kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Нацбанк напечатает деньги для Евро 2012

27.08.09
размер текста:

Верховная Рада преодолела вето Президента на закон №4735-1 и обязала НБУ дополнительно внести в бюджет 9,8 млрд грн., которые правительство намерено направить на финансирование программы подготовки страны к Евро-2012. Очевидно, что Национальный банк не располагает такой суммой, поэтому в очередной раз прибегнет к эмиссии, что станет дополнительным фактором разгона инфляции и усиления давления на национальную валюту.

Верховная Рада на внеочередной сессии после долгих дискуссий таки преодолела вето Президента Украины Виктора Ющенко на закон Украины «О внесении изменений в законы Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» и «О Национальном банке Украины», касающийся выделения Нацбанком 9,8 млрд грн. на подготовку Евро-2012. За соответствующее решение проголосовали 384 депутата (ПР - 166, БЮТ - 152, НУ-НС - 20, КПУ – 27, Блок Литвина - 19) из 409 зарегистрированных в зале.

Напомним, данный закон, совместно разработанный фракциями БЮТ и Партии регионов, был принят парламентом еще 1 июля. Он обязывал Нацбанк, помимо прибыли за 2008 год в размере 4,008 млрд грн., перечислить в госбюджет в текущем году не менее 9,8 млрд грн. прибыли за 2009 год. График перечисления денег следующий: за I полугодие регулятор обязан дополнительно внести 3,4 млрд грн. в течение трех дней с момента официального вступления закона в силу, за III квартал – 3,4 млрд грн. до 20 октября, и за IV – 3 млрд грн. до 10 ноября.

Указанные поступления предлагается направить на обеспечение подготовки и проведения в Украине Евро-2012, выделив их отдельной бюджетной программой под названием «Реализация государственной целевой программы по подготовке и проведению в Украине финальной части Чемпионата Европы по футболу 2012 года, строительству, реконструкции, развитию и содержанию сети автомобильных дорог, в том числе строительству и реконструкции мостов государственной и коммунальной собственности (включая строительство железнодорожно-автомобильного мостового перехода через реку Днепр в городе Киеве на сумму 650 млн грн.), а также по строительству метрополитена в городах Днепропетровске, Донецке, Киеве и Харькове».

Несмотря на благие цели данного закона, механизм изымания дополнительных денег с НБУ весьма противоречив. Согласно статье 5 закона Украины «О Национальном банке Украины», НБУ и его учреждения (кроме хозрасчетных, которые облагаются налогами в общем порядке) по итогам года в случае превышения сметных доходов над сметными расходами, вносят в госбюджет следующего за отчетным годом положительную разницу. Норма о перечислении Национальным банком Украины в Государственный бюджет Украины положительной разницы валовыми доходами над валовыми расходами предусмотрена также законом «О налогообложении прибыли предприятий».

При этом, с целью хронологического сбалансирования расходов и доходов бюджета, начисление и уплата налога на прибыль осуществляется поквартально. На основании этого, НБУ традиционно разбивал свой платеж на части. Однако, в этом году «по просьбе» правительства он погасил все обязательства перед бюджетом за 2008 год, уже в I квартале 2009 года, что позволило правительству снизить напряжение на фискальскую сферу в начале года, который оказался очень тяжелым для экономики.

Таким образом, Нацбанк до конца года практически ничего не был должен бюджету. Однако правительство, не  обладающее иными источниками доходов, кроме как эмиссией НБУ, все же нашло механизм и основание для того, чтобы выжать из него дополнительную сумму. Как было сказано выше, закон №4735-1 обязал банк перечислить в этом году не только превышение доходов над расходами за прошлый год но и позитивную разницу за этот. Чтобы увеличить платеж, парламент указал на то, что в условиях финансово-экономического кризиса портфель НБУ пополнился дополнительными активами. Во-первых, с октября 2008 по май 2009 года Национальным банком Украины было предоставлено банкам около 63 млрд. грн. кредитов для поддержания их ликвидности на срок от 119 до 365 дней по ставке на уровне 12-18 % годовых. Во-вторых, Министерство финансов ежеквартально уплачивает Национальному банку проценты по облигациям внутреннего государственного займа (процентная ставка составляет 17,5-20%). В-третьих, законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» с целью оздоровления банковского сектора Минфин дополнительно выпустит ОВГЗ на общую сумму 44 млрд грн., которые Национальный банк обязан выкупить не позднее 5 дней со дня получения предложения об их выкупе. По этим бумагам правительство также выплачивает проценты.

Определенная логика в этих аргументах содержится. Однако разработчики закона не учли ряд важных моментов, которые, среди прочего, были подмечены Секретариатом Президента и изложены в обоснованиях наложения вето на данный закон. В частности, эксперты СП указали, что уплата НБУ в текущем году прибыли учреждения за этот же год является авансовым финансированием расходов госбюджета. Это, в свою очередь, приведет к необходимости осуществления НБУ дополнительной, ничем не обеспеченной эмиссии со всеми негативными последствиями для экономики государства (ускорение темпов инфляции, повышение давления на курс национальной валюты, падение уровня жизни населения, рост социального напряжения в обществе).

