kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Бюджет 2010: Кабмин пересмотрел свои взгляды

17.09.09
размер текста:

В последний отведенный законом день Кабмин представил в Верховную Раду бюджет на следующий год. По словам главы правительства Юлии Тимошенко, в этом документе она решила отойти от политики расширения социальных расходов, а основной акцент сделать на поддержке реального сектора экономики.

А накануне в Украинском доме премьер-министр публично презентовала бюджет-2010, в котором традиционно радужно осветила бюджетные перспективы. Среди концептуальных линий стоит выделить три, которые она особенно подчеркивала:

1. В бюджете минимизирован рост социальных расходов.

2. Расширяются статьи капитальных расходов.

3. Бюджет предусматривает децентрализацию финансовых ресурсов, поскольку сформирован на новом Бюджетном кодексе (правда, ветированном).

Примечательно, что до этого года нынешний состав КМУ исповедовал кардинально противоположные взгляды. Расширяя социальные расходы стремительными темпами, правительство в последние пять лет снижало капитальные расходы до минимума. Кроме того, глава правительства всегда была ярким сторонником бюджетного унитаризма, поэтому за время ее премьерства централизация распределения финансовых ресурсов имела устойчивый восходящий тренд. Смена взглядов правительства, скорее всего, продиктована как опытом работы в кризисном 2009 году, так и желанием в преддверии президентских выборов удовлетворить отдельные целевые группы влияния (крупные ФПГ, местные элиты и пр.)

Нынешний бюджет оказался многообещающим. На основе утвержденных оптимистических макроэкономических показателей (более подробно читайте в статье Правительство наполнило бюджет-2010 оптимизмом) правительство утвердило существенный номинальный рост доходов в следующем году. Кабинет министров надеется, что в 2010 году доходы Сводного бюджета вырастут на 51 млрд. грн. по сравнению с планом на текущий год. При этом доходы общего фонда возрастут с 236,2 до 278,0 млрд. грн., а доходы специального фонда – с 71,9 до 81,4 млрд. грн. (Рис. 1)


Рис. 1. Динамика доходов Сводного бюджета Украины

К слову, более стремительный рост доходов общего фонда, нежели специального, свидетельствует о том, что социальные расходы бюджета по-прежнему являются приоритетом бюджетной политики правительства. Относительно государственного бюджета, то Кабмин определил доходы в размере 285 млрд. грн., при этом доходы общего фонда составят 218,7 млрд. грн., специального – 65,8 млрд. грн. (Таб. 1).

Таб. 1. Доходы бюджета


Три четверти доходов госбюджета сформируют налоговые поступления. Как и в предыдущие годы, правительство основную ставку делает на непрямые налоги, что противоречит логике и эволюции фискальной политики западных стран. Более половины налоговых поступлений придутся на НДС, поступления от которого ожидаются на уровне 120 млрд. грн. Кстати, в этом году поступления от НДС, по прогнозам правительства, составят только 70 млрд. грн.

Кроме того, более чем в два раза возрастут совокупные поступления от акцизов – почти до 30 млрд. грн. Закладывая столь стремительный рост от уплаты акцизов, правительство или надеется на рост производства и импорта подакцизных товаров (алкоголь, пиво, табачные изделия, автомобили, топливо), или намерено в следующем году в очередной раз повысить ставки.

Стоит отметить, что в этом документе правительство более реально оценило налоговые поступления от налога на прибыль, рост которых ожидается на уровне 2% – до 39,3 млрд. грн. На этот год правительство изначально закладывало план в 40 млрд. грн., однако позже пересмотрело в сторону уменьшения – до 30 млрд. грн.

Расходы госбюджета 2010 г. предусмотрены на уровне 324 млрд. грн. (Таб. 2). При этом правительство обещает, что приостановит рост социальных расходов, ограничившись индексацией выплат и введением надбавок к зарплатам отдельных категорий населения (учителям, медикам, ветеранам и Героям Украины).

Таб. 2. Расходы бюджета


На протяжении 2010 года правительство планирует увеличить минимальную зарплату до 778 грн. против 669 грн. в 2009 году. При этом основное повышение произойдет в конце следующего года. Ставка первого тарифного разряда Единой тарифной сетки к декабрю 2010 года достигнет 778 грн., что на 42,8% выше уровня декабря 2009 года. Государственная помощь малообеспеченным семьям по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет достигнет 100% от прожиточного минимума против 75% в 2009 году и 50% в 2008 году.

Несмотря на рост отдельных статей социальных расходов, все же он является точечным и является намного меньшим, чем широкие социальные программы последних лет. Освободившиеся же ресурсы Ю.Тимошенко обещает направить на капитальные расходы, которые должны поддержать реальный сектор экономики.

