Подробнее Запомнить город


Меморандум взаимоНЕпонимания

11.11.08
размер текста:

10 октября 2008 между правительством Украины и менеджментом крупнейших отечественных ГМК-компаний был подписан так называемый Меморандум взаимопонимания. И хотя этот документ вряд ли войдет в историю как пример сверхэффективного взаимодействия государства и частного бизнеса, первый реальный шаг к преодолению системного отраслевого кризиса сделан. Насколько он окажется судьбоносным, покажет ближайшее будущее, а мы попробуем без лишних эмоций проанализировать данный документ на предмет потенциальной эффективности заложенных в него конкретных мероприятий.

Последним примером эффективной государственной отраслевой политики может служить "экономический эксперимент", проведенный на предприятиях ГМК в 1999-2002 годах. Тогда для 67 предприятий отрасли законодательно были созданы благоприятные условия (преимущественно фискальные льготы) для преодоления кризисного состояния. И эти действия оправдали себя на все 100%. Более того, многие эксперты считают, что только благодаря "эксперименту" отечественный ГМК смог сохранить в те годы конкурентоспособность и мы не потеряли эту группу отраслей. Но при этом нельзя забывать, что на внешнем рынке многие инициативы "эксперимента" трактовались как преференции предприятиям отдельной отрасли и стали основанием к возбуждению ряда антидемпинговых, компенсационных и прочих расследований против украинской продукции.

Подписанный Меморандум взаимопонимания (как и прочие меморандумы, универсалы и т. п.) – документ скорее декларативный, чем конкретный. Этим он принципиально и отличается от нормативного акта. Текст меморандума оставляет возможность каждой из сторон в любой момент заявить о невыполнении партнером каких-либо обязательств (благо у тех и других их предостаточно) и в одностороннем порядке выйти из временной "коалиции" государства и бизнеса.
И в этой связи сразу обращает на себя внимание перечень социальных обязательств горняков и металлургов: сохранение рабочих мест и заработной платы, согласование всех действий с профсоюзами. Промышленники делают вид, что они реально выполнят эти обязательства, правительство – что верит им. Хотя и те и другие не могут не понимать, что возможности компаний финансировать социальные гарантии напрямую зависят от объемов выручки от реализации продукции, которая на многих предприятиях сократилась в разы. А отдельные комбинаты вообще приостановили свою производственную деятельность на неопределенный период. Смогут ли такие предприятия долгое время выплачивать зарплату многотысячному персоналу в прежнем объеме? Ведь количество рабочих мест и размер заработной платы жестко привязаны к объемам производства и производительности труда. Поэтому только улучшение ценовой конъюнктуры на рынках продукции ГМК может гарантировать работникам предприятий отрасли какую-то уверенность в завтрашнем дне.

Настораживает также обязательство "ускорить завершение переговорного процесса с владельцами сырья, ферросплавов и топливных ресурсов по поводу реализации на внутреннем рынке продукции по цене не выше мировой" и связанные с этим процедуры регистрации и декларирования цен на продукцию ГМК. Регулирование ценообразования на всех товарных рынках относится к исключительной компетенции антимонопольного органа, который располагает профессиональными специалистами в этой сфере. Вмешательство правительства в указанные процессы является недопустимым даже во время кризисных явлений на отдельных рынках, поскольку подрывает основополагающие принципы рыночной экономики. Мы уже наблюдали, чем могут окончиться подобные действия на примере бензиновых, сахарных и зерновых кризисов, когда, казалось бы, благие намерения Кабмина приводили к обратному эффекту.

Отдельные вопросы вызывает обязанность металлургов приобретать весь необходимый объем коксующихся углей у ГП "Уголь Украины" по ценам, привязанным к динамике цен на металлопродукцию. Во-первых, отечественные коксующиеся угли отличаются неудовлетворительными качественными характеристиками по сравнению с аналогами зарубежного производства. Поэтому не каждое металлургическое предприятие может без риска для качества своего конечного продукта использовать указанное сырье в своих технологических процессах. Во-вторых, рынки металлургического сырья и металлопродукции – это хоть и смежные, но все же абсолютно разные рынки, живущие по отдельным законам. Исходя из этого, цены на коксующиеся угли для внутреннего рынка должны определяться на основе импортного паритета. Другими словами, для предприятий должно быть экономически нецелесообразно (с учетом расходов на доставку) приобретать уголь по импорту, если есть предложение на внутреннем рынке продукта сопоставимого качества по конкурентоспособной цене.

Следует признать, что в тексте меморандума есть и абсолютно обоснованные потенциально эффективные мероприятия. В первую очередь, развитие внутреннего рынка металлопотребления. Учитывая, что свыше 75% металлопродукции экспортируется, снижение зависимости от конъюнктуры внешнего рынка – едва ли не единственная возможность эффективно противодействовать не только текущему кризису, но и всем последующим тоже. Но решать эту проблему нужно не путем "внедрения балансов производства и потребления продукции металлургических предприятий всеми металлопотребляющими отраслями экономики", а за счет формирования госзаказа и прямого государственного финансирования таких необходимых нашей стране крупных инфраструктурных проектов, в том числе и под эгидой Евро-2012.

Похвально и намерение Кабмина хоть как-то "успокоить" разбушевавшиеся тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом. В текущем году по отдельным направлениям и грузам они уже и так выросли более чем вдвое. Но зная безудержные аппетиты нынешнего министра транспорта и связи Винского (по сравнению с которым даже "покаявшийся" экс-министр Рудьковский просто невинный ребенок), можно смело предположить, что Минтранс найдет подходящую "лазейку", чтобы каким-либо иным способом вернуть утраченные позиции в доселе весьма успешной борьбе с ГМК.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, – это потенциально коррупционная схема предоставления государством кредитных ресурсов "по минимальным ставкам платы за пользование ими на развитие и решение проблемных вопросов предприятий горно-металлургического комплекса и смежных отраслей экономики". Очень хочется верить, что за реализацией данной инициативы будет установлен надлежащий контроль, способный обеспечить целевое использование выделяемых средств.

 


Комментарии
комментариев: 1
17:02 | 11.11.2008
Пидсвидомисть
Снова ИСД с Миталлом победили! Браво советнику Гайдуку... красиво развел Ю.В.

...


Статьи
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!