kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Логистика реагирует на кризис

22.09.09
размер текста:

Услуги по внутренней транспортировке и доставке металла подешевели, а качество сервиса улучшилось. Эксперты говорят: всему виной экономический кризис. Штиль в строительной отрасли привел к снижению оборотов в металлоторговле. Разгрузка площадей позволила некоторым торговцам улучшить систему логистики и снизить расценки за перевозки. Однако дешевыми эти услуги долго оставаться не смогут, ведь цена на топливо стремительно растет.

Частники покидают автоперевозки

На рынке работают несколько десятков крупных перевозчиков, которые специализируются на транспортировке металлических изделий, обладая парком машин, которые в состоянии перевозить грузы весом более 20 тонн и длиной более 10 метров. Подобные компании обладают всей разрешительной документацией, необходимой для перевозки этих грузов. Но из-за спада спроса некоторые из них были вынуждены переориентироваться на другие виды продукции, занявшись контейнерными перевозками или транспортировкой негабаритной техники.

Понизив расценки на свою продукцию на 30%, перевозчики не смогли далее продолжать снижение ввиду роста цен на топливо. Цены на дизель в течение лета выросли с 5,2 до более 7 грн., продолжая расти и дальше в условиях повышенного спроса на топливо со стороны аграриев.

В настоящее время перевозка груза массой в 10 тонн (к примеру, металлической арматуры длиной 8 м) из Киева в Днепропетровск обойдется от 7 до 12,5 тыс. грн., если платить наличными. При расчете безналом за это придется доплатить 10%, то есть 750-1250 грн. В ходе телефонного обзвона выяснилось, что транспортники не руководствуются никакими общепринятыми тарифами, а устанавливают свой собственный. Поэтому расценки между ними отличаются на 50-70% за один и тот же маршрут. В среднем он составляет 12-18 грн. за км.

Президент Ассоциации автомобильных перевозчиков Виталий Рева в интервью "Минпрому" отметил, что дисбаланс в тарифах – давняя проблема. "Раньше перевозчики работали по единому прейскуранту, установленному государством для предприятий разных форм собственности. В частности, они знали, сколько стоит перевозка того или иного груза, сколько стоит задержка отгрузки, сколько стоит тоннаж груза, и руководствовались этими тарифами. Теперь его никто не придерживается, а все устанавливают расценки по своему усмотрению", - отмечает Рева.

В условиях непрозрачности тарифов и высоких цен на перевозки металлоторговцы решили отказаться от услуг частников и совершать транспортировку своим автопарком. Это позволило снизить себестоимость металла. В среднем стоимость доставки металла с металлобазы к покупателю колеблется на уровне 6-15 грн. за километр, то есть на 50% дешевле, чем у частных транспортников.

Перевозка металла с помощью сертифицированных торговцев имеет несколько преимуществ. Во-первых, можно заказать не только транспорт, но и обработку металла, чтобы он принял надлежащий вид для транспортировки и потребления. Во-вторых, торговцы, как правило, не делают различий между наличным и безналичным расчетом. В-третьих, у них в наличии хорошие специализированные автомобили, поэтому доставка и отгрузка будет более удобна.

Железнодорожный транспорт

Как известно, сейчас на перевозку железнодорожным транспортом действуют льготные тарифы, утвержденные Меморандумом между металлургами и правительством. Прежде всего, это касается снижения тарифных ставок на перевозку грузов в местном сообщении до 200 км. Например, снижение тарифов на перевозку черных металлов по маршруту Енакиево-Ясиноватая (36 км) составило 40% в вагонах "Укрзализныци" и 45% в собственных вагонах предприятия, Енакиево-Мариуполь-Порт (186 км) — 10% и 17% соответственно, Сартана-Мариуполь-Порт (16 км) — 51% и 55%.

Теперь в основу формирования ставок тарифа заложено не только расстояние и расчетная масса вагона (контейнера), но и то, кому именно этот вагон (контейнер) принадлежит: парку железной дороги или же отправителю. Для тех, кто использует вагоны ж/д парка, размер тарифов будет составлять на 3-10 % выше.

Речной транспорт

Речной транспорт становится реальной альтернативой железнодорожным и автомобильным перевозкам, однако пока он действует только по Днепру. На сегодня крупными портами, способными на отгрузку металлопродукции, являются Николаевский, Запорожский, Днепропетровский, Херсонский, Черниговский порты. Впрочем, процесс транспортировки и отгрузки металла по реке пока слишком длинный и бюрократичный. В речных портах – слишком слабая транспортная инфраструктура, да и количество специализированных суден слишком мало.

Логистическая сеть

Стоит отметить, что перед кризисом количество современных металлобаз, складских помещений и логистических комплексов стремительно возрастало. Появились первые в стране супермаркеты металла, ориентированные как на оптовых, так и на розничных покупателей. Однако даже подобные комплексы не всегда справлялись с ростом продаж, и иногда возникали проблемы со своевременной отгрузкой и транспортировкой товара. После того, как грянул кризис и продавцы лишились основных покупателей, скорость и качество транспортировки металла значительно улучшилась.

