kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Правительство наполнило бюджет-2010 оптимизмом

16.09.09
размер текста:

С задержкой в три месяца Кабинет министров утвердил прогнозируемые макроэкономические показатели на следующий год. Как и в прошлом году, правительство смотрит в будущее очень оптимистично, ожидая роста бюджетных поступлений. Между тем, как продемонстрировала практика текущего года, необоснованно завышенные прогнозные показатели приводят к тому, что с первых месяцев казна сталкивается с нехваткой финансовых ресурсов. Покрывать недостачу же приходится за счет усиления фискального давления на экономику, эмиссии денежной массы и долговых обязательств перед внешними кредиторами.

Изначально, завышая доходные статьи бюджета, правительство загоняет себя в ловушку. Де-факто, доходы, прописанные в законе о государственном бюджете, – это всего лишь план ожидаемых поступлений, который может быть выполнен или нет. А вот расходная часть государственного бюджета – это абсолютные юридические обязательства правительства, от которых оно не может отказаться в середине года. Таким образом, раздувая доходную часть бюджета, правительство изначально берет на себя завышенные обязательства, которые потом в экстренном порядке придется погашать за счет очень ограниченного набора уже упомянутых инструментов.

Кроме того, из-за слишком оптимистического бюджетного прогнозирования большая часть ресурса названных инструментов была исчерпана уже в этом году. В частности, НБУ по итогам года должен напечатать около 55 млрд. грн., или почти четвертую часть всех бюджетных поступлений. Налоги в текущем году уже были подняты, а некоторые – даже дважды. Авансовые платежи по некоторым статьям доходов (частично налог на прибыль, доходы от транзита газа, прибыль НБУ) уже собраны на год вперед.

Очевидно, что выставлять максимальные ориентиры на следующий год очень рискованно. К тому же, у правительства уже нет того ресурса, который был в этом году. Однако в преддверии выборов Кабмин снова утвердил необоснованно завышенные прогнозные показатели на 2010 г. Так, рост внутреннего валового продукта правительство ожидает на уровне 3,7%, а номинальный объем ВВП достигнет 1 трлн. 178,6 млрд. грн., то есть примерно на 150 млрд. грн больше, нежели ожидается в этом году. С одной стороны, ожидаемый рост на фоне сравнительной базы текущего года выглядит вполне реальным. При таких темпах роста ВВП Украине понадобиться порядка трех лет для того, чтобы восстановить экономику до уровня 2008 г. В то же время особых позитивных сдвигов в национальной экономике, несмотря на заявления чиновников, пока не отслеживается. Вряд ли можно считать началом полномасштабного восстановления экономики рост отдельных отраслей на 1-2% в последние два месяца после 50% обвала в начале года.

Кабинет Министров также ожидает, что промышленность преодолеет спад уже в следующем году. Рост объемов промышленного производства согласно правительственному прогнозу составит 2,9%, что на фоне 30% обвала в этом году выглядит вполне реалистичным. При этом рост производства в машиностроении должен достичь 5%, в пищевой промышленности и металлургии – 3%, в производстве минеральной неметаллической продукции – 7%. Реальное увеличение среднемесячной заработной платы ожидается на уровне 3%, увеличение производительности труда – на уровне 3,5%. Прогноз роста цен правительство не меняет годами, хотя еще ни разу так и не удалось вложиться в свои же ориентиры. Индекс роста потребительских цен в следующем году ожидается на уровне 109,7%, а увеличение объемов импорта-экспорта – на уровне 9,5%.

Еще одним важным макроэкономическим показателем является прогнозный курс национальной валюты. На следующий год Кабмин предусматривает, что он составит 7,5 грн./долл. Скорее всего, если действующий премьер-министр придет к власти, то гривна действительно будет тянуться к этому значению. Но о том, что ревальвация национальной валюты сейчас крайне нежелательна, говорилось уже достаточно много. Именно рост американской валюты дал импульс национальной промышленности. Инфляция же практически замерла, поэтому для укрепления гривны сейчас нет обоснованных аргументов. В то же время именно завышенный прогнозный курс гривны является единственный резервом наращивания доходов госбюджета. Повышение реального американского доллара на 50 коп. дополнительно пополнит бюджет примерно на 3,5 млрд. грн.

На основании названных макроэкономических показателей правительство заложило в бюджет-2010 общие доходы на уровне 284,8 млрд. грн., расходы – 336,2 млрд. грн., соответственно дефицит составит 3,97% ВВП. Обеспечить рост поступлений в бюджет должна ГНАУ, которой поручено собрать 126,7 млрд грн. (+12% по сравнению с 2009 г.), и ГТСУ, которой необходимо увеличить сборы более чем на 2%. Кроме того, налоги с доходов физических лиц должны вырасти на 12,5% – до 50 млрд. грн., налог на прибыль – на 2%. Хотя, если мыслить логически, то с учетом инфляции налог на прибыль должен уменьшаться.

Таким образом, прогнозируемые макроэкономические показатели свидетельствуют об уверенности Кабинета Министров в преодолении Украиной экономического спада уже в следующем году. И это было бы успокоением для инвесторов и граждан, если бы Кабмин не допустил колоссальных просчетов на текущий 2009 год. Несмотря на ухудшающуюся экономическую обстановку, в этом году правительство решило не резать расходную часть бюджетов. Ведь КМУ был уверен, что Украине удастся избежать экономического спада. Напомним, что в бюджет на 2009 г. заложены ожидания роста ВВП на 0,4% и инфляции на 9,5%.

Однако падение экономики в первом полугодии оказалось чрезмерно глубоким – почти 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из-за стремления выполнить взятые на себя обязательства Кабмину в буквальном смысле пришлось "выжимать" бизнес, печатать деньги и залезать в долги. Негативные последствия подобных действий весьма негативно отобразились на экономике страны. Очевидно, если бы правительство взяло на себя те обязательства, которые оно реально могло бы обеспечить, то многих деструктивных импульсов удалось бы избежать.

Алексей Виниций
 

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!