kjsdsf
Подробнее Запомнить город


В недалеком газовом будущем

02.09.09
размер текста:

Около десяти лет назад смекалистые менеджеры «Газпрома» изобрели новый вид стратегического оружия, взяв на себя роль реэкспортера туркменского газа в страны Европы. В этой роли «Газпром» добился блестящих результатов, не говоря уже о финансовых показателях. В частности, российский газовый монополист обрел влияние на большинство стран Европы, которые оказались в газовой мышеловке Белокаменной. Однако последние решения Туркменистана, по мнению экспертов, должны перевернуть мировой газовый рынок и изменить точки влияния.

После развала Советского Союза газовые умы Белокаменной довольно быстро поняли, что газ можно сделать мощным стратегическим оружием, не говоря уже о том, что на этом можно хорошо заработать. Поэтому долгие годы менеджеры «Газпрома» вели переговоры с Туркменистаном, и в начале 2000-х годов им удалось добиться статуса монопольного реэкспортера туркменского газа в страны Европы, ежегодно закупая до 50 млрд куб. м газа. До того времени крупнейшим экспортером туркменского газа была Украина. Однако украинским газовым чиновникам не удалось добиться успеха российских газовиков, а причина тому - расположение сети газопроводов, проходящих по территории России.

Естественно, без согласия России рассчитывать на успех в данном вопросе было глупо. Спустя несколько лет «Газпром» начал активно применять свое газовое оружие на практике: несколько раз имели место так называемые газовые войны, в результате которых некоторые европейские страны замерзали зимой, повышение цен на газ и ряд других «акций». Причем в возникновении газовых войн «Газпром» неоднократно обвинял Украину, как крупнейшего транзитера российского газа в Европу. Учитывая обстоятельства, Европе приходилось считаться с Россией и идти на ряд уступок. Другими словами, Россия активно диктовала свои условия для ряда стран.

Однако события на газовом рынке в скором времени обещают изменить точки влияния в этой сфере. Ключевым конфликтом стал так называемый взрыв на российском газопроводе в апреле текущего года. Правительство Туркменистана уверено, что взрыв был инициирован «Газпромом». Причиной могло стать снижение мировых цен на газ, а, соответственно, падение спроса на голубое топливо. «Газпрому» на тот момент не нужны были избыточные объемы газа, а контракт не позволял сократить их на деловом уровне. Поэтому «Газпром», по мнению Туркменистана, решил приостановить их таким образом. Как бы там ни было, однако обе стороны до сих пор не обговорили новые условия поставок.

Изменить роли игроков на газовом рынке Европы должен запуск газопровода «Набукко». С его запуском роль «Газпрома» как газового монополиста сведется к минимуму. В частности, Туркменистан готов начать поставки газа в Иран и Китай, однако львиный объем топлива в страны Европы предполагается направить по газопроводу «Набукко». Взрыв на газопроводе в апреле не являлся первопричиной изменения схемы поставок газа на европейском рынке. Более весомой причиной, по мнению экспертов, является обеспокоенность ЕС фактом давления на европейские страны со стороны России с помощью голубого топлива. И, несмотря на обвинения "Газпрома" в адрес Украины по поводу газовых конфликтов, чиновники ЕС прекрасно понимали, кто был их инициатором и кому они наиболее выгодны. Поэтому ЕС давно вел переговоры с правительством Туркменистана о возможности изменения маршрута поставок газа в Европу. И в этом году, как показывает практика, удалось добиться блестящего результата.

Что же ожидает "Газпром" в случае диверсификации поставок газа? Незначительное снижение объемов поставок газа, связанные с мировым финансовым кризисом, уже ощутимо ударили по финансовому состоянию компании. «Незначительное снижение» имеется в виду по сравнению с тем, что ждет «Газпром» в будущем в результате диверсификации поставок газа. В частности, чистая прибыль «Газпрома» в I квартале 2009 года упала по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в 2,6 раза - до 103,679 млрд руб. А диверсификация объемов поставок газа обещает существенно отличаться от нынешней. К примеру, если взять Украину, которая до недавнего времени потребляла около 70 млрд куб. м газа, 50 из которых были импортированы из России, то вскоре прогноз закупок газа у «Газпрома» был снижен до 40 млрд куб. м, а весной этого года – до 33 млрд куб. м. В будущем году Украина планирует закупать у «Газпрома» на порядок меньше – до 25 млрд куб. м. Однако данная цифра еще является предметом двухсторонних переговоров, так как одного желания Украины в этом вопросе недостаточно.

Напомним, что Украину и Россию связывает газовый контракт, подписанный украинским правительством и руководством «Газпрома» в этом году.

Особенностями контракта между НАК «Нафтогаз» и «Газпромом» является сохранение объемов закупок газа, утвержденных в контракте. В случае их изменения, Украина вынуждена за полгода предупредить о своем решени поставщика. Ранее Украина выразила желание снизить объемы закупок, однако «Газпром» не пошел навстречу. Вот такие особенности контракта «по соглашению сторон». Поэтому выйти из данного контракта Украина сможет лишь путем выплаты штрафных санкций, что, в принципе, является наиболее оптимальным вариантом.

Первый шаг в направлении диверсификации поставок газа предпринял Президент Украины Виктор Ющенко. Как сообщил посол Украины в Ашхабаде Виктор Майко, в середине сентября текущего года Ашхабад ожидает визита украинского Президента. Одним из вопросов, которые планируют обсудить Виктор Ющенко и туркменский лидер Курбанкули Бердымухамедов, является возобновление прямых поставок газа из Туркменистана в объеме до 15 млрд куб. м в год. «Туркменистан как главный экспортер газа и Украина как основной импортер могли бы инициировать переговоры о прямых поставках, как это было когда-то. Это было бы справедливо и логично», - сказал Виктор Майко.

Виктор Майко считает, что на согласование данного вопроса может уйти от полугода до года, таким образом, в следующем году Украина теоретически может рассчитывать на прямые поставки газа из Туркменистана.

Кроме того, Украина намерена также обсудить возможность строительства одной из веток газопровода «Набукко» по ее территории через Каспий, Кавказ по черноморскому мелководью в Феодосию, а также участие украинских компаний в строительстве объектов в Туркменистане. Вторая ветка газопровода «Набукко» пройдет через Турцию. «В том случае, если будут реализовываться каспийские маршруты, то Украина готова предложить серьезный пакет. Речь идет об участии Украины не как потребителя, а как активного участника проекта», - заявил посол.

Также Виктор Майко упомянул, что данный вопрос будет решаться с участием трех сторон: Украины, России и Туркменистана. Это говорит о том, что на данном этапе Украина еще создает видимость дипломатического партнера. Однако если переговоры с Туркменистаном пройдут удачно, вероятнее всего, «Газпром» просто обойдут стороной. И, скорее всего, Украина в полном объеме перейдет на импорт газа из Туркменистана. Как к такому повороту событий отнесется «Газпром» покажет недалекое будущее. Будет ли он демпинговать, пытаясь сохранить рынки сбыта, или же будет давить на клиентов непомерным повышением цен – неизвестно. Однако, учитывая плачевное финансовое состояние «Газпрома» и многомиллиардные долги, более вероятен второй вариант. Поэтому прогнозируемая цена российского газа в январе-марте 2010 года на уровне 240 долл./тыс. куб. м, может резко измениться и в Украину снова придет тяжелая зима.

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!