kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Ферросплавы: урожайная будет осень

18.09.09
размер текста:

Летом ферросплавные заводы Украины оживились в ответ на активизацию металлорынков. Как ни странно, осенью оживление обещает продолжиться.

По свежим данным Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА), за 8 месяцев 2009 г. производство ферросплавов в Украине составило 555,5 тыс. т, что на 52,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Если брать по основным типам сплавов, то выпуск силикомарганца составил 400 тыс. т (спад на 46,4%), ферромарганца – 62,6 тыс. т (спад на 80%), ферросилиция (в пересчете на 45% Si) – 83,7 тыс. т (спад на 25,5%). А вот 9,3 тыс. т изготовленного металлического марганца означает рост к январю-августу 2008 г. на 66,1%.

Карта подотрасли

Как известно, отечественная ферросплавная подотрасль включает 3 основных завода – Никопольский (НЗФ), Запорожский (ЗЗФ) и Стахановский. Базовое сырье – марганцевые руды – поставляются Марганцевским и Орджоникидзевским горно-обогатительными комбинатами. Монополистом подотрасли является группа "Приват" Коломойского-Боголюбова, входящая также в состав акционеров НЗФ, который контролирует пинчуковский "Интерпайп". Кстати, есть основания полагать, что холдинг Игоря Валерьевича Коломойского далеко не оставил надежд присоединить и НЗФ к своей монополии. И, по всей видимости, связывает эти стремления не только с максимальным использованием столичного административного ресурса, но и с победой Юлии Тимошенко на президентских выборах. В связи с этим, кстати, вспоминается крайне острое противостояние вокруг завода несколько лет назад.

Кроме того, в относительно небольших объемах производят ферросплавы "малые" Краматорский и Константиновский металлургические заводы, а также ряд других метпредприятий.

Попыткой наступления на крупный бизнес, связанный с "оранжевым" Президентом, можно считать и продолжающееся наступление "Привата" на "АрселорМиттал Кривой Рог". Уже ни для кого не секрет, что победа "проприватовских" сил на ближайших президентских выборах может привести к крупному переделу собственности в стране. А АМКР, начиная с 2005 г., был среди главных кандидатов на "реприватизацию".

Так или иначе, но в связи с наметившимся в августе оживлением спроса на металлорынках ферросплавщики активизировали производство. Например, загрузка мощностей ЗЗФ к началу сентября достигла 65%, в том числе включены на разогрев печи №№1, 5 в цехе №1. Всего сейчас на предприятии работают 24 печи из 31, притом цеха №№2, 3, 4 загружены полностью. Заметим также, что 2 сентября завод начал капитальный ремонт разливочной машины №3 цеха №4, который продлится более 2 месяцев.

Кроме того, "Приват" не скрывает намерений возобновить инвестиции в "пинчуковский" НЗФ. По словам заместителя председателя ЗАО "Приват Интертрейдинг" Сергея Максименко, холдинг готов инвестировать в целый ряд проектов и агрегатов завода согласно программе развития последнего.

Основные цифры

Остановимся подробнее на тенденциях. К началу сентября в Европе спрос оставался активным и рос заметно быстрее, чем предложение. В результате, по данным центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ), цены на силикомарганец по краткосрочным (спотовым) сделкам подскочили на 70 евро/т и достигли 900-950 евро/т с доставкой. По аналогичной цене сейчас предлагается и высокоуглеродистый ферромарганец, подорожавший по сравнению с августом на 150 евро/т.

Согласно информации ДЗИ, среднеуглеродистый ферромарганец пока что стабилизировался на уровне 1200-1300 долл./т, низкоуглеродистый – на уровне 1400-1500 евро/т. К этому стоит добавить, что высокоуглеродистый ферромарганец к концу августа быстро сравнялся в стоимости с силикомарганцем. Напомним, в ходе кризиса европейские ферросплавщики остановили свыше 55% своих мощностей.

