Украина – Турция: связанные металлом

Публікації

В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.

В конце ноября глава Турецкой ассоциации производителей стали Фуат Тосьяли заявил, что в 2017 году ее выплавка в стране достигнет рекордного значения и превысит 36 млн тонн. При этом World Steel Association сообщает, что за 10 месяцев года в Турции выплавлено на 13,3% больше стали, чем в январе-октябре-2016, – это 31,05 млн тонн. В прошлом году национальная выплавка стали выросла на 5,2%, до 33,2 млн тонн, что означает 8-е место в мировом рейтинге.

Вслед за спросом

Это связано с достаточно активными продажами турецкого проката на внешнем и внутреннем рынке. Он пользуется спросом в средиземноморском регионе, на Ближнем Востоке, а также, все больше, в Европе и США. За 9 месяцев года металлоэкспорт вырос к аналогичному периоду минувшего года на 8,3%, до 13,5 млн тонн. Интересно, что зарубежные поставки сортового и фасонного проката упали на 11,2%, до 6,8 млн тонн, в основном из-за защитных мер против турецкой арматуры в США, Египте, ОАЭ. Так, Минторг США ввел против нее антидемпинговую пошлину в диапазоне 5,39-8,17%.

С другой стороны, экспорт листа возрос сразу на 55%, до 3,2 млн тонн – особенно в Евросоюз. Ф.Тосьяли связывает это с мероприятиями Брюсселя против металла из Китая и ростом внутреннего потребления в КНР, что освободило часть рынка для турок и других поставщиков. Эксперт по ГМК Горкем Болака (ЕС) полагает, что в данном контексте у проката из Турции большие перспективы на европейском рынке, которым вряд ли помешает недружественная риторика дипломатов сторон и прочие события в их отношениях. Добавим, экспорт турецких полуфабрикатов за 9 месяцев увеличился примерно в 4 раза, до 660 тыс. тонн.

Кроме того, металлургам страны удается вытеснять импортеров с национального рынка. В январе-сентябре металлоимпорт сократился на 14,6%, до 11,8 млн тонн; в частности, ввоз полуфабрикатов снизился на 33,2%, до 3,4 млн тонн, листа – на 0,8%, до 6,6 млн тонн. И это при том, что внутренний спрос растет за счет развития экономики, начиная с крупных инфраструктурных проектов. По словам аналитиков, в Турции государство продолжает вкладывать серьезные средства в инфраструктуру и вообще остается крупнейшим работодателем. Например, Анкара совместно с Грузией строит новую железную дорогу "Карс – Ахалкалаки – Тбилиси", которая будет иметь продолжение в виде возводимой транстурецкой магистрали от Карса от г. Эдирне в европейской части страны. Входит Турция и в Центральный коридор "Нового Шелкового пути", транспортного мегапроекта, запускаемого Пекином.

Значителен спрос и со стороны машиностроения, которое продолжается развиваться: сегодня Турция является 6-м по объему производителем машин и оборудования в Европе, а в структуре странового экспорта в 2016 году они заняли 9%. Этому способствует относительная дешевизна рабочей силы и инженерно-технических услуг – при растущей технологической оснащенности производств. В целях повышения качества и конкурентоспособности своей продукции многие крупные турецкие машиностроительные предприятия в последнее время создают собственные научно-исследовательские подразделения. Играют свою роль в развитии промышленности (а значит, металлопотребления) и такие успешные для страны форматы, как свободные экономические зоны, организованные промышленные зоны и др. При этом экономика Турции работает по 5-летним планам, сейчас продолжается 10-я "пятилетка" (2013-18 гг.).

В результате внутреннее металлопотребление в 2016-м превысило 35 млн тонн, ВВП вырос на 2,9%, а промышленность – на 4,5%, ее доля составила 19,7% ВВП. В этом году, по прогнозам, экономика может вырасти уже приблизительно на 5%, в 2018 – еще на 3,5-4%. Это будет способствовать дальнейшей активизации спроса на металл.

Местные и Украина

Металлурги отвечают на рост потребления развитием мощностей. Так, компания Tosyali-Toyo, представляющая собой СП турецкого метхолдинга Tosyali (51%) и японской фирмы Toyo Kohan (49%), запустила комплекс холодной прокатки и нанесения покрытий в г. Османие на юге страны. Ежегодная производительность объекта – 1,2 млн тонн холоднокатаного рулона, оцинковки, проката с полимерным покрытием. Кроме того, установлены линии на 240 тыс. тонн/год жести и 300 тыс. тонн тонкого х/к листа толщиной 0,12-0,30 мм. Подобная продукция комплекса предназначена для автозаводов, производств бытовой техники (этот сектор особенно активно развивается), упаковки и др. Смета проекта – около 500 млн долл., поставщик основного оборудования Primetals Technologies (СП, образованное из Siemens VAI Metals Technologies и Mitsubishi Hitachi Metals Machinery).

Крупнейшими в отрасли являются меткомбинаты Erdemir (г. Карадениз Эрегли), İsdemir (г. Искендерун), Kardemir (г. Карабюк). Однако доминируют электрометаллургические мини-МЗ, дающие более 70% стали – включая, скажем, MMK Metalurji, дочерний электрометпроект группы Магнитогорского МК (Россия). Это требует значительного количества стального лома, поэтому страна входит в число его ведущих глобальных импортеров; в 2016-м ввоз лома вырос на 9%, до 17,7 млн тонн.

Основная часть черной металлургии сконцентрирована в районе Стамбула, а также в р-не г. Измир (запад страны, Эгейское море) и в пров. Искендерун (дальний юго-восток, провинция граничит с Ливаном и Сирией) – такое приморское расположение удобно для экспорта по воде. И если в 2002-м турецкие металлурги выпустили 16,5 млн тонн металлопродукции, то в 2006 г. – уже 23,3 млн тонн, а в 2012-м был достигнут нынешний рекорд в 35,9 млн тонн. Притом годовая добыча железных руд – всего лишь около 5 млн тонн, а остальной требуемый объем (свыше 10 млн тонн) импортируется.

Неуклонное развитие национальной металлургии негативно отразилось на отечественных металлопоставках в страну. Если еще в 2006‑07 гг. украинские метпредприятия ежегодно поставляли в Турцию 2‑2,3 млн тонн листа, то уже в 2013‑14 гг. эта цифра сократилась до 0,9‑1,1 млн тонн. В 2016-м Украина продала туркам различной металлопродукции на 974,3 млн долл. – на 28,5% меньше, чем годом ранее. Тем не менее это по-прежнему главная часть экспорта на данном направлении (47,5% в денежном выражении). Для сравнения, в 2013 году это было 2102,1 млн долл.

Неудивительно, что отечественные металлурги рассчитывают на восстановление былых позиций, хотя бы частичное. Этому может помочь и режим свободной торговли, переговоры о котором идут с Анкарой уже много лет. Против украинского проката на турецком рынке действуют пошлины в 5-9%, заметно снижающие его конкурентоспособность – тем более в моменты понижательных ценовых трендов. В рамках свободной торговли эти пошлины могут быть единовременно или постепенно отменены. Президент объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков подчеркивает: рынок Турции по привлекательности экспорта находится для черной металлургии Украины на 2-м месте после Евросоюза. А значит, отечественные поставщики продолжат борьбу за турецкого покупателя в расчете на то, что металлопотребление в стране будет расти быстрее, чем металлопроизводство.

Максим Полевой

МинПром

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