kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Коксохимия: поймать момент

31.08.09
размер текста:

Коксохимия переживает кризис едва ли не легче всех других подотраслей ГМК Украины. Пользуясь этим, собственники основных коксохимов пытаются и дальше модернизировать производство.

В Министерстве промышленной политики нам подтверждают, что в июле 2009 года производство валового кокса 6% влажности увеличилось относительно июня на 11,4%, или на 154 тыс. тонн, до 1510 тыс. тонн. Лидером подотрасли остался Алчевский коксохимзавод (КХЗ), нарастивший выпуск основной продукции на 6,4% до 314 тыс. тонн, на 2-м месте – крупнейший в Европе Авдеевский КХЗ, АКХЗ (+16,9%, до 242 тыс. тонн), на 3-м – КХП комбината «АрселорМиттал Кривой Рог», АМКР (+8,8%, до 222 тыс. тонн).

Напомним, по результатам июня 2009 года отечественное производство валового кокса упало относительно мая на 3,6%, а за 7 мес. года – на 24,4%, или на 3,072 млн тонн до 9,532 млн тонн.

Летние цифры

Как видим, в июле коксохимическая промышленность повторила общую тенденцию роста в ГМК. Это привело к активизации импорта качественных коксующихся углей и, соответственно, обострению борьбы импортеров и внутренних поставщиков (подробнее на эту тему см. интервью генерального директора ассоциации «Укркокс» от 25.08.2009 – Авт.). Добавим лишь, что оживление спроса на кокс привело к росту цен на коксующиеся угли. Так, к концу августа цены на угли украинских госпредприятий при внутренних поставках, по данным центра «Держзовнишинформ», были такими (грн./тонн с НДС FCA ст. отправления): марки Ж – на уровне 650, К – 600-610, ОС – 550-560. Тогда как импортные концентраты марки К ныне стоят до 100 долл./тонн DAF/FOB, марки Г – 70-75 долл./тонн, а Ж – 360-365 долл./тонн. С другой стороны, «наши» угли летом экспортировались в Турцию и Египет.

Что же касается собственно кокса, то в середине августа он на внутреннем рынке также подорожал – впервые за 2 месяца. Стоимость достигла 1100-1300 грн./тонн с НДС FCA ст. отправления, а это на 15-20% дороже, чем месяцем ранее. На экспорт доменный кокс к концу августа отправлялся по 135-155 долл./тонн (граница Украины). Акцентируем, что в летние месяцы около 90% отечественного экспорта кокса пришлось на Турцию, Россию и Болгарию. Причем отмечены крупные поставки не только доменного и литейного кокса, но и коксовой мелочи, которая заняла 5-10% в общей структуре экспорта. И по оперативным данным Минпромполитики, в июле 2009 года украинский экспорт кокса вырос относительно июня едва ли не в 3 раза, до 17-18 млн долл. в стоимостном выражении. Тогда как за январь-июль спад экспорта «в деньгах» составил примерно 50%.

Импорт кокса в июле, по предварительной информации, составил примерно 3 млн долл., тогда как в июне из-за низкого спроса на металлорынках кокс в нашу страну не завозился. А за 7 мес. года импорт составил всего 3,6 млн долл. – падение в годовом сравнении почти на 100%.

Жизнь налаживается

Есть основания считать, что июльский рост производства сохранится, по крайней мере, в августе, отражая увеличение выпуска металлопродукции. Дальнейшая ситуация будет зависеть, прежде всего, от того, случится ли таки осенью в стране ожидаемое обострение кризиса. И, конечно, от конъюнктуры мировых металлорынков. Но в любом случае производство кокса в Украине в сентябре прогнозируется на уровне 1,4 млн тонн, из которых почти весь объем будет потреблен на внутреннем рынке. По оценкам объединения «Металлургпром», для выпуска такого количества продукции отечественным коксохимам достаточно порядка 1,65 млн тонн украинского и до 0,5 млн тонн импортного угля.

