kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Газовая алхимия Кабмина

27.08.09
размер текста:

С подачи правительства НКРЭ в августе снизила на 16,6% предельные цены на газ для ряда химпредприятий страны. Это решение стало одновременно и актом поддержки химиков, и актом возмездия. В перечень предприятий-льготников не попали объединения "Ривнеазот" и "Сумыхимпром", чье руководство не проявляет должной лояльности к Кабмину.

Согласно решению НКРЭ от 14 августа право покупать газ по льготной цене - не выше 1584,4 грн./тыс. куб. м (без учета НДС, целевой надбавки и тарифов на транспортировку и поставку) получили 5 предприятий: Одесский припортовый завод, черкасский и северодонецкий "Азоты", горловский "Стирол" и "Днипроазот". Только первое из них принадлежит государству, все остальные находятся в частных руках. Впрочем, форма собственности в данном случае не имела первоочередного значения. Отбор шел, скорее, по принципу "свой-чужой".

Последний раз вопрос о пересмотре предельных цен на газ для химиков в Кабмине обсуждали 12 августа. По итогам этого финального совещания соответствующее протокольное решение с предложением поддержать отрасль поступило в НКРЭ. Следом за ним пришло и письмо с Министерства промышленной политики с перечнем из 5 предприятий, которым предлагалось предоставить ценовые преференции. "Ривнеазота" в этом перечне не оказалось, хотя на всех предыдущих этапах, когда речь заходила о господдержке производителей азотных удобрений, в проектах, предлагаемых правительственных решений, фигурировали все 6 предприятий азотной промышленности.

Именно эта «великолепная шестерка» и отбирает около 90% газа, закупаемого украинской химиндустрией. В I полугодии азотники пережили тяжелый шок, вызванный удорожанием газа, умноженный на падение сбыта. Но в этот самый трудный период господдержки они так и не дождались. Попытки властей помочь отрасли получались неуклюжими и малоэффективными.

Так, в апреле Верховная Рада приняла закон о преференциях для химической промышленности, но его ветировал Президент Виктор Ющенко, посчитав, что, предоставляемые химикам налоговые льготы слишком велики и продолжительны. После этого депутаты к законопроекту не возвращались.

В мае уже правительство сделало вид, что протягивает руку помощи химикам, предоставив им право самостоятельно импортировать газ. Но это решение априори было невыполнимым. Попытки некоторых украинских химпроизводителей законтрактировать голубое топливо по сходной цене в обход "Газпрома" и "Нафтогаза" не увенчались успехом. В конечном итоге украинским химпредприятиям пришлось до минимума свернуть работу собственных аммиачных цехов и перейти на закупку готового аммиака в России.

Такое изменение производственной стратегии ударило не только по самим химикам, растерявшим былую рентабельность и часть клиентов, но и рикошетом по "Нафтогазу". У последнего фактически пропал целый сегмент сбыта природного газа. Если в 2006-2008 гг. химиндустрия потребляла это топливо в пределах 7-8 млрд куб. м в год, то по итогам 2009 года показатель спроса может сократиться более чем наполовину. Ведь в I полугодии производство аммиака в стране упало более чем на 40%, а потребление газа в этой отрасли - почти на 60%. В целом за январь-июль 2009 года производители азотных удобрений использовали примерно лишь 1,6 млрд куб. м газа.

При такой статистике уже и руководство "Нафтогаза" перестало возражать против ценовых преференций для химиков. Ведь недополученные доходы компании из-за низкого спроса со стороны производителей минудобрений превысили 2 млрд грн.

Поэтому если в начале года Олег Дубина категорически выступал против любых ценовых скидок для промпотребителей, то в августе он с легкостью согласился пересмотреть прайсы на газ, используемый в качестве сырья для азотной промышленности. А чтобы совсем уж отвадить украинских химиков от импорта российского аммиака, НКРЭ с начала августа повысила тарифы на прокачку этого продукта по украинскому участку трубопровода "Тольятти-Одесса".

Причем это повышение не распространяется на транзитные объемы, а только на аммиак, предназначенный для внутреннего потребления. Таким образом, правительству удалось более-менее достигнуть ценового паритета на аммиачное сырье. Если до августа его можно было приобрести на спотовом рынке в России по 170-180 долл./тонн, то его генерация из импортного газа непосредственно в Украине обходилась химпредприятиям примерно в 250 долл./тонн. После 16% удешевления газа последняя цифра должна опуститься до более приемлемого уровня в 205 долл./тонн.

При такой себестоимости сырья и улучшившейся конъюнктуре на внешних рынках украинские производители минудобрений могут рассчитывать на довольно неплохую рентабельность - свыше 10% при изготовлении карбамида и аммиачной селитры. Хотя даже сейчас газ для них стоит более чем в 2 раза дороже, нежели у российских конкурентов, но наши земляки имеют перед россиянами преимущество в виде более короткого транспортного плеча. Особенно это касается Одесского припортового завода.

