kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Россияне помогают украинцам банкротить «Нафтогаз»

02.09.09
размер текста:

Группа держателей еврооблигаций НАК «Нафтогаз Украины» на сумму около 100 млн долл. или 20% от общего объема выпуска выступила против возможной реструктуризации долга украинской госмонополии. Несмотря на то, что большая часть держателей долговых бумаг скрыта за оффшорными структурами, часть кредиторов засветили свои связи с российским госкапиталом, что позволяет идентифицировать заказчика атаки на НАК. В случае, если доля радикально настроенных держателей облигаций достигнет 25% - «Нафтогазу» придется рассчитаться в срок по своим долгам либо признать себя банкротом.

В преддверии президентских выборов 2004 года НАК «Нафтогаз Украины» осуществил полмиллиардный долларовый заем путем эмиссии пятилетних еврооблигаций на 500 млн долл. Куда были потрачены эти суммы, очевидно, останется тайной. Однако судя по тому, что следующий председатель правления НАКа А.Ивченко спустя полгода жаловался на нехватку ликвидности, можно предположить, что деньги из компании были выведены. По неофициальной информации, часть займа была «помощью» соседнего братского народа тогдашнему провластному кандидату, а взамен, украинская сторона предоставила инструмент контроля над «Нафтогазом». Стоит напомнить, что в 2004 году обороты госмонополии были намного меньше нынешних поэтому контроль над корпоративным долгом в размере 500 млн долл. стал действенным рычагом влияния на компанию. Новое руководство в 2005 году не стало проводить расследование относительно расхищения иностранных кредитов «Нафтогаза», скорее потому, что само активно влезало в зарубежные долги.

Очевидно, государственную монополию можно было бы общипывать еще некоторое время, но помешал финансовый кризис. Однако, острый дефицит ликвидности актуализировал те проблемы, которые с трудом, но удавалось скрывать в благоприятные времена.

С этого года НАКу придется рассчитываться по всем тем обязательствам, которыми компания обрастала в последние годы. Только до конца 2009 года «Нафтогазу» необходимо погасить кредит госбанкам в размере - 18,7 млрд,  а также 500 млн долл. выделить на погашение еврооблигаций. Кроме облигаций, иностранцам «Нафтогаз» должен по прямым кредитам Depha Bank - 220 млн долл., CSI - 550 млн долл. и Deutsche Bank - 395,2 млн долл., срок погашения которых приходится на 2009-2012 гг. С учетом еврооблигаций и процентов общая сумма выплат составляет около 1,78 млрд долл., в том числе в этом году около 650 млн долл., в следующем - около 570 млн долл.

Поскольку, взятые взаймы деньги были потрачены далеко не на инвестиционные проекты, то обороты «Нафтогаза» за последние 5 лет выросли только благодаря подорожанию газа и платы за транзит. Правда, поскольку соответственно выросли и издержки компании, то платежеспособность ее, как минимум, не улучшилась. Уже в этом году НАК с трудом обеспечивает ежемесячную оплату закупок российского газа, не говоря о финансировании инвестиционных проектов.

Финансовое состояние компании на фоне инертных мировых кредитных рынков сегодня выглядит весьма пессимистичным. По итогам I полугодия, неконсолидированный чистый убыток НАКа по украинским стандартам бухгалтерского учета составил почти 2 млрд грн. Помимо внешних факторов, негативную роль сыграло ухудшение оплаты за газ по экономике, снижение спроса на газ ввиду экономического кризиса, предоставление льгот для большинства категорий потребителей и отдельных отраслей хозяйственного комплекса страны. К слову, аналогичный период 2008 года госхолдинг завершил с чистой прибылью в размере 3,1 млрд грн.

Очевидно, что обслужить все обязательства за счет собственных средств «Нафтогаз» не сможет. При этом, внешние финансовые рынки сейчас закрыты, в частности для компаний с преддефолтным состоянием. К слову, 30 июля кредитное агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг НАКа по корпоративным облигациям в иностранной валюте до уровня «CC»/Rating Watch «Негативный», который уже относится к группе дефолтных. Данный рейтинг отображает ожидания инвесторов в грядущей неплатежеспособности компании. 

Вероятно «Нафтогазу» стоит забыть о внешних кредитах на ближайшие несколько лет. Оптимальным выходом в данной ситуации для НАКа была бы реструктуризация задолженности. Однако, если украинские госбанки по команде правительства готовы не только реструктуризировать, но и вовсе простить долги государственной компании, то иностранные инвесторы куда менее щедры.

Осознавая трудности в переговорах с зарубежными кредиторами, Кабинет министров в конце июля постановлением №762 поручил Минфину принять меры по реструктуризации задолженности НАКа по внешним займам и по уменьшению стоимости обслуживания, предоставленных компании кредитов путем рефинансирования. Это решение поддержал и МВФ. При этом глава миссии МВФ в Украине Джейла Пазарбашиоглу отметила, что реструктуризация долгов НАКа не входила в число рекомендацией Фонда, так что даная инициатива украинской стороны является добровольной. Стоит отметить, что МВФ хоть и больше благосклонен к реструктуризации долгов, но в крайнем случае готов санкционировать финансирование обязательств из предоставленного Украине кредита.

