kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Милость громовержца

17.09.09
размер текста:

В политике "Газпрома" в последнее время наблюдаются нотки снисхождения по отношению к своим партнерам – украинской НАК "Нафтогаз" и Туркмении. По мнению экспертов, у отечественного правительства вполне может получиться решить вопрос снижения объемов импорта российского газа. В то же время могут и позитивно завершиться переговоры "Газпрома" с Туркменистном о возобновлении поставок газа. С другой стороны, с таким же успехом ситуация в газовой сфере может снова накалиться. Ведь цена на газ для Украины в четвертом квартале повысится, а в ответ на это Украина решила повысить в будущем году ставку транзита российского газа почти вдвое.

В переговорной горячке

Прекращение газовых отношений между Россией и Туркменистаном не могло длиться долго. Последние события на мировом газовом рынке, в том числе и продвижения в проекте "Набукко", могли оставить "Газпром" вообще без туркменского газа в случае затяжной паузы в отношениях. Не секрет, что своим монопольным положением "Газпром" обязан только туркменскому газу, без него – он лишь рядовой газовый трейдер образца начала 90 годов среди миллионов подобных трейдеров. Вот потому Россия и начала переговоры с Туркменистаном относительно возобновления поставок туркменского газа. Следует отметить, что президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов на переговорах вел себя осторожно и не спешил соглашаться на условия российского президента, выступающего от имени "Газпрома".

Так и не решив ничего конкретного в газовом вопросе, президенты перешли на обсуждение общих торговых отношений между обеими странами. При этом было отмечено, что, несмотря на кризис, товарооборот между Туркменистаном и Россией существенно увеличился. После переговоров помощник президента РФ Сергей Приходько заявил, что урегулирование газового вопроса не было целью переговоров. Таким образом Россия, видимо, пожелала скрыть свою неудачу.

Тем не менее в ходе переговоров Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что Туркменистан берет паузу в газовых отношениях с Россией, пока не будут устранены неполадки на газопроводе Давлетбат – Дариялык на границе с Узбекистаном. Именно из-за аварии на этом участке газопровода 9 апреля текущего года прекратились газовые отношения между странами. "Сейчас "Туркменгаз" берет тайм-аут у "Газпрома", поскольку проводятся все профилактические и следственные мероприятия. Они проводят последнюю дефектоскопию труб", - объяснил президент Туркменистана. Комментируя же вероятность возобновления поставок газа после окончания ремонта, Бердымухамедов сказал: "Думаю, таких вопросов уже не осталось".

Однако во время переговоров не были обговорены ни конкретные сроки возобновления поставок, ни цена, по которой "Туркменгаз" будет продавать газ России. В этом году российский газовый монополист должен был закупить у Туркмении 50 млрд. кубометров газа, хотя по контракту объем может быть снижен на 20%.

Все нерешенные вопросы, вероятнее всего, будут обсуждены во время второй встречи президентов, которая произойдет в Ашхабаде до конца текущего года. Президент России уже принял приглашение Бердымухамедова нанести визит до конца года. Однако Дмитрию Медведеву следовало бы поторопиться с визитом в Ашхабад, так как 14 сентября туда отбыл Президент Украины Виктор Ющенко. Последний также намерен обсудить с главой Туркменистана вопрос прямых поставок туркменского газа в Украину. А следом за Ющенко вылетел в Ашхабад и первый заместитель главы НАК "Нафтогаз" Игорь Диденко, что говорит о серьезности намерений Украины. Уже в Ашхабаде Ющенко предложил Бердымухамедову посетить с официальным визитом Украину. Если президентам Украины и Туркменистана удастся договориться, то "Газпром" окажется в весьма незавидном положении.

Ударим транзитом по цене

Тем временем в четвертом квартале этого года Украину ожидает повышение цены на газ. Новый тариф превысил прогнозы НАК "Нафтогаз" на 32 доллара. В частности, по информации "Газпрома", цена на газ для Украины вырастет до 205-210 долларов за тысячу кубометров. Однако согласно прогнозам "Нафтогаза", которые составлялись после подписания контракта 19 января текущего года, цена на газ для Украины должна была составить во втором квартале 280 долларов, в третьем – 202, а в четвертом – до 178 долларов за тысячу кубометров.

Поэтому "Нафтогаз" может закончить год с убытками. Из-за повышения цены на газ его потери могут составить 450 миллионов долларов. По мнению экспертов, у "Нафтогаза" теперь лишь один выход из ситуации – сократить объемы импорта российского газа. Именно с такой просьбой и обратилось украинское правительство к руководству "Газпрома". "Они обращаются официально. Пока идут разные посылы: им хочется снизить с 52 млрд. кубометров до 33 млрд. кубометров при условии сохранения 20% и выйти на 27 млрд. кубометров", - сообщил начальник управления по работе со странами зарубежья "Газпрома" Анатолий Подмышальский.

По словам Подмышальского, "Нафтогаз" уже подал заявку на импорт 14 млрд. кубеметров газа на период с октября по декабрь текущего года, чтобы выбрать предусмотренный контрактом газ в объеме 33 млрд. кубометров. Пока не известно, добьется ли "Нафтогаз" желаемого. Зато известно, что ранее президент России Дмитрий Медведев запретил главе "Газпрома" Алексею Миллеру соглашаться на изменения условий оплаты транзита российского газа через Украину и отдал распоряжение во взаимоотношениях с Украиной придерживаться заключенного контракта. Это и понятно, ведь в таком случае "Газпром" потеряет 1,8 миллиарда долларов. А кто будет дарить такие деньги Украине?

А пока Россия размышляет, Украина приступила к осуществлению второго варианта плана, которым является повышение ставки транзита российского газа через территорию Украины. На сегодняшний день эта ставка составляет 1,7 доллара за тысячу кубометров газа на 100 км.

Данная ставка уже давно не является рыночной, о чем неоднократно упоминали участники рынка и эксперты. А так как Россия перешла на рыночные отношения с Украиной в газовой сфере, то и Украине советовали предпринять то же самое уже в начале этого года. В частности, согласно сообщению первого заместителя главы правления НАК "Нафтогаз" Игоря Диденко, украинский государственный холдинг ожидает увеличения ставки транзита природного газа по территории Украины в 2010 году с 1,7 до 2,7-2,8 доллара за тысячу кубометров на 100 км. "В ставке транзита на следующий год не хватает только одной неизвестной - это цена газа, который будет использоваться как топливо на газоперекачивающих станциях газотранспортной системы Украины", - добавил Диденко.

Как бы там ни было, но уже на следующей неделе станет известно, пойдет ли Россия на уменьшение поставок газа. Этот вопрос будет обсужден в ходе запланированной рабочей встречи глав "Нафтогаза" и "Газпрома" Олега Дубины и Алексея Миллера. Тогда в принципе и станет известно, суждено ли сбыться прогнозам Юлии Тимошенко по поводу того, что этой зимой удастся избежать повторения прошлогодней ситуации, которую уже окрестили "украинско-российской газовой войной".

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!