kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Правительство объявило фискальную мобилизацию

20.08.09
размер текста:

Как бы ни манипулировало правительство с помесячной росписью поступлений в бюджет, регулярно докладывая о перевыполнении плана, разрыв доходов и расходов с каждым месяцем увеличивается. Осознавая, что во II полугодии поступления средств будут только уменьшаться, правительство уже сейчас готовится к увеличению фискального давления на экономику.

Нынешний госбюджет формировался, исходя из прогноза увеличения ВВП в этом году на 0,4%. На основании этого правительство поставило себе план удержать доходы и расходы госбюджета на уровне 2008 года, т. е. 238,9 млрд грн. и 267,4 млрд грн. соответственно (дефицит госбюджета-2009 определен на уровне 31,2 млрд грн.).

Однако падение экономики в I полугодии оказалось чрезмерно глубоким – почти 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на то, что отрицательная динамика благодаря низкой сравнительной базе 2008 года во II полугодии будет менее глубокой (а в ноябре-декабре в месячном сравнении и вовсе окажется близкой к 0), уже сегодня практически нет уверенности, что годовое падение будет меньшим, нежели «минус» 15%.

Очевидно, что снижение ВВП, а вместе с этим и доходов населения и предприятий не могло не отобразиться на доходах государственного и сводного бюджетов. При этом, как показывает практика, падение их доходов является более глубоким, нежели сокращение ВВП. Это объясняется тем, что в условиях кризиса по объективным и субъективным причинам финансовый результат предприятий стремится к нулю, поэтому опережающими темпами падают поступления налога на прибыль корпоративного сектора.

Тем не менее, в течение шести месяцев правительство сообщало о перевыполнении планов доходов и расходов бюджета. Достигаются эти результаты благодаря:

1. Коррекции ежемесячного плана мобилизации доходов в Госбюджет. Бюджетная роспись в этом году менялась несколько раз, более того, Госказначейство не всегда публикует плановые показатели для общего и специального фондов госбюджета, что очевидно связано с их невыполнением в этот период.

2. Инфляционному фактору. Высокая инфляция увеличивает налоговые поступления в номинальном выражении. К примеру, НДС с литра бензина А-95 при цене 5,00 грн./литр составляет 1 грн., а при цене 8 грн./литр – уже 1,6 грн. Таким образом, только благодаря росту цен, даже при падении производства, доходы госбюджета увеличиваются. При этом официальный ИПЦ в последнее время все более отдаляется от действительности, поэтому инфляционный фактор играет все большую роль.

3. Девальвации гривны. За счет снижения курса гривны с 5 грн. до 8 грн./долл. поступления от налогообложения импорта должны автоматически увеличиться.

4. Повышению фискального давления на экономику. В этом году по инициативе Кабинета министров парламент повысил ставки акцизного сбора на горюче-смазочные материалы, кузова и готовые автомобили, пиво, алкогольные и табачные изделия, а также ставки налога с владельцев транспортных средств. Кроме того, были проиндексированы твердые ставки акцизного сбора на большинство товаров, которые облагаются данным налогом.

5. Авансовым платежам по некоторым статьям доходов, которые должны были бы взиматься на протяжении всего года. Речь идет, прежде всего, о поступлениях от НБУ и платы за транзит российского газа. Кроме того, очевидно некоторые авансовые платежи осуществляли и государственные предприятия.

6. Сокращением финансирования капитальных расходов госбюджета. Капитальные расходы в I полугодии государственного бюджета сократились на 57,8%, до 2,19 млрд грн., сводного - на 41,3% - до 5,35 млрд грн.

7. Ресурсам прошлого года. Во-первых, правительству достались существенные суммы на едином казначейском счету, которые оно уже потратило на текущие потребности. Во-вторых, на январь и начало февраля пришлись доходы от уплаты налога на прибыль за предыдущий год. Несмотря на убытки украинских предприятий в ІV квартале 2008 года, общий финансовый результат большинства из них по итогам года был положительным, поэтому налог на прибыль за 2008 год поддержал бюджет в начале текущего года.

Несмотря на комплекс предпринятых мер, по итогам года оказалось, что по сравнению с аналогичным прошлым годом все же наблюдается существенный недобор.
 
В частности, если в январе-июне 2008 года доходы госбюджета составили 104,8 млрд грн., 77,7 млрд грн. из которых сформировали налоговые поступления, то за аналогичный период 2009 года доходы составили 101,1 млрд грн., а налоговые платежи только 67,7 млрд грн. Таким образом, доходы госбюджета в I полугодии сократились на 3,5%, налоговые поступления - на 12,9%, а недобор налогов по сравнению с прошлым годом достиг 10 млрд грн.

Дефицит сводного бюджета по итогам января-июня достиг 13,3 млрд грн. При этом доходы сводного бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4% - до 131,1 млрд грн., а налоговые платежи почти на 10 млрд грн. Как показано на Рис.1, среди налоговых поступлений в сводный бюджет уменьшение наблюдается практически по всем налогам.


Рис. 1 Доходы сводного бюджета в I полугодии 2008 и 2009 гг., млрд грн.

Исключение составляют внутренний и импортный акцизные сборы, которые как было сказано выше, были подняты Верховной Радой. Согласно данным Государственной налоговой администрации, объем поступлений акцизного сбора от табачных изделий за 7 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года вырос в 2,4 раза, до 3,745 млрд грн. В июле он увеличился в 2,5 раза, до 718,6 млн грн.