Оплату облигаций НАК должен осуществить 30 сентября с.г., поэтому у компании остается около месяца для урегулирования вопроса реструктуризации задолженности. Традиционно, в международной деловой этике, прежде чем озвучивать собственную позицию относительно приемлемости или неприемлемости условий реструктуризации задолженности, принято сначала выслушать условия. Однако, в конце августа не дожидаясь заявлений «Нафтогаза», группа держателей еврооблигаций компании на сумму около 100 млн долл. или 20% от общего объема выпуска заявила, что выступает против возможной реструктуризации долга по ним. Об этом сообщил партнер консалтинговой фирмы Aequi-Libria (Люксембург) Карл Филипп Томас (Carl Philipp R. Thomas). «Держатели еврооблигаций на сумму около 100 млн долл. поддержали инициативу по недопущению реструктуризации евробондов», - сказал юрист, представляющий интересы компании Corlblow. Он добавил, что инициативная группа намерена получить поддержку держателей облигаций 25% выпуска, чтобы обеспечить право вето на решение о реструктуризации. В таком случае у НАК останется два варианта: либо выплатить 500 млн долл. по облигациям в установленный срок - 30 сентября, либо фактически объявлять дефолт и готовиться к судебным спорам.

Как сообщают украинские СМИ, именно Corlblow является «инициатором» инициативной группы. Компания зарегистрирована в Белизе и владеет 2% облигаций НАКа. Собственником является А.Ольшанский - бывший руководитель страховой компании «Согаз», входящей в группу «Газпрома». Несмотря на то, что в информационное пространство уже запущены месседжи, о действиях Corlblow в интересах западных кредиторов, желающих вывести деньги из Украины, избежав обвинения в моральной поддержке Украины Европой, версия о «руке Москвы» кажется более реалистичной.

В «Нафтогазе», очевидно, пока не знают, что делать в сложившейся ситуации. По информации пресс-службы компании, проведены предварительные переговоры с кредиторами «как первый шаг в направлении определения наиболее оптимального решения для эффективной реструктуризации задолженности». При этом, глава правления компании Олег Дубина заявил, что НАК находится в «поиске решения, которое с одобрением воспримут инвесторы и которое поощрит их к диалогу, направленному на реализацию наиболее эффективной структуры реструктуризации». Похоже на данном этапе «Нафтогаз» не смог договорится с кредиторами и обещает огласить свои планы в отношении реструктуризации на протяжении ближайших недель.

Безусловно, российский фактор в нынешней атаке на «Нафтогаз» имеет место, чего, похоже, не отрицают и сами россияне. Кремль никогда не скрывал желания любым способом установить контроль над украинской ГТС. При этом, складывается впечатление, далеко не для увеличения инвестиций. В то же время, все предпосылки для потери Украиной контроля над крупнейшей компанией страны сделали сами украинцы. Именно они довели компанию до преддефолтного состояния, подорвав не только доверие к Украине, но и ее экономический суверенитет. Именно с внутреннего расследования и стоит начинать анализ, актуализировавшейся внешней угрозы.

Максим Соколов

 


Комментарии
комментариев: 3
15:53 | 04.09.2009
*
К никам промосковских комментаторов автоматически должны прикрепляться рога, чтобы и дурак различал вражеские голоса. Шутка
14:19 | 03.09.2009
Фин
По большому счету я согласен, но: вы представляете, какое колосальное давление Украина ощущает со стороны РФ? У них же бабла не мерено, поэтому наши чиновники и гтовы продаться. Думаете, если бы Газпром предлагал бы такие откаты Газ де Франсу, то они бы отказались? Нет здесь вины украинцев, когда такое давление из вне. Сами за мелочь продаетесь, а как же удержаться когда миллионы обещают?
16:01 | 02.09.2009
ded
"Нафтогаз Украины"-это "карманная компания газовой принцессы" Тимошенко.Юлия Владимировна вместе с Лазоренко давно уже отработала схемы хищений денег украинцев.В самом деле:49 долларов за 1000 куб.м.-маловато для алчности воровки.Мало дивидендов.Если закрыть офшоры и наложить арест на счета оформленные на подставных лиц -половина окружения Тимошенко хватит инфаркт,а вторая половина повесится в путинском сортире на своём собственном х..!Почему Наливайченко,независимый от Кабмина не проведёт тщательное расследование деятельности "Тимошенко и "К",ведь на кону не только финансовые афёры Тимошенко,но и угроза экономике Украины,национальной безопасности.На виду средь белого дня кучка узаконенных воров превращают нашу страну в нищенку.Миллиардные кредиты МВФ -оседают в карманах мошенников.Никогда Украина не была с 32 миллиардным долгом,причём в долларах США.Где-же повышение уровня жизни???Чего-же ещё ждать от Премьера-вора?

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!