kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Укрмаш впал в кому

01.09.09
размер текста:

Итоги работы ведущих предприятий украинского машиностроения в январе-июле вынуждают сравнить его с пациентом, находящимся в реанимации. Так, в июле объемы производства готовой продукции по отрасли уменьшились до 47,1%, а в целом за 7 мес. – до 47,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Все это никак не увязывается с бодрыми заявлениями премьера о начале выхода промышленности из кризиса.

Глубокий спад затронул все без исключения подотрасли. К примеру, взять ситуацию в сельхозмаше. За январь-июль его предприятия изготовили 432 трактора, что составляет лишь 10% от объема за тот же период 2008 года. Причем в июле производство сократилось на 2% по сравнению с предыдущим месяцем. В отсутствие заказов простаивают крупнейшие участники рынка: Херсонский машзавод, кировоградская «Красная звезда», Харьковский тракторный завод. Последний, кстати, по итогам I полугодия показал увеличение чистого убытка в 1,72 раза, до 154,97 млн грн. На более мелких предприятиях типа «Уманьсельмаш» аналогичная ситуация. Хотя, казалось бы, ничего не мешает правительству в 2009 году 6,5 млрд грн. из стабилизационного фонда потратить не на выдачу актов собственности на приусадебные участки (эксперты утверждают, что на самом деле для этого необходимо примерно 450 млн грн.), а направить эти средства на льготное кредитование под покупку отечественной сельхозтехники. Впрочем, это явно не даст желаемую реакцию массового электората, а она накануне президентских выборов для главы правительства гораздо важнее, чем спасение того же сельхозмаша.

Это относится и к производству бытовой техники. За 7 мес. выпуск стиральных машин в Украине сократился на 31,5%, до 96700 шт. Ведущий производитель, донецкий «Норд», в январе-июле был вынужден уменьшить производство холодильников на 34,1%, до 101 тыс. шт. Не помогла и введенная 13% дополнительная надбавка к пошлине на импорт холодильников. Поскольку развитые страны преодолевают негативные тенденции в экономике не только путем тарифной защиты национального производителя, но еще и стимулируя внутренний спрос - через разворачивание потребительского кредитования. Таким путем пошли, в частности, Франция и Германия, которые уже объявили о выходе из рецессии. У нас же антикризисные программы, по сути, носят чисто декларативный характер. Иначе как объяснить, что широко разрекламированная антикризисная господдержка дает столь провальные результаты?

Особенно тревожно выглядит ситуация в тяжелом машиностроении. Так, в январе-июле выпуск металлообрабатывающих станков уменьшился на 60,8%, до 62 шт., деревообрабатывающих на 66,4%, до 484 шт. К примеру, тот же Мелитопольский станкостроительный завод им.23 октября за 6 мес. вдвое снизил производство, получив чистый убыток 295 тыс. грн. против чистой прибыли, полученной годом ранее. Ухудшились финансовые показатели и «Запорожкрана», ведущего украинского предприятия в области краностроения. Поскольку выпуск передвижных кранов в январе-июле сократился на 64,3%, до 81 шт.

Не лучше обстоят дела и у отечественных вагоностроителей. Так, Крюковский завод по итогам I полугодия сократил производство на 2876 вагонов, что составило 77% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Столь масштабное падение на предприятии связывают с отсутствием рыночного спроса на продукцию вагоностроения. В частности, осложняющим фактором для КВСЗ стало сокращение заказов «Укрзализныци» на пассажирские вагоны. Эксперты прогнозируют, что по итогам текущего года объемы производства на «Азовмаше» при оптимистическом сценарии сократятся на 20-25%, на Стахановском вагоностроительном заводе – на 40-45%, а на «Днепровагонмаше» и «Лугансктепловозе» и вовсе произойдет тройное сокращение производства.

От полной остановки предприятия транспортного машиностроения спасают лишь зарубежные заказчики. Так, «Азовмашу», несмотря на трудности, удается наращивать производство железнодорожных цистерн. СВСЗ поставил 100 платформ для Латвийских железных дорог, а также приступил к реализации контракта на 300 минераловозов для российского «Еврохима».

В свою очередь, КВСЗ получил российский заказ на 1000 вагонов-зерновозов и поставил 200 спецвагонов в Латвию. Подобные достижения есть и у предприятий энергомаша. В частности, харьковский «Турбоатом» в I полугодии увеличил чистую прибыль с 28,76 млн грн. до 51,04 млн грн. Это объясняется наличием у предприятия портфеля долгосрочных заказов от зарубежных компаний, сформированного в 2007-2008 гг.

Однако последний пример скорее является исключением, лишь подтверждающим общее правило. И заключается оно в том, что спасение утопающих в период кризиса продолжает оставаться предметом непосредственной заботы самих утопающих – вопреки победным реляциям премьера. А ведь машиностроение генерирует развитие остальных отраслей экономики, в том числе транспорта, сельского хозяйства и металлургии. Поскольку оно, помимо прочего, является еще и крупным потребителем металлопродукции. И это не говоря уже о производстве продукции с высокой добавленной стоимостью и количестве рабочих мест в смежных отраслях.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.
10.02.17, Ярослав Ярош
Российская нефтяная компания "Лукойл" завершает процесс продажи своего последнего крупного актива в Украине – химического предприятия "Карпатнафтохим" (Калуш, Ивано-Франковская область). С конечными бенефициарами этой покупки еще надо разбираться. А вот главным промоутером сделки смело можно назвать министра топлива и энергетики Украины Игоря Насалыка, бывшего калушского мэра.
07.02.17, Максим Полевой
В начале года мировые металлорынки поддерживают общий тонус цен и спроса, который сохранится и в последующие месяцы. Украинские же металлурги, утратив часть экспортных объемов, рассчитывают на рост внутреннего потребления.
03.02.17, Галина Резник
Прогнозы по рынку железной руды становятся все более расплывчатыми: хотя тенденции в отношении поставок практически очевидны, предсказать уровень спроса – непростая задача. Этот уровень зависит, в первую очередь, от закупок крупнейшего потребителя – Китая, но ручное управление экономикой в Поднебесной зачастую приводит к непредсказуемым последствиям.
01.02.17, Ярослав Ярош
Два года украинский топливный рынок валился с ног, теряя объемы. В 2016-м кризис, похоже, остался позади. По итогам года по всем трем базовым нефтепродуктам – бензин, ДТ, сжиженный газ – зафиксирован рост продаж. Трейдеры называют две основные причины оздоровления: сужение теневого сегмента и увеличение спроса со стороны промышленности.
30.01.17, Игорь Воронцов
Глава НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев заявил о готовности избавиться от зарубежных нефтедобывающих активов компании, заодно посетовав на отсутствие желающих их купить. На фоне перманентного падения объемов добычи нефти в самой Украине подобная стратегия выглядит как минимум недальновидной.
27.01.17, Максим Полевой
В 2016 году мировая экономика росла рекордно медленными темпами, а в текущем может "взбодриться" за счет Соединенных Штатов Америки и Китая. Украина тоже имеет шанс на стабилизацию, хотя в то же время и ряд рисков.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!