Также в следующем году правительство намерено увеличить финансирование сферы обороны и безопасности до 38,7 млрд. грн. против 35,2 млрд. грн. в 2009 году. Напомним, что 14 сентября в Генеральном штабе Вооруженных сил Украины заявили, что предусмотренный Кабинетом министров оборонный бюджет на 2010 год приведет к "полному разрушению" армии. "Минимальная потребность Вооруженных сил на следующий год составляет 19,8 млрд. грн. Нормальная потребность, которая обеспечит восстановление боеспособности и развитие армии, должна составлять 32,4 млрд. грн. Если дадут меньше, чем 19,8 млрд., то это приведет к полному разрушению Вооруженных сил Украины", - сообщал начальник пресс-центра Генштаба Сергей Кузьмин.

Желание удовлетворить всех сразу закономерно привело к разрыву между доходами и расходами казны. Официальный дефицит госбюджета в следующем году составит 46,7 млрд. грн., в том числе по общему фонду – 24,8 млрд. грн., по специальному фонду – 21,9 млрд. грн. Для его финансирования в законопроекте предусмотрены внутренние займы на уровне 120 млрд. грн. и внешние займы – на сумму 16 млрд. грн.

Важным инструментом поддержания экономики в следующем году должен стать стабилизационный фонд бюджета. Кабмин планирует в 2010 году сформировать фонд в объеме 26,8 млрд. грн., то есть почти на треть больше суммы этого года. На публичной презентации бюджета Ю.Тимошенко сообщила, что правительство уже сейчас определило отрасли и проекты, которые будут финансироваться в 2010 году за счет средств стабилизационного фонда. Среди них можно выделить такие направления как развитие угольной отрасли, программа подготовки в Евро-2012, энергосбережение и развитие электроэнергетики (строительство атомных энергоблоков и Днестровской ГАЭС).

Среди других важных решений, зафиксированных в бюджете 2010 г, стоит отметить выделение правительством 50 млрд. грн. на рекапитализацию банков. Это свидетельствует о том, что правительство ожидает ухудшения ситуации в банковской сфере в следующем году.

Отдельным пунктом стоит выделить намерение правительства децентрализировать финансовые ресурсы государства. Бюджет-2010 сформирован на основе нового Бюджетного кодекса, который существенно расширяет доходную базу местных бюджетов (более детально читайте в статье Бюджетный кодекс поставили перед выборами). Кроме того, он предусматривает внедрение института бюджета развития, который имеет реальные доходные источники. Главной проблемой, которая может нивелировать это позитивное новшество, является тот факт, что на новую редакцию бюджетного кодекса наложено вето. А Партия регионов явно не горит желанием помогать коалиции преодолеть сопротивление Президента.

В целом нынешний бюджет хоть и пестрит не всегда оправданными оптимистическими ожиданиями правительства, но все же является более скромным, чем предыдущий. В данном контексте он, по меньшей мере, мог бы послужить базой для конечного варианта бюджета. В то же время высокая политизация ВРУ в преддверии выборов, очевидно, помешает правительству вынести его хотя бы на рассмотрение в парламент. Кроме того, Президент уже заранее готов наложить вето на закон. В связи с этим стоит ожидать, что его обсуждение по сути будет перенесено на послевыборный период.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.
10.02.17, Ярослав Ярош
Российская нефтяная компания "Лукойл" завершает процесс продажи своего последнего крупного актива в Украине – химического предприятия "Карпатнафтохим" (Калуш, Ивано-Франковская область). С конечными бенефициарами этой покупки еще надо разбираться. А вот главным промоутером сделки смело можно назвать министра топлива и энергетики Украины Игоря Насалыка, бывшего калушского мэра.
07.02.17, Максим Полевой
В начале года мировые металлорынки поддерживают общий тонус цен и спроса, который сохранится и в последующие месяцы. Украинские же металлурги, утратив часть экспортных объемов, рассчитывают на рост внутреннего потребления.
03.02.17, Галина Резник
Прогнозы по рынку железной руды становятся все более расплывчатыми: хотя тенденции в отношении поставок практически очевидны, предсказать уровень спроса – непростая задача. Этот уровень зависит, в первую очередь, от закупок крупнейшего потребителя – Китая, но ручное управление экономикой в Поднебесной зачастую приводит к непредсказуемым последствиям.
01.02.17, Ярослав Ярош
Два года украинский топливный рынок валился с ног, теряя объемы. В 2016-м кризис, похоже, остался позади. По итогам года по всем трем базовым нефтепродуктам – бензин, ДТ, сжиженный газ – зафиксирован рост продаж. Трейдеры называют две основные причины оздоровления: сужение теневого сегмента и увеличение спроса со стороны промышленности.
30.01.17, Игорь Воронцов
Глава НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев заявил о готовности избавиться от зарубежных нефтедобывающих активов компании, заодно посетовав на отсутствие желающих их купить. На фоне перманентного падения объемов добычи нефти в самой Украине подобная стратегия выглядит как минимум недальновидной.
27.01.17, Максим Полевой
В 2016 году мировая экономика росла рекордно медленными темпами, а в текущем может "взбодриться" за счет Соединенных Штатов Америки и Китая. Украина тоже имеет шанс на стабилизацию, хотя в то же время и ряд рисков.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!