Подробнее Запомнить город


Плоская шутка Евросоюза

05.10.17
размер текста:

Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.

Святая простота

Официально результаты расследования Еврокомиссии должны быть обнародованы не позднее 6 октября. Но еще в конце сентября на руках у журналистов оказался проект решения. И в нем ничего приятного для украинских металлургов. Согласно этому документу горячекатаные рулоны происхождением из Украины должны облагаться фиксированной пошлиной в размере 60,5 евро/тонну. Под санкции попадает продукция "Запорожстали" и Мариупольского МК им. Ильича. Свои фиксированные ставки получили и их побратимы по несчастью в этом деле. Для иранской Mobarakeh Steel предлагается ставка 58 евро/тонну, для бразильских компаний – в пределах от 53,4 до 63 евро/тонну, для россиян – разброс самый широкий. Так, рулон "Северстали" в Евросоюзе намерены облагать пошлиной всего в 17,6 евро/тонну, Новолипецкого меткомбината – 53,3 евро/тонну, а Магнитогорского – все 96,5 евро/тонну. В Eurofer ожидают, что санкции наконец повернут вспять наблюдающуюся уже несколько лет подряд тенденцию растущего наплыва HRC из-за пределов Евросоюза.

По подсчетам этой ассоциации, в течение 5 последних лет объем импорта горячекатаной продукции на рынки ЕС вырос более чем вдвое – с 315 тыс. метрических тонн в 2012 г. до 700 тыс. тонн в прошлом году. Правда, поставки из Украины на этом фоне демонстрировали противоположную тенденцию. Согласно отечественной статистике в 2015 г. в страны ЕС было отправлено 995 тыс. тонн горячекатаных рулонов, в 2016-м – 874 тыс. тонн, за 8 месяцев 2017-го – только 434 тыс. тонны. Сейчас это уже меньше 10-процентной доли в общем импорте Евросоюза.

Хотя тут камень преткновения не только в количестве, но и в цене. Свои претензии Eurofer строит главным образом на сравнении экспортных и внутренних цен на горячий прокат в Украине, России, Бразилии и Иране. Мол, на внешних рынках они продают данный продукт дешевле, чем у себя дома. Такой подход слишком упрощенный и не отображает всех тонкостей металлоторговли, но для жалобщиков он наиболее выгоден. Хотя если копнуть глубже, ценовые зазоры покажутся не столь очевидными. Украинские производители, к примеру, на внутреннем рынке отгружают товар на условиях CPT, тогда как при экспорте в ЕС применяются три другие схемы – FOB, CFR и DAF. Базисы ценообразования у них отличаются, поэтому и разницы в значениях могут варьироваться в пределах 50-100 долл./тонну в пользу CPT. Однако если их свести к одному знаменателю, зазор будет сглажен. Кроме того, при сравнении цен необходимо учитывать и временные разрывы. Дело в том, что ценовые изменения в таможенной статистике отображаются с задержкой на 1-2 месяца, поскольку сделки на декларируемые партии заключаются ранее, чем поставка происходит физически.

Гарантия маржи

Вероятно, чиновники из Еврокомиссии пробовали разобраться в этих запутанных нюансах, судя по тому, как долго принималось решение. Ведь стартовало расследование еще летом прошлого года, а с апреля 2017-го Eurofer ожидал введения промежуточных санкций. Но так и не дождался. Из-за сложности расследования по масштабам, отсутствия полной информации от региональных потребителей г/к проката и резкого подъема цен на данную продукцию как раз в весенне-летний период Еврокомиссия взяла еще полгода на изучение вопроса. По ходу возникало несколько вариантов его урегулирования – от введения минимальных цен на импортный рулон до отказа от санкций вообще. Но Eurofer все же настоял на пошлинах. Причем первоначально речь шла сугубо об адвалорных ставках – в пределах от 5,5% до 33% от заявленной таможенной стоимости для разных поставщиков. Но в итоге остановились на пошлинах, выраженных непосредственно в евро.

"Что хуже – пошлина, номинированная в процентных или абсолютных величинах, сказать сложно, – комментирует аналитик ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Дмитрий Желтяков. – Плохо все, но если исходить из чисто математической логики, то процентная ставка лучше при падающем рынке и ценах, абсолютная – при растущем. Ну и с точки зрения администрирования абсолютная ставка проще для всех контрагентов".

