kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Бюджет 2010: Кабмин пересмотрел свои взгляды

17.09.09
размер текста:

В последний отведенный законом день Кабмин представил в Верховную Раду бюджет на следующий год. По словам главы правительства Юлии Тимошенко, в этом документе она решила отойти от политики расширения социальных расходов, а основной акцент сделать на поддержке реального сектора экономики.

А накануне в Украинском доме премьер-министр публично презентовала бюджет-2010, в котором традиционно радужно осветила бюджетные перспективы. Среди концептуальных линий стоит выделить три, которые она особенно подчеркивала:

1. В бюджете минимизирован рост социальных расходов.

2. Расширяются статьи капитальных расходов.

3. Бюджет предусматривает децентрализацию финансовых ресурсов, поскольку сформирован на новом Бюджетном кодексе (правда, ветированном).

Примечательно, что до этого года нынешний состав КМУ исповедовал кардинально противоположные взгляды. Расширяя социальные расходы стремительными темпами, правительство в последние пять лет снижало капитальные расходы до минимума. Кроме того, глава правительства всегда была ярким сторонником бюджетного унитаризма, поэтому за время ее премьерства централизация распределения финансовых ресурсов имела устойчивый восходящий тренд. Смена взглядов правительства, скорее всего, продиктована как опытом работы в кризисном 2009 году, так и желанием в преддверии президентских выборов удовлетворить отдельные целевые группы влияния (крупные ФПГ, местные элиты и пр.)

Нынешний бюджет оказался многообещающим. На основе утвержденных оптимистических макроэкономических показателей (более подробно читайте в статье Правительство наполнило бюджет-2010 оптимизмом) правительство утвердило существенный номинальный рост доходов в следующем году. Кабинет министров надеется, что в 2010 году доходы Сводного бюджета вырастут на 51 млрд. грн. по сравнению с планом на текущий год. При этом доходы общего фонда возрастут с 236,2 до 278,0 млрд. грн., а доходы специального фонда – с 71,9 до 81,4 млрд. грн. (Рис. 1)


Рис. 1. Динамика доходов Сводного бюджета Украины

К слову, более стремительный рост доходов общего фонда, нежели специального, свидетельствует о том, что социальные расходы бюджета по-прежнему являются приоритетом бюджетной политики правительства. Относительно государственного бюджета, то Кабмин определил доходы в размере 285 млрд. грн., при этом доходы общего фонда составят 218,7 млрд. грн., специального – 65,8 млрд. грн. (Таб. 1).

Таб. 1. Доходы бюджета


Три четверти доходов госбюджета сформируют налоговые поступления. Как и в предыдущие годы, правительство основную ставку делает на непрямые налоги, что противоречит логике и эволюции фискальной политики западных стран. Более половины налоговых поступлений придутся на НДС, поступления от которого ожидаются на уровне 120 млрд. грн. Кстати, в этом году поступления от НДС, по прогнозам правительства, составят только 70 млрд. грн.

Кроме того, более чем в два раза возрастут совокупные поступления от акцизов – почти до 30 млрд. грн. Закладывая столь стремительный рост от уплаты акцизов, правительство или надеется на рост производства и импорта подакцизных товаров (алкоголь, пиво, табачные изделия, автомобили, топливо), или намерено в следующем году в очередной раз повысить ставки.

Стоит отметить, что в этом документе правительство более реально оценило налоговые поступления от налога на прибыль, рост которых ожидается на уровне 2% – до 39,3 млрд. грн. На этот год правительство изначально закладывало план в 40 млрд. грн., однако позже пересмотрело в сторону уменьшения – до 30 млрд. грн.

Расходы госбюджета 2010 г. предусмотрены на уровне 324 млрд. грн. (Таб. 2). При этом правительство обещает, что приостановит рост социальных расходов, ограничившись индексацией выплат и введением надбавок к зарплатам отдельных категорий населения (учителям, медикам, ветеранам и Героям Украины).

