kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Газовая алхимия Кабмина

27.08.09
размер текста:

С подачи правительства НКРЭ в августе снизила на 16,6% предельные цены на газ для ряда химпредприятий страны. Это решение стало одновременно и актом поддержки химиков, и актом возмездия. В перечень предприятий-льготников не попали объединения "Ривнеазот" и "Сумыхимпром", чье руководство не проявляет должной лояльности к Кабмину.

Согласно решению НКРЭ от 14 августа право покупать газ по льготной цене - не выше 1584,4 грн./тыс. куб. м (без учета НДС, целевой надбавки и тарифов на транспортировку и поставку) получили 5 предприятий: Одесский припортовый завод, черкасский и северодонецкий "Азоты", горловский "Стирол" и "Днипроазот". Только первое из них принадлежит государству, все остальные находятся в частных руках. Впрочем, форма собственности в данном случае не имела первоочередного значения. Отбор шел, скорее, по принципу "свой-чужой".

Последний раз вопрос о пересмотре предельных цен на газ для химиков в Кабмине обсуждали 12 августа. По итогам этого финального совещания соответствующее протокольное решение с предложением поддержать отрасль поступило в НКРЭ. Следом за ним пришло и письмо с Министерства промышленной политики с перечнем из 5 предприятий, которым предлагалось предоставить ценовые преференции. "Ривнеазота" в этом перечне не оказалось, хотя на всех предыдущих этапах, когда речь заходила о господдержке производителей азотных удобрений, в проектах, предлагаемых правительственных решений, фигурировали все 6 предприятий азотной промышленности.

Именно эта «великолепная шестерка» и отбирает около 90% газа, закупаемого украинской химиндустрией. В I полугодии азотники пережили тяжелый шок, вызванный удорожанием газа, умноженный на падение сбыта. Но в этот самый трудный период господдержки они так и не дождались. Попытки властей помочь отрасли получались неуклюжими и малоэффективными.

Так, в апреле Верховная Рада приняла закон о преференциях для химической промышленности, но его ветировал Президент Виктор Ющенко, посчитав, что, предоставляемые химикам налоговые льготы слишком велики и продолжительны. После этого депутаты к законопроекту не возвращались.

В мае уже правительство сделало вид, что протягивает руку помощи химикам, предоставив им право самостоятельно импортировать газ. Но это решение априори было невыполнимым. Попытки некоторых украинских химпроизводителей законтрактировать голубое топливо по сходной цене в обход "Газпрома" и "Нафтогаза" не увенчались успехом. В конечном итоге украинским химпредприятиям пришлось до минимума свернуть работу собственных аммиачных цехов и перейти на закупку готового аммиака в России.

Такое изменение производственной стратегии ударило не только по самим химикам, растерявшим былую рентабельность и часть клиентов, но и рикошетом по "Нафтогазу". У последнего фактически пропал целый сегмент сбыта природного газа. Если в 2006-2008 гг. химиндустрия потребляла это топливо в пределах 7-8 млрд куб. м в год, то по итогам 2009 года показатель спроса может сократиться более чем наполовину. Ведь в I полугодии производство аммиака в стране упало более чем на 40%, а потребление газа в этой отрасли - почти на 60%. В целом за январь-июль 2009 года производители азотных удобрений использовали примерно лишь 1,6 млрд куб. м газа.

При такой статистике уже и руководство "Нафтогаза" перестало возражать против ценовых преференций для химиков. Ведь недополученные доходы компании из-за низкого спроса со стороны производителей минудобрений превысили 2 млрд грн.

Поэтому если в начале года Олег Дубина категорически выступал против любых ценовых скидок для промпотребителей, то в августе он с легкостью согласился пересмотреть прайсы на газ, используемый в качестве сырья для азотной промышленности. А чтобы совсем уж отвадить украинских химиков от импорта российского аммиака, НКРЭ с начала августа повысила тарифы на прокачку этого продукта по украинскому участку трубопровода "Тольятти-Одесса".

Причем это повышение не распространяется на транзитные объемы, а только на аммиак, предназначенный для внутреннего потребления. Таким образом, правительству удалось более-менее достигнуть ценового паритета на аммиачное сырье. Если до августа его можно было приобрести на спотовом рынке в России по 170-180 долл./тонн, то его генерация из импортного газа непосредственно в Украине обходилась химпредприятиям примерно в 250 долл./тонн. После 16% удешевления газа последняя цифра должна опуститься до более приемлемого уровня в 205 долл./тонн.

При такой себестоимости сырья и улучшившейся конъюнктуре на внешних рынках украинские производители минудобрений могут рассчитывать на довольно неплохую рентабельность - свыше 10% при изготовлении карбамида и аммиачной селитры. Хотя даже сейчас газ для них стоит более чем в 2 раза дороже, нежели у российских конкурентов, но наши земляки имеют перед россиянами преимущество в виде более короткого транспортного плеча. Особенно это касается Одесского припортового завода.

