kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Очень интересная энергетика

25.08.09
размер текста:

В сентябре текущего года правительство намерено продать ряд активов, которые на сегодняшний день являются едва ли не единственными компаниями, показывающими рост прибыли. Речь идет о продаже государственных пакетов акций 15 облэнерго. По словам экспертов, в покупке пакетов акций предприятий облэнерго заинтересованы крупнейшие отечественные и иностранные компании. Однако существует риск, что данные активы будут проданы слишком дешево.

В следующем месяце правительство намерено продать ряд стратегических объектов, среди которых предприятия, неоднократно оказывавшиеся в эпицентре рейдерских войн между братьями Суркисами, Константином Григоришиным, Игорем Коломойским и рядом других ФПГ. Это предприятия облэнерго. Следует отметить, что правительство выбрало не самый удачный момент для продажи стратегических объектов нашей страны. Согласно документу, утвержденному Кабмином, в 2009 году должны быть проданы государственные пакеты акций «Укртелекома», «Турбоатома», Одесского припортового завода, а также «Черниговоблэнерго», «Сумыоблэнерго», «Прикарпатьеоблэнерго», «Львовоблэнерго», «Одессаоблэнерго», «Полтаваоблэнерго», «Центрэнерго», «Донбассэнерго», «Западэнерго» и «Днепроэнерго».

В настоящее время, по мнению многих экспертов, цена предприятий облэнерго переживает пик падения вследствие мирового финансового кризиса. Поэтому большинство участников рынка считают, что предприятия облэнерго будут проданы по очень низкой цене. Виной всему – конфликт между Президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко, который стал причиной того, что Ющенко несколько раз блокировал, как продажу Одесского припортового завода, так и активов облэнерго. По мнению Секретариата Президента, Кабмин намеревался направить деньги не на развитие предприятий, а на предвыборную кампанию. Однако позже, очевидно, конфликт между первыми лицами государства был исчерпан, и президент дал согласие на приватизацию стратегических объектов.

Хотя на сегодняшний день пока что неизвестны размеры продаваемых пакетов акций, участники рынка подчеркивают, что блокирующие пакеты предприятий облэнерго, скорее всего, не найдут своих покупателей, так как блок-пакет стратегическим инвесторам просто не интересен. Единственным исключением могут стать компании, которые уже владеют в данных предприятиях пакетами в размере 20-25% акций или инвестиционные фонды, занимающиеся торговлей акций.
Подтверждением этому могут стать неудавшиеся торги блок-пакетами акций «Полтаваоблэнерго», «Прикарпатьеобэнерго» и «Сумыоблэнерго» в первой половине текущего года. Торги пакетами данных предприятий переносились несколько раз из-за отсутствия на них спроса у покупателей. Поэтому, вероятнее всего, правительство будет выставлять на продажу контрольные пакеты акций предприятий облэнерго. Однако лишь в том случае, если оно действительно захочет получить прибыль от продажи. Об этом как раз и сообщила пресс-секретарь Фонда госимущества Нина Яворская, подчеркнув, что в части облэнерго государство намерено реализовать контрольные пакеты. Поэтому именно за эти лоты разгорится ожесточенная борьба между инвесторами. При этом в Кабмине подчеркнули, что пакеты 15 предприятий облэнерго не будут продаваться одновременно. После проведения необходимого маркетингового исследования Фонд Госимущества определит четкий график их продажи.

К слову, в этом году все-таки были проданы два блокирующих пакета предприятий облэнерго – 26,98% акций «Львовоблэнерго» и 25%+1 акция «Черниговоблэнерго». Львовское предприятие было продано компании «ТЕКТ-Трейд» за 198 млн грн. при стартовой цене 171,7 млн грн., а черниговское – компании «Он-лайн Капитал» за 223,4 млн грн. при стартовой цене 119 млн грн. Основная борьба за пакеты данных акций развернулась между двумя группами – братьями Суркисами, которых представляла компания «ТЕКТ-Трейд», и тандемом Игоря Коломойского и Константина Григоришина, интересы которых представляла компания «Он-лайн Капитал». В обоих случаях государство существенно выиграло на продаже. К примеру, рыночная стоимость акции «Львовоблэнерго» на тот момент (25 мая текущего года) составила 1,2 грн., тогда как была продана за 2,27 грн., черниговского предприятия – 3,47 грн./акцию, тогда как приватизационная цена достигла 7,79 грн./акцию.

Однако это не означает, что в сентябре нас ждет ажиотаж на торгах пакетами акций предприятий облэнерго. Подтверждением этому являются, как уже подчеркивалось, неудавшиеся торги блокирующими пакетами трех предприятий. В чем же причина неудачи? Несмотря на то, что, к примеру, стоимость «Прикарпатьеобэнерго» ПФТС определяло в 9,3 грн./акция, купить их готовы были лишь за 0,95 грн./акция. А все дело в том, что реальную стоимость предприятия на тот момент было невозможно определить из-за отсутствия торгов на его акции. То же самое может произойти и во время торгов в следующем месяце.

Однако государство все же ожидает частичный успех, так как на ряд предприятий облэнерго уже объявились потенциальные покупатели. В частности, о своей заинтересованности в покупке пакетов акций предприятий облэнерго из отечественных групп уже не раз заявляли «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК), группа «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, «Энергетический стандарт» Константина Григоришина, «Финансы и кредит» Константина Жеваго, а также братья Суркисы. Генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко, в частности, подчеркивал, что их интересует компания «Донецкоблэнерго», в которой они уже владеют 30% акций. Остальные компании также в первую очередь сосредоточатся на покупке акций компаний, где у них уже есть определенный пакет акций. Но это не означает, что борьбы за пакеты акций не будет, так как, купив пакет акций предприятия, в котором присутствует конкурент, в будущем можно будет с выгодой продать данный пакет тому же конкуренту.

Единственный вариант торгов без конкуренции может возникнуть лишь в том случае, считают эксперты, если финансово-промышленные группы между собой договорятся. А этот вариант в данный момент слишком вероятен, так как он минимизирует финансовые потери всех участников торгов, что в условиях финансового кризиса очень актуально. В таком случае проигравшим останется лишь один игрок – государство. Помехой для данного сценария, в принципе, могут стать иностранные компании, которые заявят о своем желании принять участие в торгах. Одним из основных конкурентов отечественным ФПГ может стать российская «Интер РАО ЕЭС», у которой, кстати, и финансовые возможности намного выше, чем у ряда украинских бизнес-групп.

По какому же сценарию пройдет продажа этих объектов станет известно совсем скоро, после того как решится вопрос изъятия пакетов этих предприятий из уставного фонда НАК «Энергетическая компания Украины», которая сегодня осуществляет управление этими акциями. Правительство обещает провести данную процедуру в максимально короткие сроки, что является сигналом для того, чтобы начать переговоры между заинтересованными участниками торгов.

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!