kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Коксохимия: поймать момент

31.08.09
размер текста:

Коксохимия переживает кризис едва ли не легче всех других подотраслей ГМК Украины. Пользуясь этим, собственники основных коксохимов пытаются и дальше модернизировать производство.

В Министерстве промышленной политики нам подтверждают, что в июле 2009 года производство валового кокса 6% влажности увеличилось относительно июня на 11,4%, или на 154 тыс. тонн, до 1510 тыс. тонн. Лидером подотрасли остался Алчевский коксохимзавод (КХЗ), нарастивший выпуск основной продукции на 6,4% до 314 тыс. тонн, на 2-м месте – крупнейший в Европе Авдеевский КХЗ, АКХЗ (+16,9%, до 242 тыс. тонн), на 3-м – КХП комбината «АрселорМиттал Кривой Рог», АМКР (+8,8%, до 222 тыс. тонн).

Напомним, по результатам июня 2009 года отечественное производство валового кокса упало относительно мая на 3,6%, а за 7 мес. года – на 24,4%, или на 3,072 млн тонн до 9,532 млн тонн.

Летние цифры

Как видим, в июле коксохимическая промышленность повторила общую тенденцию роста в ГМК. Это привело к активизации импорта качественных коксующихся углей и, соответственно, обострению борьбы импортеров и внутренних поставщиков (подробнее на эту тему см. интервью генерального директора ассоциации «Укркокс» от 25.08.2009 – Авт.). Добавим лишь, что оживление спроса на кокс привело к росту цен на коксующиеся угли. Так, к концу августа цены на угли украинских госпредприятий при внутренних поставках, по данным центра «Держзовнишинформ», были такими (грн./тонн с НДС FCA ст. отправления): марки Ж – на уровне 650, К – 600-610, ОС – 550-560. Тогда как импортные концентраты марки К ныне стоят до 100 долл./тонн DAF/FOB, марки Г – 70-75 долл./тонн, а Ж – 360-365 долл./тонн. С другой стороны, «наши» угли летом экспортировались в Турцию и Египет.

Что же касается собственно кокса, то в середине августа он на внутреннем рынке также подорожал – впервые за 2 месяца. Стоимость достигла 1100-1300 грн./тонн с НДС FCA ст. отправления, а это на 15-20% дороже, чем месяцем ранее. На экспорт доменный кокс к концу августа отправлялся по 135-155 долл./тонн (граница Украины). Акцентируем, что в летние месяцы около 90% отечественного экспорта кокса пришлось на Турцию, Россию и Болгарию. Причем отмечены крупные поставки не только доменного и литейного кокса, но и коксовой мелочи, которая заняла 5-10% в общей структуре экспорта. И по оперативным данным Минпромполитики, в июле 2009 года украинский экспорт кокса вырос относительно июня едва ли не в 3 раза, до 17-18 млн долл. в стоимостном выражении. Тогда как за январь-июль спад экспорта «в деньгах» составил примерно 50%.

Импорт кокса в июле, по предварительной информации, составил примерно 3 млн долл., тогда как в июне из-за низкого спроса на металлорынках кокс в нашу страну не завозился. А за 7 мес. года импорт составил всего 3,6 млн долл. – падение в годовом сравнении почти на 100%.

Жизнь налаживается

Есть основания считать, что июльский рост производства сохранится, по крайней мере, в августе, отражая увеличение выпуска металлопродукции. Дальнейшая ситуация будет зависеть, прежде всего, от того, случится ли таки осенью в стране ожидаемое обострение кризиса. И, конечно, от конъюнктуры мировых металлорынков. Но в любом случае производство кокса в Украине в сентябре прогнозируется на уровне 1,4 млн тонн, из которых почти весь объем будет потреблен на внутреннем рынке. По оценкам объединения «Металлургпром», для выпуска такого количества продукции отечественным коксохимам достаточно порядка 1,65 млн тонн украинского и до 0,5 млн тонн импортного угля.

