Подробнее Запомнить город


Трубная промышленность на пике

26.08.09
размер текста:

Украинские производители труб продолжают восстанавливать позиции, утраченные во время кризиса. Так, в июле по сравнению с предыдущим месяцем производство труб увеличилось на 18,3%, до 181 тыс. тонн. При этом рост показали практически все основные участники рынка: Харцызский трубный завод на 10,6% - до 48,10 тыс. тонн, Новомосковский трубный завод на 21,4%, - до 34 тыс. тонн, Нижнеднепровский трубопрокатный завод на 45,6% - до 23 тыс. тонн, «Интерпайп Нико-Тьюб» на 9% - до 14,50 тыс. тонн.

Тем не менее, в целом за январь-июль выпуск трубного проката в Украине сократился на 40,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года – до 974 тыс. тонн. Это вызвано, прежде всего, уменьшением спроса на внешних рынках, поскольку основная часть трубной продукции экспортируется. Так, в I полугодии экспорт труб сократился с 512,995 тыс. тонн до 175,673 тыс. тонн.

Аналитики отрасли отмечают, что во многом это связано со снижением мировых цен на углеводородное сырье. Поскольку в условиях уменьшения доходности нефтегазодобывающих компаний последние предпочитают свести до минимума затраты на модернизацию существующих трубопроводов и строительство новых. Вот почему экспорт ТБД в январе-июне по сравнению с тем же периодом 2008 года сократился с 53,333 тыс. тонн до 5,807 тыс. тонн, т.е. практически в 10 раз.

Помимо этого, добывающие компании значительно уменьшили объемы поисково-разведывательных работ на перспективных месторождениях. Соответственно, объемы экспорта бурильных труб за 7 мес. сократились с 988 тонн до 284 тонн. Одновременно в январе-июле уменьшился ввоз бурильных труб в Украину с 2,492 тыс. тонн до 1,404 тыс. тонн - поскольку на нашем внутреннем рынке отмечаются те же тенденции, что и в глобальном масштабе. Столь значительная разница между объемами импорта и экспорта поясняется низкими ценами, к которым прибегают зарубежные производители бурильных труб. Так, в I полугодии 2009 года средняя экспортная стоимость в данном сегменте трубного проката составила 6715 долл./тонн, тогда как средняя импортная стоимость – 4686 долл./тонн.

Для защиты отечественных производителей от демпинга Минэкономики установило квоту на ввоз в Украину бурильных труб на период с 1 октября 2008 года до 30 сентября 2009 года. Уже на 1 июля квота была использована на 90,42%. В связи с этим представители Европейской бизнес-ассоциации обратились в Кабмин с просьбой увеличить размер квоты. Однако Минэкономики и Минпромполитики не поддержали данную инициативу.

Несмотря на оптимистичные июльские показатели, эксперты прогнозируют негативный сценарий для трубной отрасли на II полугодие. Они напоминают, в частности, что в октябре ХТЗ завершит выполнение контракта на поставку ТБД для казахского и узбекского участков газопровода «Средняя Азия - Китай». И пока неясно, каким образом предприятие планирует далее загружать свои производственные мощности. К примеру, тот же проект Nabucco пока далек от практической стадии и может рассматриваться лишь как декларация о намерениях. Что же касается второго по величине производителя, Новомосковского трубного завода, то, по мнению экспертов, это предприятие, входящее в состав корпорации «Интерпайп», по итогам 2009 года может выйти на рентабельность, близкую к нулевой.

При этом его чистая прибыль не превысит 100 тыс. долл. А Нижнеднепровский трубопрокатный завод, также принадлежащий Виктору Пинчуку, по прогнозам получит чистый убыток до 24 млн долл. Кстати, Никопольский завод стальных труб ЮТиСТ по результатам I полугодия уже задекларировал чистый убыток в размере 59,433 млн грн. по сравнению с чистой прибылью 1,38 млн грн. за аналогичный период в 2008 году. В целом по отрасли по итогам 2009 года аналитики ожидают снижения объемов производства труб на 40% по сравнению с предыдущим периодом, до 1,412 млн тонн.

Вместе с тем ситуация не так безнадежна, как может показаться на первый взгляд. Практика развитых стран наглядно демонстрирует, что лучшим антикризисным рецептом сейчас является стимулирование внутреннего потребления. И здесь Украина имеет значительные возможности. Например, одна только реализация проекта по модернизации национальной газотранспортной системы требует замены 5 тыс. км магистральных трубопроводов. А это 3 млн тонн ТБД. Иными словами, если ДК «Укртрансгаз» будет ежегодно менять по 500 км линейной части магистрали, украинские трубники будут иметь гарантированный рынок сбыта 300 тыс. тонн ТБД в течение ближайших 10 лет. Вполне сопоставимые объемы поставок трубной продукции необходимы для модернизации трубопроводного хозяйства предприятий ЖКХ. Общеизвестно, что в настоящее время потери горячей и холодной воды в сетях достигают 40%.

Поэтому, по данным ГП «Укрпромвнешэкспертиза», из существующих 570 млн тонн труб в коммунальных водопроводах и теплотрассах нуждаются в замене 300 млн тонн.
Кроме того, не следует забывать о локальных газораспределительных сетях. В настоящее время в такие объекты с высокой степенью готовности вложено около 700 млн грн. и правительство задекларировало намерение их достроить за счет средств НАК «Нафтогаз Украины».

Хотя сейчас компания находится в таком финансовом положении, что ей явно не до реализации инвестиционных проектов. И все же потенциально этот вариант также может рассматриваться как возможность расширения внутреннего рынка трубного проката.

Игорь Воронцов





 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!