Больше всего упали доходы бюджета от ввозной пошлины - на 55,9% (до 2,9 млрд грн.). Столь глубокое падение объясняется падением импорта и высокой сравнительной базой прошлого года. В течение первых пяти месяцев 2008 года, до вступления Украины в ВТО, действовали высокие ставки пошлин, которые были снижены только в конце мая.

Как и прогнозировалось, очень сильно сократились поступления налога на прибыль предприятий – «минус» 21,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Стоит подчеркнуть, что данный показатель учитывает авансовые платежи по налогу, которые активно взимали налоговики в I полугодии.

Также уменьшились на 5,5 млрд грн. поступления НДС. Учитывая, что внутреннее производство сократилось на 20%, а импорт по итогам I полугодия упал на 55%, падение по этой статье должно было быть более глубоким, но благодаря названным выше факторам снижение составило «минус» 12,1%. Относительно стабильными являются поступления налога с доходов физлиц (закреплены за местными бюджетами), чему способствовало сохранение на позитивном уровне номинальных доходов населения (реальные в I полугодии уменьшились на 10,1%).

Частично покрыть недоимку налоговых поступлений удалось благодаря неналоговым поступлениям, которые выросли на 7,4 млрд долл. Помимо авансированных платежей НБУ и других государственных учреждений и компаний, весомый вклад внесли административные штрафы и доходы от приватизации. Кроме того, часть бюджета удалось закрыть за счет его финансирования. Размер заимствований вырос по сравнению с прошлым годом в 21,6 раза - до 21,75 млрд грн., в том числе внешних - в 17,5 раза, до 0,71 млрд грн. Одновременно объем погашения долга увеличился в 22,6 раза - до 4,06 млрд грн., в том числе внешнего - в 13,2 раза, до 2,1 млрд грн.

В общей сложности фискальная картина выглядит не очень оптимистичной. Бюджет практически исчерпал потенциал авансирования платежей. Кроме того, у правительства практически отсутствуют возможности по выходу на долговые рынки. Иностранные инвесторы не хотят брать на себя валютные риски, продуцируемые НБУ, поэтому требуют слишком высокую цену. Летом текущего года правительство сумело разместить годичные облигации внутреннего государственного займа с доходностью 27,5% и трехлетние ОВГЗ с доходностью 29%, которые являются самыми дорогими бумагами с 2000 года (тогда Украина стояла на грани дефолта). Занимать деньги на таких условиях – это загнать страну в долговую яму на несколько лет вперед.

Уже сегодня, очевидно, что выполнить доходную часть бюджета в этом году практически нереально. Во многом, определяющим месяцем должен стать август, на который приходится пик уплаты налогов. В августе с.г., по данным газеты «Коммерсант Украина», необходимо собрать налогов на 20,87 млрд грн. При этом, с учетом неналоговых платежей и трансфертов в бюджет должно поступить 21,712 млрд грн. Это почти столько же, сколько было собрано в августе прошлого года, когда экономика еще не погрузилась в кризис. Интересно, что в нынешнем августе, не имея никаких экономических предпосылок для этого, правительство планирует собрать налог на прибыль 8,75 млрд грн. даже больше, чем в августе прошлого года (7,99 млрд грн.). Учитывая, что имплицитная ставка налога колеблется на уровне 15%, можно предположить, что Кабинет министров ожидает, что прибыль украинских компаний за II квартал составит около 58,4 млрд грн., что выглядит чрезмерно оптимистичным. По планам остальных налогов также есть вопросы, однако, в отличие от налога на прибыль они, по меньшей мере, теоретически реальные.

Имея очень ограниченный перечень инструментов, правительство во II полугодии, скорее всего, будет прибегать к усилению фискального давления на экономику. Уже сегодня можно говорить о следующих направлениях:

1. Повышение эффективности реализации начисленной, но не уплаченной части налоговых платежей. В частности, ДПА в последнее время активно взялась за работу по взиманию налоговой задолженности прошлых периодов. Кроме того, правительство сужает объемы предоставленного налогового кредита (Распоряжение Кабмина № 838-р), а также минимизирует налоговые льготы.

2. Дальнейшим повышением ставок налогов. В частности, Кабинет министров намерен предложить Верховной Раде повысить адвалорную ставку акцизного сбора на табачные изделия с 20 до 36%. По подсчетам Минфина, предлагаемое увеличение ставки акциза на сигареты позволит дополнительно привлечь в госбюджет 350-500 млн грн. до конца этого года.

3. Дальнейшим продолжением практики зачисления возмещенного НДС в счет уплаты налогов будущих периодов, а также взимания авансовых налоговых платежей.

Выше перечисленные меры являются крайне неприятными для отечественной экономики, поскольку ухудшают финансовое положение корпоративного сектора. Между тем, украинская налоговая система и без того находится на предпоследнем месте в мире по эффективности и качеству работы. Внедрить в практику дополнительные административные инструменты не представляет труда, проблема заключается в том, чтобы суметь отказаться от них мо мере улучшения ситуации. А вот практика либерализации налоговых отношений в Украине проходит куда менее продуктивно, даже в самые благоприятные экономические периоды.

Алексей Молдован, Центр антикризисных исследований

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!