kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Экспортные горки

15.09.09
размер текста:

В августе экспорт металлопродукции из Украины снова упал и “начал валяться”. Однако до конца года, несмотря на сезонное снижение, ожидается очередной всплеск.

По свежим данным Кабмина, в августе экспорт металлопродукции из Украины сократился относительно июня на 6%, до 2,11 млн т. Больше всего упали поставки проката: горячекатаного (г/к) – на 20,7%, арматуры – на 20,1%. В то же время экспорт полуфабрикатов снизился не так сильно: слябов – на 16,2%, квадратной заготовки – всего на 4,4%.

Для сравнения: в июле 2009 г. совокупный экспорт отечественного металла вырос по сравнению с предыдущим месяцем на 16% и составил 2,24 млн т, в т.ч. горячекатаного плоского проката – на 49,4%, арматуры – на 23,4%.

По странам и континентам

Отметим, что на август прогнозировалось более существенное уменьшение экспортных продаж. Причинами выступили сезон отпусков, а также исламский праздничный месяц "Рамадан" и связанный с ним традиционный спад деловой активности в мусульманских странах. Эксперты Министерства промышленной политики подтверждают, что главным фактором сокращения экспорта является спад спроса на таких основных рынках сбыта как Ближний и Средний Восток, а также Северная Африка. Кроме того, оказали свое влияние продолжающийся кризис корпоративного кредитования и рекордная летняя жара.

В частности, заметно снизился спрос на металлопродукцию строительного сортамента, что отразилось на украинском монополисте данного сегмента – комбинате "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР). Так, по итогам августа предприятие уменьшило выпуск стали на 14% к июню, проката – на 11%.

Что касается стоимостных показателей экспорта, то, по предварительным оценкам экспертов Кабмина, в августе они сократились до 760-770 млн долл. (с 830 млн долл. в июле). В центре "Держзовнишинформ" (ДЗИ) сообщают, что в натуральной структуре экспорта в июле-августе традиционно преобладали полуфабрикаты – примерно 42% всего объема поставок. В то же время 22-23% занял плоский г/к прокат, 7-8% – арматура, 6% – катанка, до 6% – передельный чугун, 3-4% – холоднокатаный плоский прокат.

По оценкам профильных экспертов Минпромполитики, конъюнктура основных направлений металлоэкспорта из Украины сегодня определяется следующими ключевыми факторами. В Юго-Восточной Азии (ЮВА) к началу сентября на рынке плоских полуфабрикатов продолжалось падение цен, связанное с сохранением общей нестабильности и опасностью нового перепроизводства. Напомним, что многие металлопроизводители региона отреагировали на летнее оживление продаж новым ростом выплавки стали. Причем, значительно более быстрым, чем увеличение спроса. Это быстро привело к очередному перенасыщению предложения. В итоге импортные слябы сегодня стоят в ЮВА 450-460 долл./т CFR. "Это заметно ниже, чем месяцем ранее, но сбыт все равно минимален", – констатируют в департаменте ДЗИ по вопросам металлургического комплекса. Складские запасы слябов в регионе достаточны, местные потребители обеспечены полуфабрикатами на несколько месяцев вперед. Интересно, что слябы из СНГ стоят в регионе 475-490 долл./т. Причина высокой цены – стремление производителей бывшего СССР к максимальной марже, что сильно снижает их конкурентоспособность, в т.ч. и на рынках ЮВА.

В целом можно отметить, что рассматриваемый регион постепенно теряет свое значение как основное направление отечественного металлоэкспорта в пользу Китая и Индии. Так, в январе-июле 2009 г. украинский экспорт металлопродукции в КНР достиг уровня 500 млн долл. "в деньгах", в то время как за аналогичный период прошлого года сумма составляла всего 140 тыс. долл.

Кроме того, среди позитивов отметим активные переговоры МИД Украины с Таиландом о снижении пошлины на поставки отечественной металлопродукции в эту страну. 10 сентября 2009 г. в Киеве состоялся 1-й раунд консультаций между МИДами по данной теме. Напомним, что в мае текущего года министерство коммерции Таиланда возобновило пошлину на ввоз отдельных видов металлопродукции из 14 стран, включая Украину, на 5 лет.

По сегментам

Касательно готового проката, то, несмотря на "Рамадан", спрос в данной нише снизился не так сильно, как ожидалось, в т. ч. на Ближнем Востоке. Например, стоимость г/к листа на внутренних рынках стран Персидского залива вышла на уровень 600 долл./т EXW. К октябрю можно ожидать дальнейшего общего улучшения ситуации на рынках плоского проката, что позволит украинским поставщикам несколько стабилизировать продажи в таком традиционно важном для них регионе.

