kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Логичное продолжение

21.09.09
размер текста:

ТНК-ВР до кризиса успела серьезно модернизировать Лисичанский НПЗ, теперь завод является самым современным в отрасли. На очереди – экспансия на розничный рынок нефтепродуктов.

Лисичанский нефтеперерабатывающий завод – самый молодой НПЗ в Украине: 1 очередь предприятия сдана в эксплуатацию в октябре 1976 г. В 1990 годах предприятие преобразовалось в ОАО "Лисичанскнефтеоргсинтез" (ЛиНОС), а в 2000 году 67,41% его акций было выкуплено Тюменской нефтяной компанией (ТНК).

В последние годы преемником "ЛиНОСа" в качестве основного собственника производственных мощностей компании стало ЗАО "ЛИНИК". Общая ежегодная мощность завода составляет приблизительно 8 млн. т нефтяного сырья в год, поставки происходят по нефтепроводу "Самара-Лисичанск", а также по железной дороге. Ассортимент включает: 1) неэтилированный автомобильный бензин А-80, А-92, А-95, А-98; 2) дизтопливо с содержанием серы до 0,2%, 0,05% и 50 ppm; 3) так называемое зимнее дизтопливо – до 0,2%, 0,05% и 0,005% серы; 4) топливо для реактивных двигателей (ТС-1); 5) топочный мазут М-100; 6) полипропилен ЛИПОЛ (марки от А-1 до А-11); 7) углеводородный сжиженный топливный газ для общего потребления – СПБТ и БТ; 8) комовую серу; 9) дорожные и кровельные битумы. При этом предприятие является единственным украинским изготовителем полипропилена.

ЗАО располагает двумя укрупненными комбинированными установками первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-8, двумя установками каталитического риформинга (Л-35/11-1000 и ЛЧ-35/11-1000) и другим основным технологическим оборудованием, а также собственной ТЭЦ и 187 резервуарами общей емкостью 1,3 млн. куб. м.

Миллионы в кризис

Одним из последних событий, связанных с компанией, стала консолидация ТНК-ВР почти 100% уставного капитала завода летом 2009 г. Член совета директоров ТНК-ВР Михаил Фридман в связи с этим замечает: "Украина – один из ключевых регионов работы корпорации". От себя добавим, что на "ЛИНИКе" в последние годы уже проведена крупная модернизация, и теперь он считается едва ли не самым современным отечественным НПЗ. Это позволяет владельцам не только занимать часть внутреннего рынка, но и успешно экспортировать свою продукцию дальше.

В 2009 г. запланировано освоить на развитие производства 48 млн. долл., в том числе на промышленную и экологическую безопасность – более 14 млн. долл., на замену изношенного оборудования и катализаторов – свыше 20 млн. долл., на обновление систем управления, эксплуатационную безопасность – более 5 млн. долл., на оборудование контроля качества – 2 млн. долл. Так, в ООО "ТНК-ВР Коммерс" сообщают, что уже до конца 2009 г. намечено внедрить новую технологическую схему вакуумирования на установке первичной переработки нефти. Эффект от проекта – снижение выбросов в атмосферу и рост отбора вакуумного газойля, используемого для выработки светлых нефтепродуктов.

Также предприятие к 2010 г. наметило начать реконструкцию резервуарного парка хранения сжиженных углеводородных газов и эстакады. В целом в этом году предполагается сохранить производство на уровне 2008 г. и добиться таких показателей (тыс. т):


Источник: Лисичанский горсовет

Как видим, выпуск базовой продукции – бензина – планируется даже нарастить, так же как и монопольно производимого полипропилена. Как можно догадаться, плановое увеличение выпуска бензина связано не с ростом потребления (оно падает), а с ожидаемым усилением рыночных позиций.

Ну, держись, розница!

Ключевым фактором такого усиления может стать покупка более 110 АЗС у сети "УТН-Восток", работающей в 13 регионах страны преимущественно под брендом "Укртатнафта". С учетом кризиса и долгов сеть оценивается всего в 50 млн. долл. Это в 2 раза меньше той цены, которая была еще год назад. Так, 1 заправка сети оценивается в 840 тыс. долл., в то время как годом ранее она стоила 1 млн. долл. Больше всего АЗС у фирмы в Донецкой, Днепропетровской и Киевской областях. Материнская компания сети (ЗАО "Вик-Ойл") входит в многопрофильный холдинг "Международный инвестиционный союз".

Как известно, у ТНК-ВР на украинском рынке уже есть своя розничная сеть торговли нефтепродуктами – предприятие "Кершер". Однако оно со своими 50 АЗС занимает лишь 1% рынка. В то же время "ЛУКОЙЛ" имеет в нашей стране 269 заправок, а крупный западноукраинский трейдер "Галнафтогаз" - 270. Кроме того, на рынке работает Shell (Британия) со 161 АЗС.

Правда, в августе "Укртатнафта" вознамерилась отобрать у "УТН-Восток" свой бренд, обвиняя последнюю в нарушении лицензионного соглашения. Однако самое страшное, к чему это может привести, и так произошло бы при переходе под "крыло" ТНК. Речь идет о ребрендинге под марку нового собственника. Коммерческий директор "УТН-Восток" Виталий Леончук по этому поводу отмечает, что под брендом кременчугского производителя сейчас в Украине работает порядка 200 заправок, но претензии возникли только к его компании.

Не исключено, что поглощение "УТН-Восток" компанией ТНК-ВР даст старт крупному переделу отечественного рынка нефтепродуктов. В числе причин – подорожание бензина, ведущее к падению спроса, и, как следствие, продаж. Таким образом, более слабые операторы вынуждены готовиться покинуть рынок. Спад потребления усиливается его традиционным осенним снижением, но инфляция и девальвация не дают возможности сократить расходы в гривне. Поэтому уже в 2009 г. можно ожидать укрупнения рынка в пользу ведущих игроков. В частности, могут заметно укрепиться "ЛУКОЙЛ" и ТНК-ВР. У них "в тылу" есть мощный российский базис и собственная нефть. "Галнафтогаз" в кризисных условиях небезуспешно пытается получать кредиты от ЕБРР и других глобальных заемщиков, но его возможности все же намного меньше, чем у конкурентов из России.

А вот "УкрПриватНафта" Игоря Коломойского, который в последнее время существенно продвинулся в деле построения в стране собственной ВИНК (вертикально интегрированной нефтяной компании), может составить россиянам реальную конкуренцию. Даже если у "Привата" не будет контроля над сотней заправок "УТН-Восток", то ведь можно построить новые или попросту привлечь уже готовые под свою марку по джобберским контрактам. А вот производственные активы у Коломойского (Кременчугский НПЗ, "Галичину" и "Нафтохимик Прикарпатья") в ближайшие годы будет сложно отобрать. Даже если у него испортятся отношения с Юлией Владимировной и при этом она станет Президентом.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.

Продажа парусных яхт Grand Soleil 37


Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!