Продавцы металла сделали все возможное, чтобы привлечь тех покупателей, которые остались на рынке. Стоимость доставки снизилась на 10%, больше внимания стало уделяться мелкому и среднему опту. Так, к примеру, компания "УГМК" перераспределила объемы поставок между железнодорожным и автомобильным транспортом. Теперь 15-20% объемов поставок металла на региональные склады сеть стала осуществлять своим автотранспортом. Компания "Запорожметалл-холдинг" решила, что, несмотря на подорожание топлива, она не будет повышать тарифы на транспортировку. А перевозку компания осуществляет собственным автотранспортом, лишь изредка прибегая к услугам частников. Как сообщили "Минпрому" в отделе логистики компании, теперь основное внимание уделяют розничным продажам.

Много внимания металлоторговцы стали уделять предпродажным услугам, в частности, порезке металлопроката, доставке, широкому ассортименту в одном месте (это позволяет экономить время/деньги на поиски необходимого), оказании справочной информации и прочее. В связи с этим у супермаркетов металла и адаптированных под розницу металлобаз оказалась сравнительно хорошая динамика продаж. Наибольшая концентрация подобных розничных сетей в промышленных регионах Украины – восточном и центральном.

Особенность таких торговых площадок в том, что они имеют широкий ассортимент металлопродукции, который подобран по специфике потребления данной конкретной территории. К примеру, в Николаеве и Херсоне – в наличии специальный металл для судостроения, а в Запорожье – металл для нужд автопроизводства. Сети супермаркетов готовы быстро обслужить как розничного покупателя, так и крупное предприятие. В подобных сетях действует система "виртуального центрального склада", что позволяет доставлять потребителю не только тот металлопрокат, который хранится на складе его региона, но и тот, который имеется в национальной сети. Контролируемый процесс сбыта напрямую влияет на процессы закупки/заказа металлопроката, транспортировки, финансирования, что позволяет компаниям снизить расходы и себестоимость продукции.

Горючее влияет на логистику

Впрочем, дальнейшее подорожание топлива сделает невыгодным развитие логистической сети, ведь на перевозки придется тратить слишком много денег. Поэтому все расходы будут переложены на покупателей товаров, чему последние навряд ли обрадуются. В таких условиях выживут лишь крупнейшие торговцы и перевозчики, которые смогут оптимизировать систему логистики и удерживать минимальные тарифы на транспорт.

Комментарии

Виталий Ключник, коммерческий директор ОАО "Украинская горно-металлургическая компания"

Мы провели оптимизацию логистической системы в масштабах территории всей Украины, в том числе транспортной логистики, львиную долю которой обеспечивает парк собственных грузовых автомобилей. Благодаря высвобождению внутренних резервов оборачиваемость складов увеличилась более чем в два раза с начала 2009 г. Централизация и современные методы администрирования, аккумулирование ресурсов и оптимальное распределение позволило компании не только сохранить рыночные позиции, но и увеличить собственную долю рынка до 16%.

Сергей Рева, председатель Ассоциации перевозчиков Украины

Подорожание топлива заставляет перевозчиков работать на грани рентабельности. Поэтому ожидать снижения расценок на перевозки не приходится, скорее наоборот. Если так и дальше будет продолжаться, то не исключено, что будем устраивать акции протеста, потому что работать в таких условиях невозможно. Дальнейшее подорожание топлива и удорожание доллара приведет к тому, что с рынка уйдет большая часть перевозчиков. А те, кто останутся, будут диктовать цены на рынке, тем более таком специализированном как крупногабаритные перевозки.

Сергей Чигирь

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.
22.03.17, Игорь Воронцов
Долгоиграющее антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении "Газпрома" завершилось безоговорочной победой европейцев. Под их нажимом российский госконцерн был вынужден пойти на серьезные уступки. Вот только об интересах Украины, зачем-то вступившей в Европейское энергетическое сообщество, в Брюсселе никто не вспомнил.
17.03.17, Максим Полевой
Украинский металлургический экспорт в страны бывшего СССР продолжает снижаться. Если еще в 2012-13-м эти государства в структуре украинского металлоэкспорта занимали в совокупности около 20% и более, то в прошлом году эта доля упала до 13,2% в денежном выражении, или до 954 млн долл. Однако некоторые рыночные позиции сохраняются.
10.03.17, Максим Полевой
На фоне обострения конкуренции на мировых металлорынках и усиления протекционизма особое значение для металлургов Украины приобретает посильная географическая диверсификация экспорта. Она может касаться второстепенных регионов, где конкурентная борьба между влиятельными поставщиками не слишком остра – по крайней мере, пока.
06.03.17, Ярослав Ярош
Российская горно-металлургическая группа Evraz, чьим ключевым бенефициаром является Роман Абрамович, сообщила, что достигла соглашения о продаже своего украинского коксохимического завода "Южкокс". Это уже второй украинский актив, с которым она готова расстаться после начала войны на Донбассе. Но сделка до сих пор не закрыта.
02.03.17, Игорь Воронцов
Евросоюзу долгое время удавалось отбиваться от китайской экспансии в металлургической отрасли. Однако в последнее время защитные редуты дали серьезную трещину. На помощь компаниям из КНР пришел очень сильный и грозный союзник – кризис. Первыми под его напором начали сдавать позиции наиболее слабые игроки – восточноевропейские стальные производители. А там не успеешь оглянуться, как очередь дойдет и до гораздо более благополучных и устойчивых предприятий в Западной Европе.
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!