kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Родине металл не нужен

21.08.09
размер текста:

Металлурги стремительно теряют внутренний рынок. Доля поставок сократилась вдвое. Основные потребители – строительные и машиностроительные компании - переживают критическое состояние и не нуждаются в сырье. Понимая это, продавцы даже и не пытаются завоевать внутренний рынок, концентрируясь на экспорте. Увеличить внутреннее потребление металла могла бы масштабная государственная поддержка, однако она пока неэффективна.

Если летом металлургические предприятия смогли увеличить экспорт, то улучшить продажи на внутреннем рынке им так и не удалось. Поставки металлопроката за 6 месяцев текущего года сократились на 40% - до 2,5 млн тонн. Для сравнения: в первом полугодии прошлого года металлурги продали 4 млн тонн. Эксперты прогнозируют, что к концу текущего года на внутреннем рынке удастся продать не более 5,5 млн тонн.

Впрочем, существенно сократился и импорт - в 3,5 раза (до 210 тыс. тонн.), что позволило производителям увеличить свою долю на местном рынке. Причина неудач импортеров очевидна: из-за дорогого доллара завозить сюда металл стало невыгодно. В структуре импорта доминирует российская, польская, белорусская и молдавская продукция.

Промышленности не до металла

Причина падения продаж на внутреннем рынке очевидна – отсутствие спроса в промышленном секторе. Основные потребители металла – строительство и машиностроение – чувствуют себя не комфортабельно. Прекращение кредитования, отсутствие экспортных заказов, падение спроса на внутреннем рынке – все это привело к тому, что промышленный сектор стал сворачивать закупки металла.

К примеру, в строительстве за 5 месяцев с.г. продажи металла упали на 76,5% - до 28,718 тыс. тонн, в машиностроении - на 71,2% - до 211,610 тыс. тонн.
Упали закупки в метизной отрасли (на 55,9%, до 135,439 тыс. тонн), железнодорожной (на 14,3%, до 35,512 тыс. тонн), горно-металлургической (на 22,8%, до 296,475 тыс. тонн) и трубной (на 44,5% - до 557,601 тыс. тонн). Сократились закупки и металлоторговыми предприятиями (66,4% - до 479,750 тыс. тонн).

В такой обстановке правительство подписало с металлургами Меморандум о взаимопонимании, согласно которому, для металлургов действовали льготные тарифы на железнодорожные перевозки и электроснабжение в обмен на умеренные цены на внутреннем рынке. Документ действовал до 1 июля, однако в августе Кабмин пролонгировал Меморандум до конца года.

Действие документа не привело к росту продаж на внутреннем рынке, хоть цены и снизились. Промышленность не стала дополнительно закупать металл. И без того сдутый внутренний рынок продолжал уменьшаться.

Понимая это, производители металла решили не демпинговать и не продавать товар с отсрочкой платежа. В первом случае есть риск обвалить цены, во втором – могут возникнуть проблемы с оплатой товара и ростом задолженности за поставленный товар.

Что покупают

Если и покупают в Украине металл, то в основном, для пополнения складских запасов, хотя есть и небольшой «живой» спрос, связанный со строительством и модернизацией основных фондов.

В частности, наблюдается повышенный спрос на фасонный прокат. Высокий спрос сохранился по недостающим на рынке позициям: на угловой прокат и балку, непокрытый прокат. Потребность в арматуре остается низкой. Упал спрос на трубную продукцию из-за ее подорожания.

При выборе поставщика металла для покупателей главное значение имеет цена, сервисное обслуживание не играет такой большой роли, как в прошлые годы.

Цены

С начала года производители снизили отпускные цены на внутреннем рынке на 25-30%, после чего они стабилизировались.

Внутренние цены на горячекатаный лист и арматуру за январь-июнь 2009 года


Источник: данные участников «Металл Форум Украина – 2009»

В дальнейшем цены на внутреннем рынке будут зависеть от двух факторов. Первый – это спрос в украинской промышленности, второй – спрос на внешних рынках. Сейчас металлурги окрылены ростом продаж за рубежом, и повышают объемы производства. Однако это, скорее всего, не конец «дна», а «складской эффект», когда потребители пополняют свои запасы, пользуясь дешевизной металла.

В таких условиях украинский металл пользуется спросом за рубежом, ведь себестоимость нашего металла сейчас ниже, чем в Китае (255 долл. против 333 долл.). В случае падения мирового спроса метпредприятиям волей-неволей придется вернуться на украинский рынок, ведь надо где-то сбывать свои запасы. Такой исход будет крайне негативным для представителей отрасли, ведь придется продавать продукцию по ее себестоимости, а то и ниже. Это заставляет меткомбинаты более осторожно подходить к перспективам производства на ближайшие месяцы.

Рынок спасет правильная господдержка

Как видим, главные потребители металлопродукции в Украине не имеют ни возможности, ни желания закупать металл. Ведь их продукция (дома, оборудование, автомобили и т.д.) сейчас никому не нужна. Бизнес либо не в состоянии реализовывать какие-то инвестиционные проекты, либо просто боится это делать в условиях кризиса.

Правительство, вместо того, чтобы помогать конечному потребителю, поддерживает только производителя, требуя за льготные тарифы более низких цен на внутреннем рынке, погашения задолженности по зарплате, перед бюджетом и Пенсионным фондом.

В то же время потребность в металле в Украине огромная, и государственная поддержка модернизации промышленности и инфраструктуры могла бы обеспечить металлургические предприятия заказами на годы вперед. По подсчетам специалистов, объем металлоконструкций Украины, который нуждается в замене, равняется 300 млн тонн. Только в жилищно-коммунальном хозяйстве замене подлежат около 110 млн тонн металлоконструкций, еще 65 млн тонн – в промышленном оборудовании. На строения и конструкции надо израсходовать 65 млн тонн, на транспортную инфраструктуру - 53 млн тонн, трубопроводы - 30 млн тонн.

Выступая заказчиками работ по модернизации, или выдавая бизнесу специальные кредиты, государство могло бы превратить страну в масштабную стройку, и как следствие, обеспечить металлургов долгосрочными заказами. Однако этого сделано не было. Так, еще в середине мая Минпромполитики обещало подготовить правительственную программу реализации инфраструктурных проектов. Однако сей документ до сих пор не готов.

В правительстве, похоже, будут затягивать принятие подобной программы, ведь конечная поддержка потребителей означает эмиссию гривны на реализацию инфраструктурных проектов. Правительство и так успело напечатать около 25 млрд грн., поэтому вряд ли решится идти на новую эмиссию.

Пока же Кабмин сконцентрировался на проектах «Евро-2012» и финансировании строительства недостроенных домов. В вопросе подготовки к чемпионату не могут договориться Президент и премьер-министр, которые никак не могут определиться с финансированием.

По «недостройкам» правительство не могло составить список объектов более полугода. После того, как он был составлен, осталось найти деньги на финансирование этих проектов.

Если бы государство приняло более решительные меры по поддержке строительства зданий, сооружений и дорог, то это было бы неплохим подспорьем для выхода из состояния кризиса многих металлургических предприятий.

В таком случае на внутреннем рынке реализовывалось бы не 15% украинского металла, как сейчас, а 60%. Но пока что, на решительные шаги со стороны государства металлургам рассчитывать не приходится.

Сергей Чигирь

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!