kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Логичное продолжение

21.09.09
размер текста:

ТНК-ВР до кризиса успела серьезно модернизировать Лисичанский НПЗ, теперь завод является самым современным в отрасли. На очереди – экспансия на розничный рынок нефтепродуктов.

Лисичанский нефтеперерабатывающий завод – самый молодой НПЗ в Украине: 1 очередь предприятия сдана в эксплуатацию в октябре 1976 г. В 1990 годах предприятие преобразовалось в ОАО "Лисичанскнефтеоргсинтез" (ЛиНОС), а в 2000 году 67,41% его акций было выкуплено Тюменской нефтяной компанией (ТНК).

В последние годы преемником "ЛиНОСа" в качестве основного собственника производственных мощностей компании стало ЗАО "ЛИНИК". Общая ежегодная мощность завода составляет приблизительно 8 млн. т нефтяного сырья в год, поставки происходят по нефтепроводу "Самара-Лисичанск", а также по железной дороге. Ассортимент включает: 1) неэтилированный автомобильный бензин А-80, А-92, А-95, А-98; 2) дизтопливо с содержанием серы до 0,2%, 0,05% и 50 ppm; 3) так называемое зимнее дизтопливо – до 0,2%, 0,05% и 0,005% серы; 4) топливо для реактивных двигателей (ТС-1); 5) топочный мазут М-100; 6) полипропилен ЛИПОЛ (марки от А-1 до А-11); 7) углеводородный сжиженный топливный газ для общего потребления – СПБТ и БТ; 8) комовую серу; 9) дорожные и кровельные битумы. При этом предприятие является единственным украинским изготовителем полипропилена.

ЗАО располагает двумя укрупненными комбинированными установками первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-8, двумя установками каталитического риформинга (Л-35/11-1000 и ЛЧ-35/11-1000) и другим основным технологическим оборудованием, а также собственной ТЭЦ и 187 резервуарами общей емкостью 1,3 млн. куб. м.

Миллионы в кризис

Одним из последних событий, связанных с компанией, стала консолидация ТНК-ВР почти 100% уставного капитала завода летом 2009 г. Член совета директоров ТНК-ВР Михаил Фридман в связи с этим замечает: "Украина – один из ключевых регионов работы корпорации". От себя добавим, что на "ЛИНИКе" в последние годы уже проведена крупная модернизация, и теперь он считается едва ли не самым современным отечественным НПЗ. Это позволяет владельцам не только занимать часть внутреннего рынка, но и успешно экспортировать свою продукцию дальше.

В 2009 г. запланировано освоить на развитие производства 48 млн. долл., в том числе на промышленную и экологическую безопасность – более 14 млн. долл., на замену изношенного оборудования и катализаторов – свыше 20 млн. долл., на обновление систем управления, эксплуатационную безопасность – более 5 млн. долл., на оборудование контроля качества – 2 млн. долл. Так, в ООО "ТНК-ВР Коммерс" сообщают, что уже до конца 2009 г. намечено внедрить новую технологическую схему вакуумирования на установке первичной переработки нефти. Эффект от проекта – снижение выбросов в атмосферу и рост отбора вакуумного газойля, используемого для выработки светлых нефтепродуктов.

Также предприятие к 2010 г. наметило начать реконструкцию резервуарного парка хранения сжиженных углеводородных газов и эстакады. В целом в этом году предполагается сохранить производство на уровне 2008 г. и добиться таких показателей (тыс. т):


Источник: Лисичанский горсовет

Как видим, выпуск базовой продукции – бензина – планируется даже нарастить, так же как и монопольно производимого полипропилена. Как можно догадаться, плановое увеличение выпуска бензина связано не с ростом потребления (оно падает), а с ожидаемым усилением рыночных позиций.

Ну, держись, розница!

Ключевым фактором такого усиления может стать покупка более 110 АЗС у сети "УТН-Восток", работающей в 13 регионах страны преимущественно под брендом "Укртатнафта". С учетом кризиса и долгов сеть оценивается всего в 50 млн. долл. Это в 2 раза меньше той цены, которая была еще год назад. Так, 1 заправка сети оценивается в 840 тыс. долл., в то время как годом ранее она стоила 1 млн. долл. Больше всего АЗС у фирмы в Донецкой, Днепропетровской и Киевской областях. Материнская компания сети (ЗАО "Вик-Ойл") входит в многопрофильный холдинг "Международный инвестиционный союз".

Как известно, у ТНК-ВР на украинском рынке уже есть своя розничная сеть торговли нефтепродуктами – предприятие "Кершер". Однако оно со своими 50 АЗС занимает лишь 1% рынка. В то же время "ЛУКОЙЛ" имеет в нашей стране 269 заправок, а крупный западноукраинский трейдер "Галнафтогаз" - 270. Кроме того, на рынке работает Shell (Британия) со 161 АЗС.

Правда, в августе "Укртатнафта" вознамерилась отобрать у "УТН-Восток" свой бренд, обвиняя последнюю в нарушении лицензионного соглашения. Однако самое страшное, к чему это может привести, и так произошло бы при переходе под "крыло" ТНК. Речь идет о ребрендинге под марку нового собственника. Коммерческий директор "УТН-Восток" Виталий Леончук по этому поводу отмечает, что под брендом кременчугского производителя сейчас в Украине работает порядка 200 заправок, но претензии возникли только к его компании.

Не исключено, что поглощение "УТН-Восток" компанией ТНК-ВР даст старт крупному переделу отечественного рынка нефтепродуктов. В числе причин – подорожание бензина, ведущее к падению спроса, и, как следствие, продаж. Таким образом, более слабые операторы вынуждены готовиться покинуть рынок. Спад потребления усиливается его традиционным осенним снижением, но инфляция и девальвация не дают возможности сократить расходы в гривне. Поэтому уже в 2009 г. можно ожидать укрупнения рынка в пользу ведущих игроков. В частности, могут заметно укрепиться "ЛУКОЙЛ" и ТНК-ВР. У них "в тылу" есть мощный российский базис и собственная нефть. "Галнафтогаз" в кризисных условиях небезуспешно пытается получать кредиты от ЕБРР и других глобальных заемщиков, но его возможности все же намного меньше, чем у конкурентов из России.

А вот "УкрПриватНафта" Игоря Коломойского, который в последнее время существенно продвинулся в деле построения в стране собственной ВИНК (вертикально интегрированной нефтяной компании), может составить россиянам реальную конкуренцию. Даже если у "Привата" не будет контроля над сотней заправок "УТН-Восток", то ведь можно построить новые или попросту привлечь уже готовые под свою марку по джобберским контрактам. А вот производственные активы у Коломойского (Кременчугский НПЗ, "Галичину" и "Нафтохимик Прикарпатья") в ближайшие годы будет сложно отобрать. Даже если у него испортятся отношения с Юлией Владимировной и при этом она станет Президентом.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.

Продажа парусных яхт Grand Soleil 37


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!