Заместитель министра промышленной политики Украины Валерий Немилостивый считает, что снижение цен на технологический газ для азотников позволит им увеличить объемы производства на 30-40% и хотя бы частично покрыть убытки, понесенные в I полугодии. Их размер в Минпромполитики оценивают в 442 млн грн. Союз химиков Украины, правда, называет намного большую цифру - 1,4 млрд грн. Для сравнения: примерно столько же прибыли украинские азотники заработали за весь 2007 год - наиболее успешный в ХХI веке.

И эксперты рынка, и специалисты химпредприятий более корректными считают данные Минпромполитики. Но с пониманием относятся и ко второй цифре: если не будешь прибедняться - кто тебя пожалеет? Вместе с тем объективно оценить реальные финансовые потери химпроизводителей от удорожания газа весьма сложно, ведь владельцы этих предприятий (пожалуй, за исключением Одесского припортового) имеют привычку даже в благоприятных условиях аккумулировать убытки на производственном предприятии, а основной "навар" оставлять на балансе фирм, которые непосредственно реализуют химудобрения на внешних рынках.

Однако в данном случае Кабмин просто закрыл глаза на то, в чей карман ложится выручка от продажи удобрений. Закрыл, правда, избирательно. "Ривнеазоту" его близость к Дмитрию Фирташу не простили. Это предприятие, единственное из украинских производителей азотных удобрений, не попало в перечень тех, кому газ положен по льготной цене. Ни в НКРЭ, ни в Минпромполитики никто так и не взял на себя смелость официально объяснить, почему предприятию из Ривного отказали в господдержке. В неофициальной беседе сотрудники Минпромполитики ссылались на то, что "Ривнеазот" покупает газ не у "Нафтогаза", а у газпромовской дочки – "Газпром сбыт Украина". А раз так, пусть они сами и договариваются о ценовых преференциях.

Однако этот аргумент не до конца состоятелен. Ведь, например, черкасский "Азот" и днепропетровский "Днипроазот" также предпочитают закупать газ не у государственного "Нафтогаза", а у "Укрнафты", контролируемой "Приватом". Тем не менее, им размер предельного тарифа все-таки снизили. Не потому ли, что за этими химпредприятиями стоят бизнесмены, с которыми у Юлии Тимошенко на сегодня достигнут консенсус - Александр Ярославский и Игорь Коломойский.

Поставив "Ривнеазот" в заведомо невыгодные условия, правительство не только наносит очередной финансовый удар по бизнес-группе Дмитрия Фирташа, но и расчищает рынки для его конкурентов. Например, черкасский "Азот" Ярославского уже начинает перетягивать на себя заказы от сельхозпроизводителей с запада Украины, чьи нужды ранее удовлетворял географически более близкий "Ривнеазот". Его же нишу на зарубежных рынках остальные украинские азотники с радостью поделят между собой. Ведь руководство предприятия не исключает полной остановки производства. С июля "Ривнеазот" и так уже функционирует в режиме трехдневной рабочей недели.

Не попал в список льготников и еще один химический гигант Украины - объединение "Сумыхимпром". И хотя оно относится к производителям не азотных, а фосфорных удобрений - газовые проблемы и его поставили на грань краха. В июле предприятие "Сумыгаз" за долги отключило подачу газа на "Сумыхимпром", вследствие чего работать там может теперь один лишь кислотный цех. Местные власти обращались к Минпромполитики и премьер-министру с просьбами позволить градообразующему предприятию реструктуризировать газовые долги и приравнять его в льготах к производителям азотных удобрений, но и здесь взаимопониманию помешал политический момент.

"Сумыхимпром" сегодня возглавляет близкий к Партии регионов Евгений Лапин, который насколько может саботирует правительственное решение о вхождении его предприятия в госхолдинг "Титан Украины". С другой стороны место Е.Лапина не прочь снова занять Николай Трофименко, который уже возглавлял объединение после "помаранчевой революции", а теперь является первым заместителем главы Сумской облгосадминистрации. Но его кандидатура опять же неприемлема для правительства Ю.Тимошенко, поскольку Н.Трофименко - выдвиженец "Нашей Украины". В этой довольно запутанной борьбе за кресло страдают, как правило, экономические интересы, объятого спором предприятия.

Хотя ситуация в сегменте фосфорных удобрений еще хуже, чем с азотными: если производство первых за январь-июнь 2009 года упало на 25%, то вторых - на все 40%. Таким образом, августовская раздача дешевого газа стала одним из самых ярких примеров применения двойных стандартов в истории кабинета Ю.Тимошенко. Приближение выборов вынуждает премьера действовать прямолинейнее. Она уже в целом определилась с союзниками из бизнес-среды и в качестве аванса подкармливает их пряниками. Для остальных же остается кнут.

Впрочем, производителям азотных удобрений вкусить газовых пряников может и не удастся. "Ривнеазот" грозится оспорить постановление НКРЭ от 14 августа в суде. Если это случится, то газ по дешевке не достанется никому из его собратьев по цеху. Ведь пока суд да дело, то и срок действия документа истечет. Сниженные предельные цены на газ для азотников утверждены Нацкомиссией по регулированию электроэнергетики только до конца 2009 года.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!