kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Не все банки переживут осень

28.08.09
размер текста:

Отсутствие в Украине какой-либо четкой программы по спасению банковской системы приводит к достаточно плачевным последствиям. Ее финансовое состояние продолжает стремительно ухудшаться. Очевидно, что далеко не каждый коммерческий банк обладает поддержкой крупной транснациональной группы или имеет стратегического инвестора, способного влить дополнительный капитал. Поэтому запас прочности у многих финансовых учреждений очень быстро истощается. В данном контексте высока вероятность того, что осенью в Украине последует очередная волна банкротств банков.

В большинстве экономически развитых стран мира, процесс оздоровления финансового сектора подходит к своему завершению. Проблемные учреждения были оперативно рекапитализированы еще в конце прошлого года, а в текущем – они уже показывают положительный финансовый результат. В Украине ситуация развивается кардинально противоположным образом. Июль показал, что сейчас рано говорить даже о стабилизации банковской системы, а не то чтобы о восстановительных процессах.

В июле банки получили самый большой убыток с начала года - 4 млрд грн. В итоге, только за первые 7 месяцев текущего года, совокупные убытки достигли 18,3 млрд грн. Самый большой убыток в банковской системе был зафиксирован в мае – 2,7 млрд грн.

Стремительное увеличение убыточности банков объясняется опережающим ростом расходов (в январе-июле на 93,4%, до 102,8 млрд грн.) над доходами (+44,7% - до 84,4 млрд грн.). В свою очередь, опережающий рост расходов обусловлен увеличением отчислений в резервы, которые в прошлом месяце выросли на 8 млрд грн., в то время как в апреле-июне они увеличивались в среднем на 5 млрд грн. ежемесячно. Динамика последнего показателя свидетельствует о том, что в июле резко увеличился объем проблемной задолженности. Эту тенденцию провоцирует ряд факторов.

Во-первых, объективное истощение ресурсов населения и корпоративного сектора. В I полугодии официальный реальный уровень доходов населения упал на 13%, а консолидированный финансовый результат предприятий давно прогрузился в отрицательную зону. И корпорации, и население используют сейчас ресурсы, накопленные во время экономического подъема, которые являются ограниченными. Поскольку еще год назад никто не ожидал, что кризис окажется настолько глубоким, и, очевидно, весьма продолжительным, существенных накоплений на «черный день» никто не делал.

Во-вторых, рост неплатежей по кредитам провоцирует в дальнейшем девальвацию гривны. В частности, эта тенденция наблюдается в сегменте ипотеки и в автокредитах. Помимо удорожания кредита почти на 80% (июль 2009 года к июню 2008 года), в некоторых случаях падение цен просто лишило смысла обслуживать долги. Если, оставшаяся сумма платежей по кредиту достаточно велика, иногда выгоднее вернуть залоговое имущество банку, а освободившиеся ресурсы направить на покупку, значительно подешевевших квартир и автомобилей.

В-третьих, значительную роль играет потеря уверенности в необходимости обслуживать задолженность в надежде на улучшение ситуации. Если в начале года еще доминировали позитивные настроения, что спад в экономике будет временным, и доходы начнут увеличиваться уже во II полугодии, то нынче настрой куда менее оптимистичен. Несмотря на то, что летом были зафиксированы первые восстановительные тенденции, уже очевидно, что экономике выйти на докризисный уровень в ближайшем будущем не удастся. В связи с этим, население и корпорации начали все больше допускать просрочки по кредитным платежам.

Ухудшение финансового состояния банковской системы должно было сподвигнуть НБУ на оперативное реагирование. Более того, в июле был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банков» который предоставил НБУ дополнительные возможности. Однако регулятор использует преимущественно нормы, которые расширяют его административные полномочия.

В июле-августе НБУ продолжал рефинансировать банки в неограниченных количествах, однако в августе ситуация в банковской сфере еще более ухудшилась. Кроме того, регулятор:

1. Продлил еще на полгода мораторий на выплату депозитов в банках с временной администрацией. Согласно вышеназванному закону, срок моратория сокращен с шести до трех месяцев, однако для тех банков, в которых на момент его принятия уже действовала временная администрация, НБУ получил право продлить его действие еще на шесть месяцев. Таким образом, значительная часть вкладчиков все еще не может забрать свои деньги из проблемных банков. Такое решение бьет не только по деловой репутации банков, но и по всей банковской системе. Перспектива ожидать неопределенный срок свои вклады, существенно уменьшит количество желающих вкладывать депозиты в украинские банки.

2. Постановлением № 421, запретил убыточным банкам досрочно погашать свои долговые ценные бумаги, за исключением случаев погашения по цене ниже 50% номинала. Первыми воспользовались нормой, национализированные «Родовид Банк» и «Укргазбанк». Проигнорировать выплату долга по оферте до конца года и, таким образом, отсрочить возврат 2,7 млрд грн. могут еще 11 банков. Держатели облигаций возмущены действиями Нацбанка и намерены оспаривать их в судебном порядке.

3. Способствовал девальвации гривны. Во время июльской и августовской волн девальвации гривны, НБУ спокойно наблюдал, пока курс не достигал максимума, и только потом выходил на межбанк. При этом, за два месяца без всяких экономических предпосылок национальная валюта потеряла в цене 10%.

4. Не смог достичь договоренностей с Минфином по вопросу рекапитализации большинства проблемных банков. За три квартала рекапитализировано всего три банка – «Родовид», «Киев» и «Укргазбанк», тогда как помощи требуют около двух десятков. Премьер-министр Ю.Тимошенко заявила, что сама будет заниматься данным вопросом, и в течение ближайших двух месяцев правительство национализирует около 15 банков. Подобное поведение Минфина и НБУ вызывает недовольство уже и в Секретариате Президента. Как сообщил на днях постоянный представитель Президента в Кабинете министров Александр Шлапак, В.Ющенко считает позицию Национального банка Украины в вопросе рекапитализации банков «слишком закрытой». Аналогичные претензии касались и рефинансирования.

Просчеты НБУ проявятся уже в начале осени.

Низкую эффективность Нацбанка в деле стабилизации и оздоровления банковского сектора можно объяснить разными причинами. Можно этот факт попросту игнорировать, как это делает КМУ, или списать на отсутствие опыта, чем прикрывается и сам НБУ, или же вовсе отстраниться от этой темы, как сделали Президент и народные депутаты. Между тем, решать подобные задачи – прямая обязанность регулятора, что зафиксировано не только в украинском законодательстве, но и в Меморандуме об экономической и финансовой политике, утвержденным МВФ.

К сожалению, в Украине ни одна ветвь власти не способна дать объективную оценку антикризисной политике Нацбанка, а поэтому и нет оснований для привлечения к ответственности чиновников регулятора за ее провал. А поскольку руководство НБУ хорошо осознает этот факт, то эффективность его деятельности может и далее снижаться: ведь даже если вся банковская система ляжет, всегда можно найти причины, которыми объяснить «объективный» характер данного процесса.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!