kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Родине металл не нужен

21.08.09
размер текста:

Металлурги стремительно теряют внутренний рынок. Доля поставок сократилась вдвое. Основные потребители – строительные и машиностроительные компании - переживают критическое состояние и не нуждаются в сырье. Понимая это, продавцы даже и не пытаются завоевать внутренний рынок, концентрируясь на экспорте. Увеличить внутреннее потребление металла могла бы масштабная государственная поддержка, однако она пока неэффективна.

Если летом металлургические предприятия смогли увеличить экспорт, то улучшить продажи на внутреннем рынке им так и не удалось. Поставки металлопроката за 6 месяцев текущего года сократились на 40% - до 2,5 млн тонн. Для сравнения: в первом полугодии прошлого года металлурги продали 4 млн тонн. Эксперты прогнозируют, что к концу текущего года на внутреннем рынке удастся продать не более 5,5 млн тонн.

Впрочем, существенно сократился и импорт - в 3,5 раза (до 210 тыс. тонн.), что позволило производителям увеличить свою долю на местном рынке. Причина неудач импортеров очевидна: из-за дорогого доллара завозить сюда металл стало невыгодно. В структуре импорта доминирует российская, польская, белорусская и молдавская продукция.

Промышленности не до металла

Причина падения продаж на внутреннем рынке очевидна – отсутствие спроса в промышленном секторе. Основные потребители металла – строительство и машиностроение – чувствуют себя не комфортабельно. Прекращение кредитования, отсутствие экспортных заказов, падение спроса на внутреннем рынке – все это привело к тому, что промышленный сектор стал сворачивать закупки металла.

К примеру, в строительстве за 5 месяцев с.г. продажи металла упали на 76,5% - до 28,718 тыс. тонн, в машиностроении - на 71,2% - до 211,610 тыс. тонн.
Упали закупки в метизной отрасли (на 55,9%, до 135,439 тыс. тонн), железнодорожной (на 14,3%, до 35,512 тыс. тонн), горно-металлургической (на 22,8%, до 296,475 тыс. тонн) и трубной (на 44,5% - до 557,601 тыс. тонн). Сократились закупки и металлоторговыми предприятиями (66,4% - до 479,750 тыс. тонн).

В такой обстановке правительство подписало с металлургами Меморандум о взаимопонимании, согласно которому, для металлургов действовали льготные тарифы на железнодорожные перевозки и электроснабжение в обмен на умеренные цены на внутреннем рынке. Документ действовал до 1 июля, однако в августе Кабмин пролонгировал Меморандум до конца года.

Действие документа не привело к росту продаж на внутреннем рынке, хоть цены и снизились. Промышленность не стала дополнительно закупать металл. И без того сдутый внутренний рынок продолжал уменьшаться.

Понимая это, производители металла решили не демпинговать и не продавать товар с отсрочкой платежа. В первом случае есть риск обвалить цены, во втором – могут возникнуть проблемы с оплатой товара и ростом задолженности за поставленный товар.

Что покупают

Если и покупают в Украине металл, то в основном, для пополнения складских запасов, хотя есть и небольшой «живой» спрос, связанный со строительством и модернизацией основных фондов.

В частности, наблюдается повышенный спрос на фасонный прокат. Высокий спрос сохранился по недостающим на рынке позициям: на угловой прокат и балку, непокрытый прокат. Потребность в арматуре остается низкой. Упал спрос на трубную продукцию из-за ее подорожания.

При выборе поставщика металла для покупателей главное значение имеет цена, сервисное обслуживание не играет такой большой роли, как в прошлые годы.

Цены

С начала года производители снизили отпускные цены на внутреннем рынке на 25-30%, после чего они стабилизировались.

Внутренние цены на горячекатаный лист и арматуру за январь-июнь 2009 года


Источник: данные участников «Металл Форум Украина – 2009»

В дальнейшем цены на внутреннем рынке будут зависеть от двух факторов. Первый – это спрос в украинской промышленности, второй – спрос на внешних рынках. Сейчас металлурги окрылены ростом продаж за рубежом, и повышают объемы производства. Однако это, скорее всего, не конец «дна», а «складской эффект», когда потребители пополняют свои запасы, пользуясь дешевизной металла.

В таких условиях украинский металл пользуется спросом за рубежом, ведь себестоимость нашего металла сейчас ниже, чем в Китае (255 долл. против 333 долл.). В случае падения мирового спроса метпредприятиям волей-неволей придется вернуться на украинский рынок, ведь надо где-то сбывать свои запасы. Такой исход будет крайне негативным для представителей отрасли, ведь придется продавать продукцию по ее себестоимости, а то и ниже. Это заставляет меткомбинаты более осторожно подходить к перспективам производства на ближайшие месяцы.

Рынок спасет правильная господдержка

Как видим, главные потребители металлопродукции в Украине не имеют ни возможности, ни желания закупать металл. Ведь их продукция (дома, оборудование, автомобили и т.д.) сейчас никому не нужна. Бизнес либо не в состоянии реализовывать какие-то инвестиционные проекты, либо просто боится это делать в условиях кризиса.

Правительство, вместо того, чтобы помогать конечному потребителю, поддерживает только производителя, требуя за льготные тарифы более низких цен на внутреннем рынке, погашения задолженности по зарплате, перед бюджетом и Пенсионным фондом.

В то же время потребность в металле в Украине огромная, и государственная поддержка модернизации промышленности и инфраструктуры могла бы обеспечить металлургические предприятия заказами на годы вперед. По подсчетам специалистов, объем металлоконструкций Украины, который нуждается в замене, равняется 300 млн тонн. Только в жилищно-коммунальном хозяйстве замене подлежат около 110 млн тонн металлоконструкций, еще 65 млн тонн – в промышленном оборудовании. На строения и конструкции надо израсходовать 65 млн тонн, на транспортную инфраструктуру - 53 млн тонн, трубопроводы - 30 млн тонн.

Выступая заказчиками работ по модернизации, или выдавая бизнесу специальные кредиты, государство могло бы превратить страну в масштабную стройку, и как следствие, обеспечить металлургов долгосрочными заказами. Однако этого сделано не было. Так, еще в середине мая Минпромполитики обещало подготовить правительственную программу реализации инфраструктурных проектов. Однако сей документ до сих пор не готов.

В правительстве, похоже, будут затягивать принятие подобной программы, ведь конечная поддержка потребителей означает эмиссию гривны на реализацию инфраструктурных проектов. Правительство и так успело напечатать около 25 млрд грн., поэтому вряд ли решится идти на новую эмиссию.

Пока же Кабмин сконцентрировался на проектах «Евро-2012» и финансировании строительства недостроенных домов. В вопросе подготовки к чемпионату не могут договориться Президент и премьер-министр, которые никак не могут определиться с финансированием.

По «недостройкам» правительство не могло составить список объектов более полугода. После того, как он был составлен, осталось найти деньги на финансирование этих проектов.

Если бы государство приняло более решительные меры по поддержке строительства зданий, сооружений и дорог, то это было бы неплохим подспорьем для выхода из состояния кризиса многих металлургических предприятий.

В таком случае на внутреннем рынке реализовывалось бы не 15% украинского металла, как сейчас, а 60%. Но пока что, на решительные шаги со стороны государства металлургам рассчитывать не приходится.

Сергей Чигирь

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!