kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Укрмаш впал в кому

01.09.09
размер текста:

Итоги работы ведущих предприятий украинского машиностроения в январе-июле вынуждают сравнить его с пациентом, находящимся в реанимации. Так, в июле объемы производства готовой продукции по отрасли уменьшились до 47,1%, а в целом за 7 мес. – до 47,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Все это никак не увязывается с бодрыми заявлениями премьера о начале выхода промышленности из кризиса.

Глубокий спад затронул все без исключения подотрасли. К примеру, взять ситуацию в сельхозмаше. За январь-июль его предприятия изготовили 432 трактора, что составляет лишь 10% от объема за тот же период 2008 года. Причем в июле производство сократилось на 2% по сравнению с предыдущим месяцем. В отсутствие заказов простаивают крупнейшие участники рынка: Херсонский машзавод, кировоградская «Красная звезда», Харьковский тракторный завод. Последний, кстати, по итогам I полугодия показал увеличение чистого убытка в 1,72 раза, до 154,97 млн грн. На более мелких предприятиях типа «Уманьсельмаш» аналогичная ситуация. Хотя, казалось бы, ничего не мешает правительству в 2009 году 6,5 млрд грн. из стабилизационного фонда потратить не на выдачу актов собственности на приусадебные участки (эксперты утверждают, что на самом деле для этого необходимо примерно 450 млн грн.), а направить эти средства на льготное кредитование под покупку отечественной сельхозтехники. Впрочем, это явно не даст желаемую реакцию массового электората, а она накануне президентских выборов для главы правительства гораздо важнее, чем спасение того же сельхозмаша.

Это относится и к производству бытовой техники. За 7 мес. выпуск стиральных машин в Украине сократился на 31,5%, до 96700 шт. Ведущий производитель, донецкий «Норд», в январе-июле был вынужден уменьшить производство холодильников на 34,1%, до 101 тыс. шт. Не помогла и введенная 13% дополнительная надбавка к пошлине на импорт холодильников. Поскольку развитые страны преодолевают негативные тенденции в экономике не только путем тарифной защиты национального производителя, но еще и стимулируя внутренний спрос - через разворачивание потребительского кредитования. Таким путем пошли, в частности, Франция и Германия, которые уже объявили о выходе из рецессии. У нас же антикризисные программы, по сути, носят чисто декларативный характер. Иначе как объяснить, что широко разрекламированная антикризисная господдержка дает столь провальные результаты?

Особенно тревожно выглядит ситуация в тяжелом машиностроении. Так, в январе-июле выпуск металлообрабатывающих станков уменьшился на 60,8%, до 62 шт., деревообрабатывающих на 66,4%, до 484 шт. К примеру, тот же Мелитопольский станкостроительный завод им.23 октября за 6 мес. вдвое снизил производство, получив чистый убыток 295 тыс. грн. против чистой прибыли, полученной годом ранее. Ухудшились финансовые показатели и «Запорожкрана», ведущего украинского предприятия в области краностроения. Поскольку выпуск передвижных кранов в январе-июле сократился на 64,3%, до 81 шт.

Не лучше обстоят дела и у отечественных вагоностроителей. Так, Крюковский завод по итогам I полугодия сократил производство на 2876 вагонов, что составило 77% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Столь масштабное падение на предприятии связывают с отсутствием рыночного спроса на продукцию вагоностроения. В частности, осложняющим фактором для КВСЗ стало сокращение заказов «Укрзализныци» на пассажирские вагоны. Эксперты прогнозируют, что по итогам текущего года объемы производства на «Азовмаше» при оптимистическом сценарии сократятся на 20-25%, на Стахановском вагоностроительном заводе – на 40-45%, а на «Днепровагонмаше» и «Лугансктепловозе» и вовсе произойдет тройное сокращение производства.

От полной остановки предприятия транспортного машиностроения спасают лишь зарубежные заказчики. Так, «Азовмашу», несмотря на трудности, удается наращивать производство железнодорожных цистерн. СВСЗ поставил 100 платформ для Латвийских железных дорог, а также приступил к реализации контракта на 300 минераловозов для российского «Еврохима».

В свою очередь, КВСЗ получил российский заказ на 1000 вагонов-зерновозов и поставил 200 спецвагонов в Латвию. Подобные достижения есть и у предприятий энергомаша. В частности, харьковский «Турбоатом» в I полугодии увеличил чистую прибыль с 28,76 млн грн. до 51,04 млн грн. Это объясняется наличием у предприятия портфеля долгосрочных заказов от зарубежных компаний, сформированного в 2007-2008 гг.

Однако последний пример скорее является исключением, лишь подтверждающим общее правило. И заключается оно в том, что спасение утопающих в период кризиса продолжает оставаться предметом непосредственной заботы самих утопающих – вопреки победным реляциям премьера. А ведь машиностроение генерирует развитие остальных отраслей экономики, в том числе транспорта, сельского хозяйства и металлургии. Поскольку оно, помимо прочего, является еще и крупным потребителем металлопродукции. И это не говоря уже о производстве продукции с высокой добавленной стоимостью и количестве рабочих мест в смежных отраслях.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!