При этом основные производители кокса стремятся использовать даже незначительное улучшение конъюнктуры для продолжения модернизации производственных мощностей, ведь степень их износа в КХЗ Украины очень высока. Считается, что самое сложное положение в этом смысле на заводах приднепровской группы – «Баглейкоксе» (Днепродзержинск), Днепродзержинском коксохиме и «Днепрококсе» (Днепропетровск), ныне входящих в холдинг «Евраз».

В то время как отраслевые лидеры – АМКР, Индустриальный союз Донбасса и Метинвест - до кризиса развернули масштабные программы обновления своих коксохимов и даже сейчас пытаются их поддерживать. Например, неоднократно говорилось о крупной программе реконструкции КХП АМКР. А на входящем в группу Рината Ахметова АКХЗ в 2009 году продолжается возведение новой батареи №4 ежегодной проектной мощностью 690 тыс. тонн. В целом в нынешнем году завод проводит такие основные работы: замена устаревшего оборудования в цеху улавливания №1; реконструкция бензольного отделения одного из цехов; восстановление силосов закрытых угольных складов в углеподготовительных цехах (март 2009 – начало 2010). Годовая смета модернизации производства – более 14 млн грн. Так что будет не удивительно, если и в коксохимической «области» (а не только в железорудной) «Метинвест» и АМКР покинут кризис более развитыми, чем большинство конкурентов.

Вообще же сегодня реконструкция отечественных КХЗ развивается по таким основным направлениям:

- улавливание и использование коксового газа, пример – АКХЗ, уже давно внедривший у себя когенерационную электростанцию на данном газе и, среди прочего, продающий электричество и на свободном рынке;

- внедрение технологий сухого тушения кокса, позволяющих заметно повысить качество продукции;

- модернизация химических цехов согласно современным разработкам украинских и иностранных отраслевых НИИ.

Прочь от кокса?

Но это лишь одна сторона вопроса. Добавим, что в настоящее время предприятия различных подотраслей ГМК осваивают не только газо- (пылеугольное топливо - ПУТ), но и коксозаменяющие энергосберегающие технологии. К примеру, не только экономия кокса, но и его частичная замена иными материалами возможна в аглодоменном переделе черной металлургии, а также при производстве ферросплавов и др. Заменой могут быть альтернативные углеродистые восстановители.

Так, Институт черной металлургии им.академика Некрасова в последнее время разработал некоторые новые предложения в этой сфере. В частности, при выплавке чугуна предлагается заменять существенную часть кокса углем-антрацитом (до 50-80 кг на 1 тонн чугуна), притом метод уже опробован на АМКР.

Подобное же предлагается и для многотоннажного производства марганцевых ферросплавов, где – наряду с замещением кокса – антрацит можно применять при агломерации марганцевых концентратов (до 30% антрацита в составе аглошихты). На Никопольском заводе ферросплавов уже освоен промышленный выпуск электродной массы с заменой кокса прокаленным антрацитом. А на Запорожском ферросплавном заводе осваивается выплавка марганцевых ферросплавов с заменой антрацитом части кокса-орешка (до 35%).

Эти и аналогичные технологии уже в 2011-2012 гг. могут привести к заметному снижению спроса на кокс в Украине, что вынудит коксохимиков во избежание простоя мощностей активно искать новые внешние рынки сбыта. Пока же, по результатам текущего года, ожидается, что отечественный выпуск кокса упадет относительно 2008 года примерно на 13%, до уровня 17 млн тонн. Кстати, это самый низкий прогнозный показатель среди всех подотраслей ГМК: металлопроизводство, как ожидается, снизится по итогам года примерно на 20%, добыча железных руд – на 18%, выпуск железорудного агломерата – на 21%, труб – на 35%, и т.п. А значит, коксохимический бизнес остается одним из наиболее привлекательных в горно-металлургическом комплексе страны.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!