При этом основные производители кокса стремятся использовать даже незначительное улучшение конъюнктуры для продолжения модернизации производственных мощностей, ведь степень их износа в КХЗ Украины очень высока. Считается, что самое сложное положение в этом смысле на заводах приднепровской группы – «Баглейкоксе» (Днепродзержинск), Днепродзержинском коксохиме и «Днепрококсе» (Днепропетровск), ныне входящих в холдинг «Евраз».

В то время как отраслевые лидеры – АМКР, Индустриальный союз Донбасса и Метинвест - до кризиса развернули масштабные программы обновления своих коксохимов и даже сейчас пытаются их поддерживать. Например, неоднократно говорилось о крупной программе реконструкции КХП АМКР. А на входящем в группу Рината Ахметова АКХЗ в 2009 году продолжается возведение новой батареи №4 ежегодной проектной мощностью 690 тыс. тонн. В целом в нынешнем году завод проводит такие основные работы: замена устаревшего оборудования в цеху улавливания №1; реконструкция бензольного отделения одного из цехов; восстановление силосов закрытых угольных складов в углеподготовительных цехах (март 2009 – начало 2010). Годовая смета модернизации производства – более 14 млн грн. Так что будет не удивительно, если и в коксохимической «области» (а не только в железорудной) «Метинвест» и АМКР покинут кризис более развитыми, чем большинство конкурентов.

Вообще же сегодня реконструкция отечественных КХЗ развивается по таким основным направлениям:

- улавливание и использование коксового газа, пример – АКХЗ, уже давно внедривший у себя когенерационную электростанцию на данном газе и, среди прочего, продающий электричество и на свободном рынке;

- внедрение технологий сухого тушения кокса, позволяющих заметно повысить качество продукции;

- модернизация химических цехов согласно современным разработкам украинских и иностранных отраслевых НИИ.

Прочь от кокса?

Но это лишь одна сторона вопроса. Добавим, что в настоящее время предприятия различных подотраслей ГМК осваивают не только газо- (пылеугольное топливо - ПУТ), но и коксозаменяющие энергосберегающие технологии. К примеру, не только экономия кокса, но и его частичная замена иными материалами возможна в аглодоменном переделе черной металлургии, а также при производстве ферросплавов и др. Заменой могут быть альтернативные углеродистые восстановители.

Так, Институт черной металлургии им.академика Некрасова в последнее время разработал некоторые новые предложения в этой сфере. В частности, при выплавке чугуна предлагается заменять существенную часть кокса углем-антрацитом (до 50-80 кг на 1 тонн чугуна), притом метод уже опробован на АМКР.

Подобное же предлагается и для многотоннажного производства марганцевых ферросплавов, где – наряду с замещением кокса – антрацит можно применять при агломерации марганцевых концентратов (до 30% антрацита в составе аглошихты). На Никопольском заводе ферросплавов уже освоен промышленный выпуск электродной массы с заменой кокса прокаленным антрацитом. А на Запорожском ферросплавном заводе осваивается выплавка марганцевых ферросплавов с заменой антрацитом части кокса-орешка (до 35%).

Эти и аналогичные технологии уже в 2011-2012 гг. могут привести к заметному снижению спроса на кокс в Украине, что вынудит коксохимиков во избежание простоя мощностей активно искать новые внешние рынки сбыта. Пока же, по результатам текущего года, ожидается, что отечественный выпуск кокса упадет относительно 2008 года примерно на 13%, до уровня 17 млн тонн. Кстати, это самый низкий прогнозный показатель среди всех подотраслей ГМК: металлопроизводство, как ожидается, снизится по итогам года примерно на 20%, добыча железных руд – на 18%, выпуск железорудного агломерата – на 21%, труб – на 35%, и т.п. А значит, коксохимический бизнес остается одним из наиболее привлекательных в горно-металлургическом комплексе страны.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!