kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Правительство наполнило бюджет-2010 оптимизмом

16.09.09
размер текста:

С задержкой в три месяца Кабинет министров утвердил прогнозируемые макроэкономические показатели на следующий год. Как и в прошлом году, правительство смотрит в будущее очень оптимистично, ожидая роста бюджетных поступлений. Между тем, как продемонстрировала практика текущего года, необоснованно завышенные прогнозные показатели приводят к тому, что с первых месяцев казна сталкивается с нехваткой финансовых ресурсов. Покрывать недостачу же приходится за счет усиления фискального давления на экономику, эмиссии денежной массы и долговых обязательств перед внешними кредиторами.

Изначально, завышая доходные статьи бюджета, правительство загоняет себя в ловушку. Де-факто, доходы, прописанные в законе о государственном бюджете, – это всего лишь план ожидаемых поступлений, который может быть выполнен или нет. А вот расходная часть государственного бюджета – это абсолютные юридические обязательства правительства, от которых оно не может отказаться в середине года. Таким образом, раздувая доходную часть бюджета, правительство изначально берет на себя завышенные обязательства, которые потом в экстренном порядке придется погашать за счет очень ограниченного набора уже упомянутых инструментов.

Кроме того, из-за слишком оптимистического бюджетного прогнозирования большая часть ресурса названных инструментов была исчерпана уже в этом году. В частности, НБУ по итогам года должен напечатать около 55 млрд. грн., или почти четвертую часть всех бюджетных поступлений. Налоги в текущем году уже были подняты, а некоторые – даже дважды. Авансовые платежи по некоторым статьям доходов (частично налог на прибыль, доходы от транзита газа, прибыль НБУ) уже собраны на год вперед.

Очевидно, что выставлять максимальные ориентиры на следующий год очень рискованно. К тому же, у правительства уже нет того ресурса, который был в этом году. Однако в преддверии выборов Кабмин снова утвердил необоснованно завышенные прогнозные показатели на 2010 г. Так, рост внутреннего валового продукта правительство ожидает на уровне 3,7%, а номинальный объем ВВП достигнет 1 трлн. 178,6 млрд. грн., то есть примерно на 150 млрд. грн больше, нежели ожидается в этом году. С одной стороны, ожидаемый рост на фоне сравнительной базы текущего года выглядит вполне реальным. При таких темпах роста ВВП Украине понадобиться порядка трех лет для того, чтобы восстановить экономику до уровня 2008 г. В то же время особых позитивных сдвигов в национальной экономике, несмотря на заявления чиновников, пока не отслеживается. Вряд ли можно считать началом полномасштабного восстановления экономики рост отдельных отраслей на 1-2% в последние два месяца после 50% обвала в начале года.

Кабинет Министров также ожидает, что промышленность преодолеет спад уже в следующем году. Рост объемов промышленного производства согласно правительственному прогнозу составит 2,9%, что на фоне 30% обвала в этом году выглядит вполне реалистичным. При этом рост производства в машиностроении должен достичь 5%, в пищевой промышленности и металлургии – 3%, в производстве минеральной неметаллической продукции – 7%. Реальное увеличение среднемесячной заработной платы ожидается на уровне 3%, увеличение производительности труда – на уровне 3,5%. Прогноз роста цен правительство не меняет годами, хотя еще ни разу так и не удалось вложиться в свои же ориентиры. Индекс роста потребительских цен в следующем году ожидается на уровне 109,7%, а увеличение объемов импорта-экспорта – на уровне 9,5%.

Еще одним важным макроэкономическим показателем является прогнозный курс национальной валюты. На следующий год Кабмин предусматривает, что он составит 7,5 грн./долл. Скорее всего, если действующий премьер-министр придет к власти, то гривна действительно будет тянуться к этому значению. Но о том, что ревальвация национальной валюты сейчас крайне нежелательна, говорилось уже достаточно много. Именно рост американской валюты дал импульс национальной промышленности. Инфляция же практически замерла, поэтому для укрепления гривны сейчас нет обоснованных аргументов. В то же время именно завышенный прогнозный курс гривны является единственный резервом наращивания доходов госбюджета. Повышение реального американского доллара на 50 коп. дополнительно пополнит бюджет примерно на 3,5 млрд. грн.

На основании названных макроэкономических показателей правительство заложило в бюджет-2010 общие доходы на уровне 284,8 млрд. грн., расходы – 336,2 млрд. грн., соответственно дефицит составит 3,97% ВВП. Обеспечить рост поступлений в бюджет должна ГНАУ, которой поручено собрать 126,7 млрд грн. (+12% по сравнению с 2009 г.), и ГТСУ, которой необходимо увеличить сборы более чем на 2%. Кроме того, налоги с доходов физических лиц должны вырасти на 12,5% – до 50 млрд. грн., налог на прибыль – на 2%. Хотя, если мыслить логически, то с учетом инфляции налог на прибыль должен уменьшаться.

Таким образом, прогнозируемые макроэкономические показатели свидетельствуют об уверенности Кабинета Министров в преодолении Украиной экономического спада уже в следующем году. И это было бы успокоением для инвесторов и граждан, если бы Кабмин не допустил колоссальных просчетов на текущий 2009 год. Несмотря на ухудшающуюся экономическую обстановку, в этом году правительство решило не резать расходную часть бюджетов. Ведь КМУ был уверен, что Украине удастся избежать экономического спада. Напомним, что в бюджет на 2009 г. заложены ожидания роста ВВП на 0,4% и инфляции на 9,5%.

Однако падение экономики в первом полугодии оказалось чрезмерно глубоким – почти 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из-за стремления выполнить взятые на себя обязательства Кабмину в буквальном смысле пришлось "выжимать" бизнес, печатать деньги и залезать в долги. Негативные последствия подобных действий весьма негативно отобразились на экономике страны. Очевидно, если бы правительство взяло на себя те обязательства, которые оно реально могло бы обеспечить, то многих деструктивных импульсов удалось бы избежать.

Алексей Виниций
 

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!