Подробнее Запомнить город


Нацбанк напечатает деньги для Евро 2012

27.08.09
размер текста:

Верховная Рада преодолела вето Президента на закон №4735-1 и обязала НБУ дополнительно внести в бюджет 9,8 млрд грн., которые правительство намерено направить на финансирование программы подготовки страны к Евро-2012. Очевидно, что Национальный банк не располагает такой суммой, поэтому в очередной раз прибегнет к эмиссии, что станет дополнительным фактором разгона инфляции и усиления давления на национальную валюту.

Верховная Рада на внеочередной сессии после долгих дискуссий таки преодолела вето Президента Украины Виктора Ющенко на закон Украины «О внесении изменений в законы Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» и «О Национальном банке Украины», касающийся выделения Нацбанком 9,8 млрд грн. на подготовку Евро-2012. За соответствующее решение проголосовали 384 депутата (ПР - 166, БЮТ - 152, НУ-НС - 20, КПУ – 27, Блок Литвина - 19) из 409 зарегистрированных в зале.

Напомним, данный закон, совместно разработанный фракциями БЮТ и Партии регионов, был принят парламентом еще 1 июля. Он обязывал Нацбанк, помимо прибыли за 2008 год в размере 4,008 млрд грн., перечислить в госбюджет в текущем году не менее 9,8 млрд грн. прибыли за 2009 год. График перечисления денег следующий: за I полугодие регулятор обязан дополнительно внести 3,4 млрд грн. в течение трех дней с момента официального вступления закона в силу, за III квартал – 3,4 млрд грн. до 20 октября, и за IV – 3 млрд грн. до 10 ноября.

Указанные поступления предлагается направить на обеспечение подготовки и проведения в Украине Евро-2012, выделив их отдельной бюджетной программой под названием «Реализация государственной целевой программы по подготовке и проведению в Украине финальной части Чемпионата Европы по футболу 2012 года, строительству, реконструкции, развитию и содержанию сети автомобильных дорог, в том числе строительству и реконструкции мостов государственной и коммунальной собственности (включая строительство железнодорожно-автомобильного мостового перехода через реку Днепр в городе Киеве на сумму 650 млн грн.), а также по строительству метрополитена в городах Днепропетровске, Донецке, Киеве и Харькове».

Несмотря на благие цели данного закона, механизм изымания дополнительных денег с НБУ весьма противоречив. Согласно статье 5 закона Украины «О Национальном банке Украины», НБУ и его учреждения (кроме хозрасчетных, которые облагаются налогами в общем порядке) по итогам года в случае превышения сметных доходов над сметными расходами, вносят в госбюджет следующего за отчетным годом положительную разницу. Норма о перечислении Национальным банком Украины в Государственный бюджет Украины положительной разницы валовыми доходами над валовыми расходами предусмотрена также законом «О налогообложении прибыли предприятий».

При этом, с целью хронологического сбалансирования расходов и доходов бюджета, начисление и уплата налога на прибыль осуществляется поквартально. На основании этого, НБУ традиционно разбивал свой платеж на части. Однако, в этом году «по просьбе» правительства он погасил все обязательства перед бюджетом за 2008 год, уже в I квартале 2009 года, что позволило правительству снизить напряжение на фискальскую сферу в начале года, который оказался очень тяжелым для экономики.

Таким образом, Нацбанк до конца года практически ничего не был должен бюджету. Однако правительство, не  обладающее иными источниками доходов, кроме как эмиссией НБУ, все же нашло механизм и основание для того, чтобы выжать из него дополнительную сумму. Как было сказано выше, закон №4735-1 обязал банк перечислить в этом году не только превышение доходов над расходами за прошлый год но и позитивную разницу за этот. Чтобы увеличить платеж, парламент указал на то, что в условиях финансово-экономического кризиса портфель НБУ пополнился дополнительными активами. Во-первых, с октября 2008 по май 2009 года Национальным банком Украины было предоставлено банкам около 63 млрд. грн. кредитов для поддержания их ликвидности на срок от 119 до 365 дней по ставке на уровне 12-18 % годовых. Во-вторых, Министерство финансов ежеквартально уплачивает Национальному банку проценты по облигациям внутреннего государственного займа (процентная ставка составляет 17,5-20%). В-третьих, законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» с целью оздоровления банковского сектора Минфин дополнительно выпустит ОВГЗ на общую сумму 44 млрд грн., которые Национальный банк обязан выкупить не позднее 5 дней со дня получения предложения об их выкупе. По этим бумагам правительство также выплачивает проценты.

