Подробнее Запомнить город


Старые счеты: Польша против АвтоЗАЗа

05.12.17
размер текста:

Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.

Купили банкрота

12 лет назад, в 2005 г., Украина и Польша переживали бурный конфетно-поцелуйный период в сфере экономического сотрудничества. Тогда в рамках июньского визита президента Виктора Ющенко к соседям были подписаны финальные документы сразу по трем крупным приватизационным сделкам. Корпорация ИСД Сергея Таруты приобрела меткомбинат в Ченстоховой и верфь в Гданьске, а корпорация "Укравто" Тариэла Васадзе – автозавод на периферии Варшавы. Формально у польского государства контролируемая Т.Васадзе компания "АвтоЗАЗ" выкупила только около 20% акций FSO Zeran, заплатив за них символические 100 злотых. Но предварительно структуры "Укравто" скупили значительную часть долгов данного предприятия, которое до этого 4 года простаивало и находилось на пороге банкротства. Порешав вопросы с кредиторами, украинцы к концу 2005 г. сконцентрировали в своих руках более 80% FSO Zeran.

В Варшаве подобный ход событий встретили исключительно радушно. Поскольку альтернативных покупателей на этот актив просто не было. До 2000 г. завод контролировал корейский автоконцерн Daewoo. Но после его краха польское предприятие закрылось. Поэтому те польские политики, которые сейчас заявляют, что украинский инвестор похоронил польский автопром, плохо учили матчасть. Приход "АвтоЗАЗа", наоборот, продлил ему жизнь еще на 5 лет. Впрочем, в 2011 г. FSO Zeran закрылся уже окончательно. Сегодня его мощности разобраны между складскими арендаторами и вернуть им первоначальное предназначение с каждым годом будет все сложнее. Поэтому сейчас, к примеру, Варшавская мэрия вынашивает план строительства на месте завода крупного конференционно-выставочного комплекса. Возможно, из-за этого проекта и пробудился столь живой интерес к сделке 12-летней давности. Хотя "Укравто" принадлежит не земельный участок под объектом, а только строения, на нем стоящие.

Некорректным является и утверждение, что украинским инвесторам продали FSO Zeran за бесценок. 100 злотых – это, конечно, не деньги. По меркам 2005 г. – порядка 30 долларов. Но Т.Васадзе потратил в Польше гораздо больше. Еще до заключения этой символической сделки "АвтоЗАЗ" и другая фирма из его орбиты Remington Equipment Ltd скупили около 90% всех банковских долгов FSO на общую сумму около 180 млн долл. Даже если принимать во внимание, что на модернизацию производства в Жерани украинцы почти не тратились (об этом ранее позаботилась Daewoo), все равно покупка потянула не менее чем на 200 млн долл. Сомнительно, что на тот момент какой-либо из крупных автоконцернов захотел бы вложить больше.

Конец легенды

Фактически корпорация "Укравто" была единственной на рынке, заинтересованной в продолжении деятельности FSO Zeran, поскольку разместила здесь в 2004 г. крупный заказ на производство машинокомплектов для выпускаемых в Запорожье моделей Daewoo Matiz и Daewoo Lanos. В 2004-м здесь было произведено около 50 тыс. таких комплектов. С 2007 г. завод переквалифицировался на выпуск преимущественно машин Chevrolet Aveo по лицензии General Motors и стал сворачивать производство корейских марок. Своего экономического пика под украинским управлением FSO Zeran достиг в 2008 г., когда с конвейера сошло около 150 тыс. машин, но уже в 2009-м это показатель уменьшился втрое, а в 2010-м упал до 27 тыс. авто. После кризиса 2008-2009 гг. спрос на польские "шевроле" просто обрушился, и они перестали выдерживать конкуренцию с наплывом дешевых автомобилей из Азии. В марте 2011 г., когда срок действия американской лицензии окончился, "Укравто" активно пыталась продать свое польское предприятиям автостроительным компаниям из Индии и Китая. Но покупатель так и не нашелся, что еще опять же говорит о невысокой инвестиционной привлекательности этого актива. Затем было предпринято еще несколько невнятных попыток возродить на предприятии производство авто с привлечением сторонних инвесторов, но ни одна из них успехом не увенчалась.