В Еврокомиссии считают, что фиксированные пошлины дают немедленную защиту промышленности ЕС от импорта и в то же время менее обременительны и более прогнозируемы для конечного потребителя. Ну а местные метзаводы получат гарантированную маржу в размере 50-60 евро на 1 тонне горячего проката. По оценкам отраслевых аналитиков, это поможет отвоевать им у импортеров как минимум 10% рынка и нарастить производство. Сама ассоциация Eurofer прогнозирует рост выпуска сталеплавильной продукции в станах Евросоюза на 3,5% по итогам 2017 г. и еще на 2,1% – в 2018 г.

Но в целом эффект от пошлин может не оправдать ожидания инициаторов расследования. Летом текущего года Евросоюз уже отгородился антидемпинговой пошлиной в размере 35,9% на горячекатаную листовую сталь из Китая, обвинив китайских металлургов в получении субсидий от правительства. Теперь на стальном рынке ЕС образуется еще одна ниша, которую до сих пор занимали Украина, Россия, Бразилия, Индия. Причем между собой они в первую очередь и конкурировали. После введения санкций эту нишу попытается заполнить прокат из Турции и Индии, которых защитные меры не коснулись. Так, за январь-май текущего года экспорт стальной продукции на рынки ЕС из Индии вырос на 260% (year-of-year), из Турции – на 128%. Не получилось бы, что Eurofer поменяет шило на мыло. К тому же введение пошлин на пике цен на HRC – это подстава для своих же потребителей, поскольку дает хороший толчок для дальнейшего роста цен.

Ответная реакция

Впрочем, тем предприятиям, над которыми нависли антидемпинговые санкции, от этого не легче. Генеральный директор "Запорожстали" Ростислав Шурма уже заявил, что предприятию придется отсрочить начало строительства кислородно-ковертерного цеха. "На комбинате остался один большой проект – строительство ККЦ. Мы сделали проект и базовый инжиниринг. Но, учитывая тенденции в Евросоюзе и перспективу введения пошлин (на г/к прокат), мы пересмотрели наш проект", – рассказал он на Международном металлургическом форуме “Наука и инновации” в Киеве. По его словам, вместо модели с двумя 300-тонными конверторами с двухручьевыми МНЛЗ и двумя прокатными модулями "Запорожсталь" пойдет по пути одного прокатного модуля с двумя одноручьевыми МНЛЗ. Иными словами, проектная мощность цеха будет снижена.

С другой стороны, увеличивает загрузку своих европейских сталепрокатных заводов и холдинг "Метинвест". В 2017 г. их суммарный выпуск готового проката ожидается на уровне 1,86 млн тонн. Но мощности того из них, который выпускает горячекатаный рулон – итальянского Ferriera Valsider – и так уже работают почти под завязку. Как планируется, в текущем году он выпустит 654 тыс. тонн в год при максимальной производительности в 700 тыс. тонн.

О возможной переориентации экспортных потоков заговорили и попавшие под санкционный каток российские металлурги. Новолипецкий меткомбинат, в частности, намерен в ответ увеличить загрузку своего бельгийского актива NLMK La Louviere. За шесть месяцев 2017 г. здесь было выплавлено около 770 тыс. тонн горячего проката. Но поскольку номинальная мощность прокатного стана в Ля-Лювьере составляет 2,5 млн тонн годовых, то ресурс для роста производства имеется. В то же время "Магнитка", для которой предусмотрена убийственная ставка пошлины на уровне 96,5 евро/тонну, скорее всего, попытается уйти в российский рынок. По словам директора ММК по экономике Андрея Еремина, на комбинате уже введен в строй новый агрегат цинкования горячекатаных рулонов. "Мы заместим экспортные продажи горячекатаного рулона, переработаем его в России и продадим на внутреннем рынке в виде оцинкованного проката. В полный год это порядка 370 тыс. тонн оцинкованного проката, что соответствует 400 тыс. тонн горячекатаных рулонов, которые мы снимем с экспорта", – спрогнозировал топ-менеджер ММК.

"Введение Евросоюзом пошлин однозначно скажется на объемах экспорта проката в ЕС, – согласен и Д.Желтяков. – Либо наш прокат вырастет в цене и станет менее конкурентоспособным на данном рынке, либо наши поставщики вынуждены будут ужать собственную маржу, что, соответственно, ухудшит их прибыльность. Возможно, мы станем больше продавать в Турцию, которая, в свою очередь, повысит свой экспорт в страны ЕС, закрыв освободившуюся нами нишу".

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!