Кроме того, в СП отмечают тот факт, что ожидание парламента относительно размера позитивной разницы сметными доходами и расходами НБУ не совсем обосновано (с этим согласилось и Главное научно-экспертное управление ВРУ). Эксперты СП указывают, что более 90% доходной части сметы Национального банка Украины составляют процентные доходы по операциям по регулированию денежно-кредитного рынка. Действительно, Нацбанк выдал громаднейший объем рефинансирования, однако, в условиях финансового кризиса также повышаются риски неполучения доходов. В частности, по оперативным данным Национального банка Украины, из начисленных доходов по кредитам в сумме 4531,2 млн грн. Национальный банк Украины не получил 1187,7 млн грн.

Также в СП резонно указали на негативные последствия того, что законом №4735-1 из текста закона Украины «О Национальном банке Украины» исключается и норма, согласно которой из объема средств, которые НБУ по итогам года перечисляет в госбюджет, 25% но не менее 1 млрд грн., ежегодно направляется на пополнение средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц, капитализацию банков и Государственного ипотечного учреждения. Подобными мерами правительство сужает свои возможности по стабилизации финансового сектора и рынка недвижимости.

Ветировав закон, В.Ющенко выдвинул свое предложение по финансированию мероприятий Евро-2012. По его мнению, проблему можно решить путем реализации программы целевого финансирования строительства объектов Евро-2012, разработанной специалистами Минфина, Нацбанка, Секретариата Президента и «Укравтодора». В соответствии с ней средства предполагается взять у банков, имеющих свободную ликвидность. У многих экономистов, такое предложение вызвало улыбку. Очевидно, что этот механизм априори не выполним хотя бы по той причине, что в банковской системе нет такого объема свободной ликвидности.

Поскольку Президент не сумел предложить действенной альтернативы финансирования Евро-2012, позиция правительства, продвигавшего идею преодоления вето, оказалась более убедительной. При этом, очевидно из политических соображений БЮТ и ПР публично проигнорировали все замечания СП, хотя, как было отмечено, некоторые из них были достаточно рациональными и аргументированными.

Вступивший в силу закон позволяет правительству решить сразу несколько проблем. Помимо того, что Кабинет министров получил «бесплатный» ресурс для финансирования подготовки Евро-2012, он дал возможность сбалансировать государственный бюджет, решив проблему нарастающего дефицита. Отчет о выполнении бюджета-2009 за I полугодие частично приоткрыл тайну сбалансирования бюджетных расходов и доходов в этом году при существенном падении последних. Как оказалось, капитальные расходы государственного бюджета в I полугодии сократились на 57,8%. Это свидетельствует, что бюджет был полностью переориентирован на финансирование социальных программ за счет замораживания инвестиционных проектов. Дополнительные доходы в размере 9,8 млрд грн. позволяют закрыть дыру по капрасходам и отчитаться по результатам года о выполнении бюджета.

Однако, напечатать деньги для финансирования капитальных расходов бюджета, большая часть из которых будет разворована, - весьма рискованный шаг. Правительству стоило бы проанализировать эффективность выполнения государственных программ на которые оно собирается потратить, свалившиеся на него деньги. К примеру, по оценкам специалистов строительство 1 м моста автомобильного мостового перехода через Днепр в Киеве в несколько десятков раз (!!!) дороже, чем строительство мостов в Китае. Несмотря на сотни миллионов гривен, выделенных на строительство метрополитена в Днепропетровске за последние десять лет не было построено ни одной станции, а автомобилисты с любопытством ищут те дороги, которые "Укравтодор" построил, на взятые в займы несколько миллиардов долларов. В данном контексте, весьма вероятно, что полученные из воздуха 9,8 млрд грн., туда же и отправятся.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.
10.02.17, Ярослав Ярош
Российская нефтяная компания "Лукойл" завершает процесс продажи своего последнего крупного актива в Украине – химического предприятия "Карпатнафтохим" (Калуш, Ивано-Франковская область). С конечными бенефициарами этой покупки еще надо разбираться. А вот главным промоутером сделки смело можно назвать министра топлива и энергетики Украины Игоря Насалыка, бывшего калушского мэра.
07.02.17, Максим Полевой
В начале года мировые металлорынки поддерживают общий тонус цен и спроса, который сохранится и в последующие месяцы. Украинские же металлурги, утратив часть экспортных объемов, рассчитывают на рост внутреннего потребления.
03.02.17, Галина Резник
Прогнозы по рынку железной руды становятся все более расплывчатыми: хотя тенденции в отношении поставок практически очевидны, предсказать уровень спроса – непростая задача. Этот уровень зависит, в первую очередь, от закупок крупнейшего потребителя – Китая, но ручное управление экономикой в Поднебесной зачастую приводит к непредсказуемым последствиям.
01.02.17, Ярослав Ярош
Два года украинский топливный рынок валился с ног, теряя объемы. В 2016-м кризис, похоже, остался позади. По итогам года по всем трем базовым нефтепродуктам – бензин, ДТ, сжиженный газ – зафиксирован рост продаж. Трейдеры называют две основные причины оздоровления: сужение теневого сегмента и увеличение спроса со стороны промышленности.
30.01.17, Игорь Воронцов
Глава НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев заявил о готовности избавиться от зарубежных нефтедобывающих активов компании, заодно посетовав на отсутствие желающих их купить. На фоне перманентного падения объемов добычи нефти в самой Украине подобная стратегия выглядит как минимум недальновидной.
27.01.17, Максим Полевой
В 2016 году мировая экономика росла рекордно медленными темпами, а в текущем может "взбодриться" за счет Соединенных Штатов Америки и Китая. Украина тоже имеет шанс на стабилизацию, хотя в то же время и ряд рисков.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!