kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Трубная промышленность на пике

26.08.09
размер текста:

Украинские производители труб продолжают восстанавливать позиции, утраченные во время кризиса. Так, в июле по сравнению с предыдущим месяцем производство труб увеличилось на 18,3%, до 181 тыс. тонн. При этом рост показали практически все основные участники рынка: Харцызский трубный завод на 10,6% - до 48,10 тыс. тонн, Новомосковский трубный завод на 21,4%, - до 34 тыс. тонн, Нижнеднепровский трубопрокатный завод на 45,6% - до 23 тыс. тонн, «Интерпайп Нико-Тьюб» на 9% - до 14,50 тыс. тонн.

Тем не менее, в целом за январь-июль выпуск трубного проката в Украине сократился на 40,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года – до 974 тыс. тонн. Это вызвано, прежде всего, уменьшением спроса на внешних рынках, поскольку основная часть трубной продукции экспортируется. Так, в I полугодии экспорт труб сократился с 512,995 тыс. тонн до 175,673 тыс. тонн.

Аналитики отрасли отмечают, что во многом это связано со снижением мировых цен на углеводородное сырье. Поскольку в условиях уменьшения доходности нефтегазодобывающих компаний последние предпочитают свести до минимума затраты на модернизацию существующих трубопроводов и строительство новых. Вот почему экспорт ТБД в январе-июне по сравнению с тем же периодом 2008 года сократился с 53,333 тыс. тонн до 5,807 тыс. тонн, т.е. практически в 10 раз.

Помимо этого, добывающие компании значительно уменьшили объемы поисково-разведывательных работ на перспективных месторождениях. Соответственно, объемы экспорта бурильных труб за 7 мес. сократились с 988 тонн до 284 тонн. Одновременно в январе-июле уменьшился ввоз бурильных труб в Украину с 2,492 тыс. тонн до 1,404 тыс. тонн - поскольку на нашем внутреннем рынке отмечаются те же тенденции, что и в глобальном масштабе. Столь значительная разница между объемами импорта и экспорта поясняется низкими ценами, к которым прибегают зарубежные производители бурильных труб. Так, в I полугодии 2009 года средняя экспортная стоимость в данном сегменте трубного проката составила 6715 долл./тонн, тогда как средняя импортная стоимость – 4686 долл./тонн.

Для защиты отечественных производителей от демпинга Минэкономики установило квоту на ввоз в Украину бурильных труб на период с 1 октября 2008 года до 30 сентября 2009 года. Уже на 1 июля квота была использована на 90,42%. В связи с этим представители Европейской бизнес-ассоциации обратились в Кабмин с просьбой увеличить размер квоты. Однако Минэкономики и Минпромполитики не поддержали данную инициативу.

Несмотря на оптимистичные июльские показатели, эксперты прогнозируют негативный сценарий для трубной отрасли на II полугодие. Они напоминают, в частности, что в октябре ХТЗ завершит выполнение контракта на поставку ТБД для казахского и узбекского участков газопровода «Средняя Азия - Китай». И пока неясно, каким образом предприятие планирует далее загружать свои производственные мощности. К примеру, тот же проект Nabucco пока далек от практической стадии и может рассматриваться лишь как декларация о намерениях. Что же касается второго по величине производителя, Новомосковского трубного завода, то, по мнению экспертов, это предприятие, входящее в состав корпорации «Интерпайп», по итогам 2009 года может выйти на рентабельность, близкую к нулевой.

При этом его чистая прибыль не превысит 100 тыс. долл. А Нижнеднепровский трубопрокатный завод, также принадлежащий Виктору Пинчуку, по прогнозам получит чистый убыток до 24 млн долл. Кстати, Никопольский завод стальных труб ЮТиСТ по результатам I полугодия уже задекларировал чистый убыток в размере 59,433 млн грн. по сравнению с чистой прибылью 1,38 млн грн. за аналогичный период в 2008 году. В целом по отрасли по итогам 2009 года аналитики ожидают снижения объемов производства труб на 40% по сравнению с предыдущим периодом, до 1,412 млн тонн.

Вместе с тем ситуация не так безнадежна, как может показаться на первый взгляд. Практика развитых стран наглядно демонстрирует, что лучшим антикризисным рецептом сейчас является стимулирование внутреннего потребления. И здесь Украина имеет значительные возможности. Например, одна только реализация проекта по модернизации национальной газотранспортной системы требует замены 5 тыс. км магистральных трубопроводов. А это 3 млн тонн ТБД. Иными словами, если ДК «Укртрансгаз» будет ежегодно менять по 500 км линейной части магистрали, украинские трубники будут иметь гарантированный рынок сбыта 300 тыс. тонн ТБД в течение ближайших 10 лет. Вполне сопоставимые объемы поставок трубной продукции необходимы для модернизации трубопроводного хозяйства предприятий ЖКХ. Общеизвестно, что в настоящее время потери горячей и холодной воды в сетях достигают 40%.

Поэтому, по данным ГП «Укрпромвнешэкспертиза», из существующих 570 млн тонн труб в коммунальных водопроводах и теплотрассах нуждаются в замене 300 млн тонн.
Кроме того, не следует забывать о локальных газораспределительных сетях. В настоящее время в такие объекты с высокой степенью готовности вложено около 700 млн грн. и правительство задекларировало намерение их достроить за счет средств НАК «Нафтогаз Украины».

Хотя сейчас компания находится в таком финансовом положении, что ей явно не до реализации инвестиционных проектов. И все же потенциально этот вариант также может рассматриваться как возможность расширения внутреннего рынка трубного проката.

Игорь Воронцов





 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!