kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Нацбанк напечатает деньги для Евро 2012

27.08.09
размер текста:

Верховная Рада преодолела вето Президента на закон №4735-1 и обязала НБУ дополнительно внести в бюджет 9,8 млрд грн., которые правительство намерено направить на финансирование программы подготовки страны к Евро-2012. Очевидно, что Национальный банк не располагает такой суммой, поэтому в очередной раз прибегнет к эмиссии, что станет дополнительным фактором разгона инфляции и усиления давления на национальную валюту.

Верховная Рада на внеочередной сессии после долгих дискуссий таки преодолела вето Президента Украины Виктора Ющенко на закон Украины «О внесении изменений в законы Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» и «О Национальном банке Украины», касающийся выделения Нацбанком 9,8 млрд грн. на подготовку Евро-2012. За соответствующее решение проголосовали 384 депутата (ПР - 166, БЮТ - 152, НУ-НС - 20, КПУ – 27, Блок Литвина - 19) из 409 зарегистрированных в зале.

Напомним, данный закон, совместно разработанный фракциями БЮТ и Партии регионов, был принят парламентом еще 1 июля. Он обязывал Нацбанк, помимо прибыли за 2008 год в размере 4,008 млрд грн., перечислить в госбюджет в текущем году не менее 9,8 млрд грн. прибыли за 2009 год. График перечисления денег следующий: за I полугодие регулятор обязан дополнительно внести 3,4 млрд грн. в течение трех дней с момента официального вступления закона в силу, за III квартал – 3,4 млрд грн. до 20 октября, и за IV – 3 млрд грн. до 10 ноября.

Указанные поступления предлагается направить на обеспечение подготовки и проведения в Украине Евро-2012, выделив их отдельной бюджетной программой под названием «Реализация государственной целевой программы по подготовке и проведению в Украине финальной части Чемпионата Европы по футболу 2012 года, строительству, реконструкции, развитию и содержанию сети автомобильных дорог, в том числе строительству и реконструкции мостов государственной и коммунальной собственности (включая строительство железнодорожно-автомобильного мостового перехода через реку Днепр в городе Киеве на сумму 650 млн грн.), а также по строительству метрополитена в городах Днепропетровске, Донецке, Киеве и Харькове».

Несмотря на благие цели данного закона, механизм изымания дополнительных денег с НБУ весьма противоречив. Согласно статье 5 закона Украины «О Национальном банке Украины», НБУ и его учреждения (кроме хозрасчетных, которые облагаются налогами в общем порядке) по итогам года в случае превышения сметных доходов над сметными расходами, вносят в госбюджет следующего за отчетным годом положительную разницу. Норма о перечислении Национальным банком Украины в Государственный бюджет Украины положительной разницы валовыми доходами над валовыми расходами предусмотрена также законом «О налогообложении прибыли предприятий».

При этом, с целью хронологического сбалансирования расходов и доходов бюджета, начисление и уплата налога на прибыль осуществляется поквартально. На основании этого, НБУ традиционно разбивал свой платеж на части. Однако, в этом году «по просьбе» правительства он погасил все обязательства перед бюджетом за 2008 год, уже в I квартале 2009 года, что позволило правительству снизить напряжение на фискальскую сферу в начале года, который оказался очень тяжелым для экономики.

Таким образом, Нацбанк до конца года практически ничего не был должен бюджету. Однако правительство, не  обладающее иными источниками доходов, кроме как эмиссией НБУ, все же нашло механизм и основание для того, чтобы выжать из него дополнительную сумму. Как было сказано выше, закон №4735-1 обязал банк перечислить в этом году не только превышение доходов над расходами за прошлый год но и позитивную разницу за этот. Чтобы увеличить платеж, парламент указал на то, что в условиях финансово-экономического кризиса портфель НБУ пополнился дополнительными активами. Во-первых, с октября 2008 по май 2009 года Национальным банком Украины было предоставлено банкам около 63 млрд. грн. кредитов для поддержания их ликвидности на срок от 119 до 365 дней по ставке на уровне 12-18 % годовых. Во-вторых, Министерство финансов ежеквартально уплачивает Национальному банку проценты по облигациям внутреннего государственного займа (процентная ставка составляет 17,5-20%). В-третьих, законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» с целью оздоровления банковского сектора Минфин дополнительно выпустит ОВГЗ на общую сумму 44 млрд грн., которые Национальный банк обязан выкупить не позднее 5 дней со дня получения предложения об их выкупе. По этим бумагам правительство также выплачивает проценты.