В Турции после введения заградительной пошлины в 13% наступило затишье импорта. Продается, прежде всего, г/к лист внутренних производителей по 640-650 долл./т. При этом ожидается дальнейшее подорожание на 10-15 долл./т. В такой ситуации лист из Украины предлагается по 560 долл./т CFR, и, по сведениям из Кабмина, отечественным поставщикам пока что удается обходить заградительные меры Анкары.

В целом мировой спрос на г/к рулон остается слабым. Неудивительно, что уже в сентябре производители СНГ снизили цены на него на 10-20 долл./т, тем более что на рынке присутствует китайская продукция по еще более низкой цене.

Если брать "холодный" лист, то в числе прочего отметим: в этом сегменте спрос на Ближнем Востоке остается на "дне". Украинский х/к прокат предлагается в регионе по 615-630 долл./т CFR. В Европе в данном сегменте цены в сентябре составили порядка 470-475 евро/т, тогда как товар из Украины предлагается по 600-610 долл./т FOB.

Наконец, в нише катанки и арматуры на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке сохраняется нестабильность. Отметим, что стоимость импортной продукции при поставках в Сирию, Ливан и Иорданию вышла на уровень 520-530 долл./т CFR, в т.ч. АМКР поставляет сюда свою арматуру по 510 долл./т CFR. Продолжается ухудшение положения на рынке Ирана, практически "замер" ранее активный египетский рынок. А вот в странах Персидского залива наметилось подорожание – почти до 550 долл./т EXW.

Наконец, в ЮВА цены на строительный сортамент стабильны, а после окончания сезона дождей в октябре-декабре прогнозируется и рост спроса на длинномерный прокат. Отечественные поставщики всегда имели определенные позиции в данной нише регионального рынка, а значит, снова попытаются нарастить здесь реализацию.

По месяцам и заводам

Считается, что до конца сентября украинский металлоэкспорт останется на пониженном августовском уровне. Затем снова будет небольшой всплеск, который пока что не означает определенной тенденции, но тем не менее позволяет металлургам держаться "на плаву". Так, цены на поставки в октябре уже выросли, а, кроме этого, в 2009 г. темпы августовского спада оказались меньше прошлогодних.

Каковы перспективы у металлургов Украины? Прежде всего, вспомним о поставках в Китай, возродившихся в нынешнем году. Есть основания считать, что по результатам 2009 г. металлоимпорт в КНР подскочит не менее чем на 10% – до уровня 18 млн т. Это будет первый значительный рост металлоимпорта в страну, начиная с 2004 г. В числе причин – крупные инфраструктурные проекты, включая планы строительства 15-20 "супергородов" с населением более 10 млн чел. каждый. Неудивительно, что в последующие несколько лет ежегодное потребление металлопродукции китайским рынком должно повыситься до 600 млн т. И отечественные экспортеры отчаянно "цепляются" за этот рынок, вплоть до размораживания проектов модернизации мощностей, - лишь бы закрепиться в Китае.

Также отметим, что уже в сентябре антидемпинговое расследование против импорта г/к проката начал Пакистан. В списке "провинившихся" – не только наша страна, но и РФ, Бельгия, Япония и США. В связи с этим акцентируем, что в І полугодии 2009 г. украинский экспорт данного вида проката в Пакистан составил 122,6 тыс. т – 4,5% в общей структуре экспорта г/к листа (на 43 млн долл.).

Понятно, что АМКР не специализируется на листе. Но именно этот комбинат вследствие кризиса вынужден активнее других искать новые векторы сбыта. Причина – резкий спад в строительстве по всему миру, на прокат для которого всегда было ориентировано предприятие. Пока что за счет денег Миттала и вертикальной интеграции с заводами холдинга по всему миру АМКР удавалось "сводить концы с концами" и даже продолжать программы обновления. Но новое сезонное сокращение строительства (к зиме) и связанный с этим спад потребления "строительного" проката могут поставить компанию в критическое положение. А это поможет "открыть фронт", например, практически остановленному Макеевскому метзаводу, где на самом-то деле даже сейчас продолжаются работы по обновлению прокатных мощностей. Рано или поздно кризис закончится, и если "колосс" АМКР пошатнется, то его место может постепенно занять новое, более эффективное производство. В том числе и на региональных экспортных рынках.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!