В сознании поляков FSO – это колыбель легендарного "польского Фиата", самого народного автомобиля в социалистической ПНР (большинство других марок обычным гражданам были просто недоступны). Но когда украинские инвесторы пришли на предприятие, легенда уже умерла. Как говорилось выше, еще в конце прошлого века предприятие полностью перестроилось на корейскую линейку автомобилей. Польского колорита на заводе не осталось. Но, по крайней мере, остались рабочие места. Все ключевые условия покупки FSO Zeran, согласованные с польскими властями, Т.Васадзе выполнил. Как и было обещано, он сохранил на заводе в Жерани 2200 рабочих мест на период до 2009 г., поставил на конвейер новую модель автомобиля, а само производство поддерживал до 2011 г. Как утверждают в "Укравто", в этом же году они получили официальное письмо от Министерства государственной казны Польши, а также аудиторское заключение от Deloitte&Touche о выполнении пакета обещаний.

Но как только срок обязательств истек, производство Chevrolet и сборочные мощности были переведены из-под Варшавы в Запорожье. В "Укравто" утверждают, что инициатором переноса был General Motors. Хотя и сами, что там скрывать, ждали окончания 5-летней "обязаловки" с нетерпением. Причина одна – польский завод приносил убытки. И чем дальше, тем больше. В ответе на претензии с польской стороны "Укравто" так объясняет ситуацию: "Со стороны Европейской Комиссии был установлен лимит на производство автомобилей в странах содружества, согласно которому для FSO лимит составил 150 тыс. автомобилей в год. Если учесть, что производственные мощности завода составляют 320 тыс. единиц, а минимальное экономически целесообразное производство должно быть не меньше 220 тыс. автомобилей, развитие производства потеряло экономический смысл".

Политический подтекст

Однако нынешнее правительство Польши увидело еще одну возможность заработать на заброшенном автозаводе, решив через суд получить денежную компенсацию с украинского владельца. Иск против компании "АвтоЗАЗ" направила в Окружной суд Варшавы Генеральная прокуратура Польши, действуя в интересах Министерства развития страны. В иске речь идет о невыполнении украинской стороной своих обязательств по договору купли-продажи государственного пакета акций в FSO Zeran. Кстати, в 2015 г. подобные претензии были выдвинуты непосредственно к FSO, но тогда суд их не поддержал. Теперь польские власти хотят стребовать компенсацию непосредственно с его владельца. Впрочем, как отмечалось выше, все ключевые пункты обязательств и по производству, и по рабочим местам "АвтоЗАЗ" выполнил. Единственным "узким" местом в процессе может стать государственная помощь, оказанная FSO Zeran в 2000-х годах в ходе его реструктуризации.

Часть из этих средств поступили на предприятие еще до прихода сюда украинцев. Например, после расставания с Daewoo FSO Zeran получил от государства 52 млн злотых (по тем временам порядка 16 млн евро), которые были использованы преимущественно на компенсации рабочим. А в конце 2006 г., когда хозяином завода был уже Т.Васадзе, Европейская комиссия поддержала договоренности FSO Zeran с правительством в Варшаве, согласно которым предприятие ограничит объемы производства до 150 тыс. авто в год, получив взамен правительственные гарантии по кредитам на сумму примерно 62 млн евро и другие источники помощи еще на 16 млн евро. Насколько были использованы эти финансовые инъекции, покажет судебное расследование. Но свою часть сделки Т.Васадзе выполнил. Больше 150 тыс. авто за год в Польше он не выпускал. Адвокат компании "АвтоЗАЗ" в нынешнем процессе Адам Звежиньски считает все претензии к украинскому инвестору безосновательными, а все пункты приватизационного соглашения – выполненными. Пока что стороны засыпают Окружной суд в Варшаве документами, доказывающими свою правоту, и когда будет назначено первое слушание по делу, там еще не знают.

Отчасти украинский инвестор FSO Zeran может считать себя жертвой волны популизма, поглотившей сегодня Европу в целом, и Польшу в частности. Ведь основными промоутерами претензий к "АвтоЗАЗу" выступают политики из откровенно популистского движения Kukiz’15 и консервативной правящей партии PiS. Обвиняя "АвтоЗАЗ" в развале польского автопрома, они целенаправленно пинают и своих политических оппонентов из евроцентристского лагеря, при которых был оформлен выкуп FSO Zeran собственниками из Украины. Продолжая играть на этой теме, они, вполне возможно, будут бередить и вопрос о приватизации металлургического комбината Huta Czestochowa или верфи Stocznia Gdańsk, которые были проданы примерно в то же время, что и FSO Zeran. Покупателем обеих упомянутых активов стала тогда еще на 100% украинская корпорация "Индустриальный союз Донбасса". Тем более что и на верфи, и на комбинате экономическая ситуация сегодня тоже не из лучших. А в Министерстве развития Польши тем временем уже приглядывают потенциальных новых собственников для этих предприятий. Например, контролируемая государством угольно-металлургическая группа Weglokoks несколько раз намекала, что готова обсудить покупку Huta Czestochowa.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!