На другом ключевом рынке – в Китае – цены, напротив, приобрели тренд к падению. Так, ферромолибден (60% Mo) подешевел до 24,1-25 тыс. долл./т с НДС без доставки, феррованадий на аналогичных условиях – до 17,5-18,3 тыс. долл./т, ферросилиций (75-A) – до 850-880 долл./т. Цены на марганцевые ферросплавы также немного упали в цене: Mn65Si17 – до 1100-1200 долл./т, высоко- и низкоуглеродистый силикомарганец предлагается по 1050-1100 долл./т и 1580-1620 долл./т соответственно. В сентябре ожидается дальнейшее удешевление по всем типам продукции.

Наконец, украинский рынок к сентябрю во многом повторил европейские тенденции. Причем рост цен на импортные ферросплавы заставляет потребителей переориентироваться на местные аналоги. Так, если в июле высокоуглеродистый ФМн78 производства Украины стоил в среднем 1700 долл./т с НДС и доставкой, то к концу августа цена выросла до 1800 долл./т. Силикомарганец МнС17 подорожал в течение августа приблизительно на 120 долл./т – до 1520 долл./т, ферросилиций ФС65 – до 1475 долл./т, среднеуглеродистый ферромарганец ФМн88 – с 2770 до 2850 долл./т, а ферросилиций ФС45 – с 1120 до 1310 долл./т.

Снизились цены только на металлический марганец Мн95 – примерно на 250 долл./т, до 3370 долл./т. Это связано с некоторым избытком предложения, а также с более привлекательной ценой аналогичной китайской продукции (3300 долл./т). В сентябре рост котировок продолжится из-за активности спроса, но подорожание не превысит 40-50 долл./т для каждого типа ферросплавов.

Осенние перспективы

Что же касается внешней торговли ферросплавами, то тут основным событием последнего месяца стало начало импорта из Южной Кореи со стороны АМКР. По информации комбината, вследствие конфликта с ЗЗФ начат завоз ферросплавов из этой страны. В то же время директор предприятия Жан Жуэ констатирует: "ЗЗФ производит ферросплавы, которые жизненно необходимы компании, и сотрудничать с ним рано или поздно придется. Жаль, что руководство запорожского завода даже не попыталось предложить цены, которые могли бы удовлетворить обе стороны", - замечает Жан Жуэ.

В целом по итогам июля, рассказывают в Кабмине, экспорт отечественных ферросплавов в ценовом выражении вырос относительно июня на 26%, почти до 60 млн. долл. Таким образом, летом сформировался тренд постепенного увеличения ферросплавного экспорта: в июне в денежном эквиваленте также отмечен рост (+10% к маю). А так как в августе спрос только возрастал, то по результатам последнего летнего месяца мы, вероятно, увидим продолжение роста экспорта.

Интересно, что в июле на 58-60% повысился "в деньгах" экспорт такого дорогого продукта как малотоннажные ферросплавы, в то время как их импорт вырос всего на 40-41% (отражая общую тенденцию оживления спроса).

А общий импорт ферросплавов в июле снизился на 8,6% по сравнению с июнем-2009 – до 23-25 млн. долл., что тоже стало развитием летнего тренда (июнь показал минус 5% импорта к маю). Таким образом, тенденция спада импорта в пользу явной активизации внутреннего производства – налицо.

Кроме сохранения активности спроса и вызванного им ценового оживления, попытаемся отдельно спрогнозировать рост потребления такого "малого" ферросплава как феррохром. Так, по оценкам одного из крупнейших в мире ферросплавных производителей Eurasian Natural Resources Corp., ENRC (Казахстан), уже в 2009 г. глобальный выпуск феррохрома вырастет в связи с активизацией производства нержавеющей стали, которое по итогам года может составить 25-26 млн т. Как известно, феррохром – один из сырьевых компонентов, используемых при выпуске "нержавейки", и в последнем квартале года ожидается существенное подорожание этого сплава. В связи с этим сама ENRC в июле запустила новый окомкователь хрома на своем Донском заводе с ежегодной мощностью 700 тыс. т.

А украинские ферросплавщики, скорее всего, этой осенью будут постепенно запускать основные агрегаты, а также бороться за максимальное вытеснение импорта с внутреннего рынка.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!