Подробнее Запомнить город


Рынок никеля: сюрпризы закончились?

19.10.17
размер текста:

Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.

Никель же с 10 027 долл./тонну. в январе упал до 8968 долл./тонну. в июне и только сейчас вернулся к прошлогоднему ценовому уровню в 11 185 долл./тонну. При этом в январе-июле 2017 г. рынок никеля находился в дефиците: видимый спрос превысил производство на 35,9 тыс. тонн, по данным Всемирного бюро металлургической статистики WBMS.

Для многих игроков такой тренд оказался неприятной неожиданностью: ведь по всем экономическим канонам превышение спроса над предложением должно приводить к росту цен. В результате в Индонезии, одном из основных поставщиков никеля на мировой рынок, в июле простаивали из-за убытков уже 17 никелевых заводов, как отмечала местная ассоциация предприятий цветной металлургии Indonesian Smelter Association.

Прекратил работу и второй по величине российский производитель, объединение "Уфалейникель". Причем это предприятие вообще решили ликвидировать. Что же касается лидера, объединения "Норильский никель", то он по итогам I полугодия отчитывался о резком ухудшении финансовых показателей: на 30% в годовом сравнении, до 915 млн долл. И это еще при том, что россиян выручило увеличение добычи меди, которое помогло перекрыть убытки по никелевому дивизиону.

Еще один крупный производитель, французская компания Eramet, по итогам января-июня получила убытки никелевого подразделения в размере 104 млн евро. За аналогичный период 2016 г. отрицательный финансовый результат составлял 89 млн евро. Eramet при этом указывала, что ее себестоимость производства составляет 11 398 долл./тонну. Еще один горно-рудный гигант, канадская корпорация First Quantum Minerals, летом объявила о закрытии никелевого ГОКа Ravensthorpe в Западной Австралии – чтобы не аккумулировать убытки.

Компания сообщила, что намерена сосредоточиться на своих медных проектах. В похожей ситуации оказалась и бразильская корпорация Vale. Ее никелевое подразделение PT Vale Indonesia Tbk по итогам I кв. отчитывалось про 6,159 млн долл. чистого убытка, за II кв. – 15,32 млн долл. Кстати, именно положение в никелевом дивизионе стало причиной увольнения предыдущего генерального директора Vale Мурилло Феррейры.

В конце 2014 г. он (очевидно, опираясь на расчеты аналитиков компании) решил, что цена на никель в 2015 вырастет до 21 000 долл./тонну – хотя на тот момент котировки были ниже 16 000 долл./тонну. Исходя из этого оптимистического прогноза, Vale в 2015 г. вложила большие деньги в развитие никелевых проектов в Новой Каледонии – которые теперь оказались балластом. Потери по данным активам составили 284 млн долл. по итогам 2016 г. И вот уже в начале августа текущего года новый глава компании Фабио Шварцман поставил ультиматум руководителям подразделений никелевого дивизиона: или они любыми путями выходят на безубыточный уровень производства, или будут закрыты.

При этом новый гендиректор посоветовал исходить из предположения, что текущие цены на никель – всерьез и надолго. Тем не менее даже сейчас рынок остается под давлением из-за появления в скором будущем новых производственных единиц. Так, австралийская корпорация BHP Billiton планирует завершить строительство комбината Nickel West в штате Западная Австралия до апреля 2019 г. А Eramet в июле, несмотря на убытки, все же возобновила производство ферроникеля на заводе Sandouville на северо-западе Франции – после 11 мес. простоя.

В этой ситуации единственному в Украине производителю, Побужскому ферроникелевому комбинату, удается остаться на плаву. Но для этого менеджменту приходится постоянно работать над улучшением производственных процессов и снижением себестоимости. По итогам января-сентября ПФК сократил переработку руды на 14% в годовом сравнении, до 946,5 тыс. тонн. Соответственно выпуск ферроникеля уменьшился на 12,8%, до 54,1 тыс. тонн.

Генеральный директор Олег Беспалов отмечает, что снижение производства не связано с рыночной ситуацией. Причиной стали небольшие перебои с логистикой, которые уже устранены, а также масштабная модернизация производства. Так, в текущем году проведен капремонт трубчатой вращающейся печи №4 и рудотермической печи №2, затраты по данным проектам составили 59,6 млн грн.

В следующем году на февраль-март запланировано продолжение модернизации: капремонт предстоит на РТП-2, который займет 51 сутки. Ведется и полная замена газоочистного оборудования, ее намечено завершить в 2020 г., после чего улавливаться будет 99,9% вредных выбросов. Стоимость данной программы составит 45-50 млн грн., в текущем году по ней освоено 15-20 млн грн.

В планах О.Беспалова – организовать использование печных газов для сушки руды и угля, который используется для шихтования. В таком случае есть возможность сократить расход природного газа с нынешних 95-100 тыс. куб. м до 20 тыс. куб. м в год. Серьезно уменьшит себестоимость и проект по переработке печного шлака в щебень. В настоящее время его приходится вывозить в отвалы, однако на предприятии уже смонтирована производственная линия по выпуску шлакового щебня.

Пуско-наладочные работы завершены, заминка возникла с согласованием проектной документации, пояснил гендиректор ПФК. "За счет подобных мероприятий по улучшению технологической эффективности нам удалось сократить расходы на 200-300 долл./тонну ферроникеля. У нас есть предложения по ресурсосберегающим технологиям, думаю, что еще на 50 долл./тонну эти расходы можно будет снизить в дальнейшем", – сказал он.

В эксклюзивном комментарии МинПрому О.Беспалов сообщил, что компания Solway Group, в состав которой входит ПФК, прогнозирует на 2018 год мировые цены на никель в диапазоне 10 700-11 000 долл./тонну. "Резкого роста не будет", – подчеркнул он. Критическим уровнем цен для комбината гендиректор назвал 8700-9200 долл./тонну "Тогда мы будем вынуждены отказываться от каких-то новых проектов, ремонтов – чтобы как-то удержаться на плаву. 9000 долл./тонну – это стержень, вокруг которого еще можно как-то балансировать", – сказал он.

О.Беспалов также отметил, что многочисленные новые предприятия по производству ферроникеля, построенные в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, не создают угрозу для сбыта продукции ПФК. "Они не являются нашими конкурентами, мы в разных сегментах рынка. У азиатских производителей ферроникель с содержанием Ni менее 15%, а у нас 20-25%. И в нашем ферроникеле меньше вредных примесей – фосфора, серы, кремния. Наши покупатели в основном в Европе, они предпочитают более дорогую и качественную продукцию", – пояснил он. Среди рисковых факторов гендиректор ПФК назвал тарифную политику государства. В частности, планируемое госмонополистом ПАО "Укрзализныця" повышение тарифов на грузоперевозки на 15% добавит около 50 долл./тонну к себестоимости, уточнил он.

Кроме того, положение для ПФК теоретически может усложниться после выхода на проектную мощность 90 МВт ферроникелевого комбината El Estor в Гватемале, также входящего в Solway Group. "Нам надо оставаться интересными для своего владельца – чтобы руду, которую добывают в Гватемале, было выгодно перерабатывать у нас в Украине", – сказал О.Беспалов.

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!