Таб. 2. Расходы бюджета


На протяжении 2010 года правительство планирует увеличить минимальную зарплату до 778 грн. против 669 грн. в 2009 году. При этом основное повышение произойдет в конце следующего года. Ставка первого тарифного разряда Единой тарифной сетки к декабрю 2010 года достигнет 778 грн., что на 42,8% выше уровня декабря 2009 года. Государственная помощь малообеспеченным семьям по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет достигнет 100% от прожиточного минимума против 75% в 2009 году и 50% в 2008 году.

Несмотря на рост отдельных статей социальных расходов, все же он является точечным и является намного меньшим, чем широкие социальные программы последних лет. Освободившиеся же ресурсы Ю.Тимошенко обещает направить на капитальные расходы, которые должны поддержать реальный сектор экономики.

Также в следующем году правительство намерено увеличить финансирование сферы обороны и безопасности до 38,7 млрд. грн. против 35,2 млрд. грн. в 2009 году. Напомним, что 14 сентября в Генеральном штабе Вооруженных сил Украины заявили, что предусмотренный Кабинетом министров оборонный бюджет на 2010 год приведет к "полному разрушению" армии. "Минимальная потребность Вооруженных сил на следующий год составляет 19,8 млрд. грн. Нормальная потребность, которая обеспечит восстановление боеспособности и развитие армии, должна составлять 32,4 млрд. грн. Если дадут меньше, чем 19,8 млрд., то это приведет к полному разрушению Вооруженных сил Украины", - сообщал начальник пресс-центра Генштаба Сергей Кузьмин.

Желание удовлетворить всех сразу закономерно привело к разрыву между доходами и расходами казны. Официальный дефицит госбюджета в следующем году составит 46,7 млрд. грн., в том числе по общему фонду – 24,8 млрд. грн., по специальному фонду – 21,9 млрд. грн. Для его финансирования в законопроекте предусмотрены внутренние займы на уровне 120 млрд. грн. и внешние займы – на сумму 16 млрд. грн.

Важным инструментом поддержания экономики в следующем году должен стать стабилизационный фонд бюджета. Кабмин планирует в 2010 году сформировать фонд в объеме 26,8 млрд. грн., то есть почти на треть больше суммы этого года. На публичной презентации бюджета Ю.Тимошенко сообщила, что правительство уже сейчас определило отрасли и проекты, которые будут финансироваться в 2010 году за счет средств стабилизационного фонда. Среди них можно выделить такие направления как развитие угольной отрасли, программа подготовки в Евро-2012, энергосбережение и развитие электроэнергетики (строительство атомных энергоблоков и Днестровской ГАЭС).

Среди других важных решений, зафиксированных в бюджете 2010 г, стоит отметить выделение правительством 50 млрд. грн. на рекапитализацию банков. Это свидетельствует о том, что правительство ожидает ухудшения ситуации в банковской сфере в следующем году.

Отдельным пунктом стоит выделить намерение правительства децентрализировать финансовые ресурсы государства. Бюджет-2010 сформирован на основе нового Бюджетного кодекса, который существенно расширяет доходную базу местных бюджетов (более детально читайте в статье Бюджетный кодекс поставили перед выборами). Кроме того, он предусматривает внедрение института бюджета развития, который имеет реальные доходные источники. Главной проблемой, которая может нивелировать это позитивное новшество, является тот факт, что на новую редакцию бюджетного кодекса наложено вето. А Партия регионов явно не горит желанием помогать коалиции преодолеть сопротивление Президента.

В целом нынешний бюджет хоть и пестрит не всегда оправданными оптимистическими ожиданиями правительства, но все же является более скромным, чем предыдущий. В данном контексте он, по меньшей мере, мог бы послужить базой для конечного варианта бюджета. В то же время высокая политизация ВРУ в преддверии выборов, очевидно, помешает правительству вынести его хотя бы на рассмотрение в парламент. Кроме того, Президент уже заранее готов наложить вето на закон. В связи с этим стоит ожидать, что его обсуждение по сути будет перенесено на послевыборный период.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!