kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Горняки наверстывают упущенное

22.09.09
размер текста:

Некоторое оживление в украинской и мировой металлургии, наблюдаемое в течение последних нескольких месяцев, способствуют формированию позитивных тенденций в смежных отраслях, в том числе и в горнорудном секторе.

На примере отдельных участников рынка отчетливо видно, как они начинают постепенно наверстывать упущенное в период острой фазы кризиса. Так, один из крупнейших в Европе Северный ГОК за 8 месяцев 2009 г. сократил отставание по производству железорудного концентрата в сравнении с соответствующим периодом прошлого года до 9,6% по сравнению с 13,2% за май-июнь, по производству окатышей за тот же период в сравнении с 2008 г. отставание сократилось с 33,4% до 26%. При этом в августе СевГОК увеличил выпуск концентрата на 1 %, до 1,25 млн т., и окатышей – на 6,4%, до 1 млн т. в сравнении с июлем.

Похожая ситуация и на Полтавском ГОКе, который за 8 месяцев 2009 г. сократил отставание от прошлого года по производству концентрата с 15% до 6,4%, по окатышам – с 17% до 9,6%.

Если же взять Запорожский ЖРК и Центральный ГОК, то на предприятиях по итогам 8 месяцев 2009 г. уже практически ликвидировано отставание от прошлого года по добыче железной руды и выпуску концентрата.

Следует также отметить, что, несмотря на кризис, отдельные предприятия в текущем году продолжили реализацию ранее запланированных инвестпрограмм. Например, вышеупомянутый СевГОК завершил капремонт секций №1-2 на рудообогатительной фабрике №1, мощность которой возросла на 70 тыс. т., до 1,25 млн т. концентрата в месяц. Затраты на ремонт составили 11,5 млн грн. Южный ГОК в 2009 г. сообщил о намерении направить на модернизацию мощностей 14,98 млн грн., на капстроительство – 99,57 млн грн.

В целом же по горнорудной промышленности ситуация выглядит не совсем радужно: в январе-августе 2009 г. сократили производство неподготовленного ЖРС на 24%, до 40,453 млн т. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. При этом выпуск концентрата уменьшился на 22%, до 33,963 млн т., а железной руды – на 25%, до 40,753 млн т. Производство подготовленного ЖРС сократилось на 27%, до 35,674 млн т., в том числе агломерата – на 31%, до 22,903 млн т., окатышей – на 17%, до 12,838 млн т. Иными словами, говорить об окончательном выходе отрасли из рецессии пока преждевременно.

Снижение запросов украинских металлургов компенсировалось ростом объемов экспортных поставок ЖРС. Так, по итогам 7 месяцев горнорудная промышленность в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. сумела увеличить экспорт концентрата на 64,7% – до 6,312 млн т., окатышей – на 9%, до 5,339 млн т. Диссонанс в мажорную ноту вносит разве что ГОК "Сухая балка", который сократил экспорт аглоруды на 46,6% – до 2,437 млн т. Помимо традиционных европейских потребителей, в январе-июле значительные поставки ЖРС осуществлялись в Турцию, Индию и Китай.

Это свидетельствует о том, что для новых мировых лидеров металлургии проблемы с сырьем уже сейчас актуальны. Так, серьезные трудности в переговорах с ведущими поставщиками ЖРС в 2009 г. возникли у Baosteel и других китайских производителей. Они требовали от австралийской BHP Billiton и бразильских Rio Tinto и Vale снижения стоимости руды на 35%. В основании такого требования – информация, что австралийцы ранее предоставили скидку в 34% одному из металлургических концернов. Однако эти переговоры не увенчались успехом, и китайские металлурги были вынуждены перейти на закупки ЖРС по спотовым контрактам, прежде всего у индийских производителей.

При этом следует учитывать, что экспортные возможности Индии по железной руде ограничены в условиях позитивной динамики развития собственного сталелитейного сектора.

Кстати, крупнейшая в Южной Корее металлургическая корпорация Posco в 2009 г. также не сумела найти понимание и общие подходы к ценообразованию на ЖРС с BHP Billiton: переговорный процесс продолжался несколько месяцев, но так и не был завершен.

Отсюда следует вывод: приоритеты в отрасли меняются. В период острой фазы кризиса у менеджмента металлургических предприятий насущной проблемой было сохранение существующих рынков сбыта металлопродукции и поиск новых. Сейчас же вопросы стабильного обеспечения сырьем опять выходят на первый план.

Жесткий ценовой диктат со стороны бразильских и австралийских горнодобывающих корпораций заставляет азиатских металлургов искать альтернативные источники ЖРС. Так, Baosteel в текущем году приобрела 15% акций австралийской Aquila Resources Ltd за 240 млн долл. Китай же, являющийся крупнейшим потребителей железной руды в мире, за последние несколько лет потратил 56 млрд долл. на инвестиции в горнодобывающие компании для снижения зависимости от Vale, Rio Tinto и BHP Billiton. Достижению этой цели, безусловно, будет способствовать и начатая в 2009 г. во Вьетнаме разработка крупнейшего в регионе месторождения на севере провинции Тинь. Залегающие там запасы железных руд оцениваются в 544 млн т., и только на первом этапе добыча составит 5-10 млн т. ЖРС в год.

Однако кризис все же остудил инвестиционные аппетиты китайцев, ранее скупавших активы ГМК по всему миру. Поэтому проблема диверсификации сырьевых поставок все равно остается актуальной для дальневосточных сталелитейных корпораций. В этой связи продукция украинских ГОКов представляет для них определенный интерес. К тому же Южная Корея и Китай являются мировыми лидерами по водоизмещению грузового флота и объемам международных морских грузоперевозок. Так что особых проблем с доставкой ЖРС не предвидится.

Игорь Воронцов
<font color=red>xxx</font>

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!