kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Уголь в угол

28.08.09
размер текста:

Отечественная угольная отрасль уже давно загнана в глухой угол. И прискорбно, что власти обращают внимание на проблему отрасли только после очередной аварии на шахте, в которой погибли люди. Несмотря на отчаянные попытки повысить эффективность государственного управления отечественным углепромом, правительству пока что лучше удается притеснять металлургов и частные шахты.

23 августа 2009 года на шахте им.Кирова ГП «Макеевуголь» прогремел взрыв. Погибли 8 шахтеров, 19 человек госпитализированы. Повторение майской трагедии на государственной шахте им.Дзержинского, в которой погибли люди. Причины аварии на макеевской шахте - невыполнение руководством предприятия в полном объеме требований инструкции по проведению реверсирования вентиляционного потока. Другими словами, руководство шахты, в погоне за выполнением плана по добыче угля, пренебрегло мерами технической безопасности. В целом, по информации директора департамента охраны труда и чрезвычайных ситуаций Минуглепрома Игоря Ященко, только в I полугодии 2009 года на предприятиях угольной промышленности в Украине травмировано 1975 человек и 60 работников отрасли погибли. На 1 млн тонн добытого угля смертельный травматизм составил более трех человек.

Опять все вспомнили, что общий дефицит инвестиций в угольную отрасль превышает 1,5 млрд долл. и зарплаты шахтерам необходимо своевременно выплачивать. Но дальше слов и обещаний о необходимости инвестирования в угольную отрасль дело не двигалось.

Так и в этот раз. Правительство моментально отреагировало на трагедию в Макеевке и Юлия Тимошенко заявила, что до конца текущего года выделит 1,6 млрд грн. для поддержки угольной отрасли. По ее словам, 1,1 млрд грн. будет направлено на дотации и выплату зарплат шахтерам государственных шахт. «Нам нужно обязательно выделить дополнительно еще 400 млн грн. на развитие лав. Мы сделаем серьезный шаг вперед по сравнению с предыдущими годами. 100 млн грн. мы обязаны отдать на увеличение расходов для всех программ по безопасности, которые нам нужно осуществить до конца года. То есть, в целом 1,6 млрд грн. мы выделим до конца года, как бы трудно нам не было», - заявила премьер-министр.

Кроме того, по словам премьер-министра, на сегодняшний день общая сумма, необходимая для переоснащения шахт, составляет 291 млн грн. При этом, Кабинет министров уже выделил 192,4 млн грн. Однако никто не отчитался, каким образом были освоены данные средства. Еще около 100 млн грн. Кабмин обещает выделить в сентябре текущего года.

Однако хроническое недофинансирование – далеко не единственная проблема угольной отрасли. В связи с наступлением мирового финансового кризиса потребление угля в стране значительно сократилось. Но в последние месяцы металлурги оживились и нарастили объемы производства. Соответственно, увеличился спрос на уголь, в том числе коксующийся. К примеру, за два квартала 2009 года добыча угля в Украине сократилась по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 8% - до 42,287 млн тонн. В том числе за этот период добыто 27,298 млн тонн энергетического угля и 14,989 млн тонн коксующегося. Государственные предприятия сократили угледобычу на 15,2% - до 22,697 млн тонн. Из них добыто 17,227 млн тонн энергетического угля и 5,469 млн тонн коксующегося.

Тем не менее, украинские коксохимики не особо горят желанием покупать коксующийся уголь у отечественных госпредприятий. Причина банальная – уголь слишком низкого качества (высокое содержание серы – вредной примеси в коксе и металле), а цены на него гораздо выше, чем на уголь, к примеру, кузбасских шахт, качество продукции которых на порядок выше украинской. Но почему-то кузбасские шахты, чтобы не потерять рынки сбыта, удерживали цены на коксующийся уголь, а государственные предприятия Украины, продукция которых и без этого не особо пользовалась спросом у потребителей, повысили цены. Результатом подобной политики стал рост импорта коксующихся углей из России. В частности, по информации премьер-министра, импорт коксующегося угля в Украину с начала 2009 года возрос на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в основном за счет поставок из России. Юлия Тимошенко по этому поводу очень расстроилась. «Мы к ним с открытым сердцем, а они на 36% увеличили импорт», - сказала она.

Парадокс ситуации в том, что коксохимики отнюдь не виноваты в подобном повороте. Кто же будет покупать уголь низкого качества по высоким ценам, работая себе в убыток? Тем более что унаследованные еще от СССР производственные технологии предполагают обязательное смешивание добываемого в Украине угля с более качественным привозным. Иначе попросту не получится пригодный для современной металлургии кокс. Тем не менее, правительство все чаще говорит о необходимости введения квот на импорт коксующихся углей. «Рост импорта на 36% нельзя объяснить качеством шихтования», - подчеркнула премьер-министр.

В ответ на угрозы ввести квоты на импорт угля, коксохимики заявили, что на сегодняшний день они выкупают у государства в полном объеме добытый коксующийся уголь, однако годовой дефицит металлургов все же составляет 5 млн тонн коксующегося угля, который и необходимо импортировать. Более того, руководство «Укркокса» привело свою сравнительную статистику относительно импорта коксующегося угля. По информации генерального директора Украинской научно-промышленной ассоциации «Укркокс» Анатолия Старовойта, украинские КХЗ с начала 2009 года сократили импорт коксующихся углей примерно в 1,5 раза по сравнению с 2008 годом. А по информации генерального директора объединения «Металлургпром» Василия Харахулаха, Украина за семь месяцев 2009 года снизила импорт коксующихся углей на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года – до 3,725 млн тонн. При этом поставки углей украинской добычи на коксохимические заводы снизились на 11% - до 10,7 млн тонн. В январе-июле украинские КХЗ поставили металлургам 8,164 млн тонн продукции (77% от объема поставок в аналогичном периоде 2008 года).

Другими словами, правительство продолжает давление на металлургов, а также пытается навязать свое понимание бизнес-политики частным шахтам, отказываясь принять за факт, что нынешний углепром уже давно пора приватизировать. Необходимо понять простую истину, что прибыльного бизнеса при неэффективном управлении на угле низкого качества не сделаешь. Тем более ценой человеческих жизней, которые стают жертвами погони за увеличением добычи угля при отсутствии инвестиций в модернизацию шахт, и пренебрежением правилами техники безопасности. Единственным выходом в данной ситуации, по мнению экспертов и участников рынка, является скорейшая приватизация потенциально перспективных угольных шахт и постепенное закрытие безнадежно убыточных.

Как уже отмечалось, у коксохимиков существует лишь один реальный вариант повышения качества кокса: путем смешивания отечественных марок коксующихся углей с импортируемыми марками углей высокого качества. У государства же нет возможности (да и необходимости) закупать угли более высокого качества и смешивать их с отечественным углем низкого качества, поэтому и нет других вариантов. Ведь гораздо проще ограничить импорт и директивно обязать коксохимиков выкупать у госшахт любой уголь по любой цене в нарушение фундаментальных рыночных принципов, законодательства об экономической конкуренции и достаточно жестких правил ВТО.

При этом правительство все равно наотрез отказывается от приватизации угольных шахт, и продолжает эксплуатировать абсолютно бесперспективные предприятия, более того, с высокой степенью аварийности в связи с многолетним отсутствием инвестиций в их модернизацию.

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!