию Никарагуа.

Но и в Украине он в свое время побывал, и здесь тоже имеет интересы. До аннексии Крыма его структуры рассматривались в качестве наиболее реальных инвесторов строительства нового глубоководного порта в районе Евпатории. Война на Востоке нивелировала этот проект. Но осталась телекоммуникационная сфера. Компания Xinwei Group, входящая в орбиту Ван Цзина, планирует в 2018 году развернуть по всей Украине собственную инфраструктуру высокоскоростного интернета и передачи данных с возможной перспективой создания нового мобильного оператора. Претензия серьезная, но не на пустом месте. Xinwei может рассчитывать не только на китайские деньги, но и на политических лоббистов. Главой киевского представительства этой компании является Антон Зацепин, муж первого вице-спикера Верховной Рады Ирины Геращенко, советник на общественных началах одного из вице-премьеров и член наблюдательного совета Украинской ассоциации  "Шелкового Пути" – организации, ратующей за сближение Украины и Китая. В ее глазах вхождение китайского капитала в "Мотор-Сич" 
 удачный пример такого сотрудничества.

Чунцин ждет не дождется

В китайской прессе уже пишут, что Чунцин готов принять 2-3 тыс. украинских специалистов авиастроительной отрасли. Это больше 10% от штатной численности работников "Мотор-Сичи" со всеми дочерними предприятиями. Ожидаемая миграция профессиональных кадров в Поднебесную оголит цеха материнского завода в Запорожье. Возможно, настолько, что китайский хозяин сочтет излишним содержать украинскую площадку или для отвода глаз оставит за ней вспомогательную роль. Перенеся основную сборку двигателей на китайскую территорию, "Мотор-Сич" не только станет важным звеном тамошнего авиастроения, но и сможет беспрепятственно возобновить сотрудничество с российскими клиентами, которые до агрессии РФ против Украины обеспечивали предприятию, а соответственно и его ключевому бенефициару, основную прибыль.

Так, в фатальном 2014 г. в России было выпущено порядка 300 вертолетов, на которых стояло порядка 600 запорожских двигателей. Но в этом же году в Украине был введен запрет на продажу России товаров военного и двойного предназначения. Тем не менее и двигатели "Мотор-Сичи", и запчасти к ним продолжали попадать к заказчикам из РФ. Пусть и окольными путями 
 через Беларусь, где фирмы В.Богуслаева купили вертолеторемонтный завод в Орше, через СП "Двигатели "Владимир Климов  Мотор Сич", через российское ЗАО "Борисфен-ТНП", конечным бенефициаром которого опять же выступает В.Богуслаев. Вместе с тем сложная логистика и "серые" схемы привели к уменьшению продаж, и в 2016 г. прибыль "Мотор-Сичи" сократилась на 36,4%. Это стало еще одним толчком, чтобы менять прописку на Китай.

Формально в самой продаже акций "Мотор-Сичи" китайцам, панамцам или марсианам состава преступления быть не может. В.Богуслаев через подконтрольные ему фирмы распорядился своей частной собственностью по своему же усмотрению. Доказать, что эта сделка была осуществлена с целю ослабления государства или уничтожения предприятия, как говорится в материалах досудебного расследования, нереально. Если "Мотор-Сич" важна для обороноспособности Украины (а она важна), то государство должно было раньше позаботиться о том, как выкупить хотя бы часть акций у богуслаевских офшоров. Нынешний арест акций запорожской компании может сработать лишь как краткосрочная мера. Ван Цзин засудит Киев в международных судах или вернет свое через украинских лоббистов. В конце концов дело может выйти на уровень межправительственного скандала, ведь, несмотря на миллиардное состояние, новый владелец "Мотор-Сичи" отличается лояльностью к коммунистическим властям в Пекине.

Другое дело, что правоохранителям стоит внимательно пройтись по экспортным контрактам "Мотор-Сичи" за 3 прошлых года. Если будет установлено, что завод выполнял заказы вопреки правительственным санкциям или обходя их, то юридические позиции государства станут более сильными, а конфискация активов более оправданной. Как-то так сложилось, что Запорожье превращается в настоящий полигон национализации в Украине. Сначала ЗАлК, теперь ЗТМК, а там, глядишь, и "Мотор-Сич". Для иностранных инвесторов это, конечно, плохой сигнал. Но для тех работников завода, которые переезжать в Китай не собираются, 
 хороший.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
18.12.17, Игорь Воронцов
Производство и потребление металлоконструкций в Украине в текущем году продолжило рост, сигнализируя об устойчивости восстановления национальной экономики. Но в целом для металлургов данный рынок остается нишевым в виду незначительных объемов. О том, как их увеличить, говорилось на VI национальной конференции участников рынка стального строительства, которая состоялась 14 декабря в Киеве.
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!