Определенная логика в этих аргументах содержится. Однако разработчики закона не учли ряд важных моментов, которые, среди прочего, были подмечены Секретариатом Президента и изложены в обоснованиях наложения вето на данный закон. В частности, эксперты СП указали, что уплата НБУ в текущем году прибыли учреждения за этот же год является авансовым финансированием расходов госбюджета. Это, в свою очередь, приведет к необходимости осуществления НБУ дополнительной, ничем не обеспеченной эмиссии со всеми негативными последствиями для экономики государства (ускорение темпов инфляции, повышение давления на курс национальной валюты, падение уровня жизни населения, рост социального напряжения в обществе).

Кроме того, в СП отмечают тот факт, что ожидание парламента относительно размера позитивной разницы сметными доходами и расходами НБУ не совсем обосновано (с этим согласилось и Главное научно-экспертное управление ВРУ). Эксперты СП указывают, что более 90% доходной части сметы Национального банка Украины составляют процентные доходы по операциям по регулированию денежно-кредитного рынка. Действительно, Нацбанк выдал громаднейший объем рефинансирования, однако, в условиях финансового кризиса также повышаются риски неполучения доходов. В частности, по оперативным данным Национального банка Украины, из начисленных доходов по кредитам в сумме 4531,2 млн грн. Национальный банк Украины не получил 1187,7 млн грн.

Также в СП резонно указали на негативные последствия того, что законом №4735-1 из текста закона Украины «О Национальном банке Украины» исключается и норма, согласно которой из объема средств, которые НБУ по итогам года перечисляет в госбюджет, 25% но не менее 1 млрд грн., ежегодно направляется на пополнение средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц, капитализацию банков и Государственного ипотечного учреждения. Подобными мерами правительство сужает свои возможности по стабилизации финансового сектора и рынка недвижимости.

Ветировав закон, В.Ющенко выдвинул свое предложение по финансированию мероприятий Евро-2012. По его мнению, проблему можно решить путем реализации программы целевого финансирования строительства объектов Евро-2012, разработанной специалистами Минфина, Нацбанка, Секретариата Президента и «Укравтодора». В соответствии с ней средства предполагается взять у банков, имеющих свободную ликвидность. У многих экономистов, такое предложение вызвало улыбку. Очевидно, что этот механизм априори не выполним хотя бы по той причине, что в банковской системе нет такого объема свободной ликвидности.

Поскольку Президент не сумел предложить действенной альтернативы финансирования Евро-2012, позиция правительства, продвигавшего идею преодоления вето, оказалась более убедительной. При этом, очевидно из политических соображений БЮТ и ПР публично проигнорировали все замечания СП, хотя, как было отмечено, некоторые из них были достаточно рациональными и аргументированными.

Вступивший в силу закон позволяет правительству решить сразу несколько проблем. Помимо того, что Кабинет министров получил «бесплатный» ресурс для финансирования подготовки Евро-2012, он дал возможность сбалансировать государственный бюджет, решив проблему нарастающего дефицита. Отчет о выполнении бюджета-2009 за I полугодие частично приоткрыл тайну сбалансирования бюджетных расходов и доходов в этом году при существенном падении последних. Как оказалось, капитальные расходы государственного бюджета в I полугодии сократились на 57,8%. Это свидетельствует, что бюджет был полностью переориентирован на финансирование социальных программ за счет замораживания инвестиционных проектов. Дополнительные доходы в размере 9,8 млрд грн. позволяют закрыть дыру по капрасходам и отчитаться по результатам года о выполнении бюджета.

Однако, напечатать деньги для финансирования капитальных расходов бюджета, большая часть из которых будет разворована, - весьма рискованный шаг. Правительству стоило бы проанализировать эффективность выполнения государственных программ на которые оно собирается потратить, свалившиеся на него деньги. К примеру, по оценкам специалистов строительство 1 м моста автомобильного мостового перехода через Днепр в Киеве в несколько десятков раз (!!!) дороже, чем строительство мостов в Китае. Несмотря на сотни миллионов гривен, выделенных на строительство метрополитена в Днепропетровске за последние десять лет не было построено ни одной станции, а автомобилисты с любопытством ищут те дороги, которые "Укравтодор" построил, на взятые в займы несколько миллиардов долларов. В данном контексте, весьма вероятно, что полученные из воздуха 9,8 млрд грн., туда же и отправятся.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!