Определенная логика в этих аргументах содержится. Однако разработчики закона не учли ряд важных моментов, которые, среди прочего, были подмечены Секретариатом Президента и изложены в обоснованиях наложения вето на данный закон. В частности, эксперты СП указали, что уплата НБУ в текущем году прибыли учреждения за этот же год является авансовым финансированием расходов госбюджета. Это, в свою очередь, приведет к необходимости осуществления НБУ дополнительной, ничем не обеспеченной эмиссии со всеми негативными последствиями для экономики государства (ускорение темпов инфляции, повышение давления на курс национальной валюты, падение уровня жизни населения, рост социального напряжения в обществе).

Кроме того, в СП отмечают тот факт, что ожидание парламента относительно размера позитивной разницы сметными доходами и расходами НБУ не совсем обосновано (с этим согласилось и Главное научно-экспертное управление ВРУ). Эксперты СП указывают, что более 90% доходной части сметы Национального банка Украины составляют процентные доходы по операциям по регулированию денежно-кредитного рынка. Действительно, Нацбанк выдал громаднейший объем рефинансирования, однако, в условиях финансового кризиса также повышаются риски неполучения доходов. В частности, по оперативным данным Национального банка Украины, из начисленных доходов по кредитам в сумме 4531,2 млн грн. Национальный банк Украины не получил 1187,7 млн грн.

Также в СП резонно указали на негативные последствия того, что законом №4735-1 из текста закона Украины «О Национальном банке Украины» исключается и норма, согласно которой из объема средств, которые НБУ по итогам года перечисляет в госбюджет, 25% но не менее 1 млрд грн., ежегодно направляется на пополнение средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц, капитализацию банков и Государственного ипотечного учреждения. Подобными мерами правительство сужает свои возможности по стабилизации финансового сектора и рынка недвижимости.

Ветировав закон, В.Ющенко выдвинул свое предложение по финансированию мероприятий Евро-2012. По его мнению, проблему можно решить путем реализации программы целевого финансирования строительства объектов Евро-2012, разработанной специалистами Минфина, Нацбанка, Секретариата Президента и «Укравтодора». В соответствии с ней средства предполагается взять у банков, имеющих свободную ликвидность. У многих экономистов, такое предложение вызвало улыбку. Очевидно, что этот механизм априори не выполним хотя бы по той причине, что в банковской системе нет такого объема свободной ликвидности.

Поскольку Президент не сумел предложить действенной альтернативы финансирования Евро-2012, позиция правительства, продвигавшего идею преодоления вето, оказалась более убедительной. При этом, очевидно из политических соображений БЮТ и ПР публично проигнорировали все замечания СП, хотя, как было отмечено, некоторые из них были достаточно рациональными и аргументированными.

Вступивший в силу закон позволяет правительству решить сразу несколько проблем. Помимо того, что Кабинет министров получил «бесплатный» ресурс для финансирования подготовки Евро-2012, он дал возможность сбалансировать государственный бюджет, решив проблему нарастающего дефицита. Отчет о выполнении бюджета-2009 за I полугодие частично приоткрыл тайну сбалансирования бюджетных расходов и доходов в этом году при существенном падении последних. Как оказалось, капитальные расходы государственного бюджета в I полугодии сократились на 57,8%. Это свидетельствует, что бюджет был полностью переориентирован на финансирование социальных программ за счет замораживания инвестиционных проектов. Дополнительные доходы в размере 9,8 млрд грн. позволяют закрыть дыру по капрасходам и отчитаться по результатам года о выполнении бюджета.

Однако, напечатать деньги для финансирования капитальных расходов бюджета, большая часть из которых будет разворована, - весьма рискованный шаг. Правительству стоило бы проанализировать эффективность выполнения государственных программ на которые оно собирается потратить, свалившиеся на него деньги. К примеру, по оценкам специалистов строительство 1 м моста автомобильного мостового перехода через Днепр в Киеве в несколько десятков раз (!!!) дороже, чем строительство мостов в Китае. Несмотря на сотни миллионов гривен, выделенных на строительство метрополитена в Днепропетровске за последние десять лет не было построено ни одной станции, а автомобилисты с любопытством ищут те дороги, которые "Укравтодор" построил, на взятые в займы несколько миллиардов долларов. В данном контексте, весьма вероятно, что полученные из воздуха 9,8 млрд грн., туда же и отправятся.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!