Заместитель министра промышленной политики Украины Валерий Немилостивый считает, что снижение цен на технологический газ для азотников позволит им увеличить объемы производства на 30-40% и хотя бы частично покрыть убытки, понесенные в I полугодии. Их размер в Минпромполитики оценивают в 442 млн грн. Союз химиков Украины, правда, называет намного большую цифру - 1,4 млрд грн. Для сравнения: примерно столько же прибыли украинские азотники заработали за весь 2007 год - наиболее успешный в ХХI веке.

И эксперты рынка, и специалисты химпредприятий более корректными считают данные Минпромполитики. Но с пониманием относятся и ко второй цифре: если не будешь прибедняться - кто тебя пожалеет? Вместе с тем объективно оценить реальные финансовые потери химпроизводителей от удорожания газа весьма сложно, ведь владельцы этих предприятий (пожалуй, за исключением Одесского припортового) имеют привычку даже в благоприятных условиях аккумулировать убытки на производственном предприятии, а основной "навар" оставлять на балансе фирм, которые непосредственно реализуют химудобрения на внешних рынках.

Однако в данном случае Кабмин просто закрыл глаза на то, в чей карман ложится выручка от продажи удобрений. Закрыл, правда, избирательно. "Ривнеазоту" его близость к Дмитрию Фирташу не простили. Это предприятие, единственное из украинских производителей азотных удобрений, не попало в перечень тех, кому газ положен по льготной цене. Ни в НКРЭ, ни в Минпромполитики никто так и не взял на себя смелость официально объяснить, почему предприятию из Ривного отказали в господдержке. В неофициальной беседе сотрудники Минпромполитики ссылались на то, что "Ривнеазот" покупает газ не у "Нафтогаза", а у газпромовской дочки – "Газпром сбыт Украина". А раз так, пусть они сами и договариваются о ценовых преференциях.

Однако этот аргумент не до конца состоятелен. Ведь, например, черкасский "Азот" и днепропетровский "Днипроазот" также предпочитают закупать газ не у государственного "Нафтогаза", а у "Укрнафты", контролируемой "Приватом". Тем не менее, им размер предельного тарифа все-таки снизили. Не потому ли, что за этими химпредприятиями стоят бизнесмены, с которыми у Юлии Тимошенко на сегодня достигнут консенсус - Александр Ярославский и Игорь Коломойский.

Поставив "Ривнеазот" в заведомо невыгодные условия, правительство не только наносит очередной финансовый удар по бизнес-группе Дмитрия Фирташа, но и расчищает рынки для его конкурентов. Например, черкасский "Азот" Ярославского уже начинает перетягивать на себя заказы от сельхозпроизводителей с запада Украины, чьи нужды ранее удовлетворял географически более близкий "Ривнеазот". Его же нишу на зарубежных рынках остальные украинские азотники с радостью поделят между собой. Ведь руководство предприятия не исключает полной остановки производства. С июля "Ривнеазот" и так уже функционирует в режиме трехдневной рабочей недели.

Не попал в список льготников и еще один химический гигант Украины - объединение "Сумыхимпром". И хотя оно относится к производителям не азотных, а фосфорных удобрений - газовые проблемы и его поставили на грань краха. В июле предприятие "Сумыгаз" за долги отключило подачу газа на "Сумыхимпром", вследствие чего работать там может теперь один лишь кислотный цех. Местные власти обращались к Минпромполитики и премьер-министру с просьбами позволить градообразующему предприятию реструктуризировать газовые долги и приравнять его в льготах к производителям азотных удобрений, но и здесь взаимопониманию помешал политический момент.

"Сумыхимпром" сегодня возглавляет близкий к Партии регионов Евгений Лапин, который насколько может саботирует правительственное решение о вхождении его предприятия в госхолдинг "Титан Украины". С другой стороны место Е.Лапина не прочь снова занять Николай Трофименко, который уже возглавлял объединение после "помаранчевой революции", а теперь является первым заместителем главы Сумской облгосадминистрации. Но его кандидатура опять же неприемлема для правительства Ю.Тимошенко, поскольку Н.Трофименко - выдвиженец "Нашей Украины". В этой довольно запутанной борьбе за кресло страдают, как правило, экономические интересы, объятого спором предприятия.

Хотя ситуация в сегменте фосфорных удобрений еще хуже, чем с азотными: если производство первых за январь-июнь 2009 года упало на 25%, то вторых - на все 40%. Таким образом, августовская раздача дешевого газа стала одним из самых ярких примеров применения двойных стандартов в истории кабинета Ю.Тимошенко. Приближение выборов вынуждает премьера действовать прямолинейнее. Она уже в целом определилась с союзниками из бизнес-среды и в качестве аванса подкармливает их пряниками. Для остальных же остается кнут.

Впрочем, производителям азотных удобрений вкусить газовых пряников может и не удастся. "Ривнеазот" грозится оспорить постановление НКРЭ от 14 августа в суде. Если это случится, то газ по дешевке не достанется никому из его собратьев по цеху. Ведь пока суд да дело, то и срок действия документа истечет. Сниженные предельные цены на газ для азотников утверждены Нацкомиссией по регулированию электроэнергетики только до конца 2009 года.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!