kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Горняки наверстывают упущенное

22.09.09
размер текста:

Некоторое оживление в украинской и мировой металлургии, наблюдаемое в течение последних нескольких месяцев, способствуют формированию позитивных тенденций в смежных отраслях, в том числе и в горнорудном секторе.

На примере отдельных участников рынка отчетливо видно, как они начинают постепенно наверстывать упущенное в период острой фазы кризиса. Так, один из крупнейших в Европе Северный ГОК за 8 месяцев 2009 г. сократил отставание по производству железорудного концентрата в сравнении с соответствующим периодом прошлого года до 9,6% по сравнению с 13,2% за май-июнь, по производству окатышей за тот же период в сравнении с 2008 г. отставание сократилось с 33,4% до 26%. При этом в августе СевГОК увеличил выпуск концентрата на 1 %, до 1,25 млн т., и окатышей – на 6,4%, до 1 млн т. в сравнении с июлем.

Похожая ситуация и на Полтавском ГОКе, который за 8 месяцев 2009 г. сократил отставание от прошлого года по производству концентрата с 15% до 6,4%, по окатышам – с 17% до 9,6%.

Если же взять Запорожский ЖРК и Центральный ГОК, то на предприятиях по итогам 8 месяцев 2009 г. уже практически ликвидировано отставание от прошлого года по добыче железной руды и выпуску концентрата.

Следует также отметить, что, несмотря на кризис, отдельные предприятия в текущем году продолжили реализацию ранее запланированных инвестпрограмм. Например, вышеупомянутый СевГОК завершил капремонт секций №1-2 на рудообогатительной фабрике №1, мощность которой возросла на 70 тыс. т., до 1,25 млн т. концентрата в месяц. Затраты на ремонт составили 11,5 млн грн. Южный ГОК в 2009 г. сообщил о намерении направить на модернизацию мощностей 14,98 млн грн., на капстроительство – 99,57 млн грн.

В целом же по горнорудной промышленности ситуация выглядит не совсем радужно: в январе-августе 2009 г. сократили производство неподготовленного ЖРС на 24%, до 40,453 млн т. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. При этом выпуск концентрата уменьшился на 22%, до 33,963 млн т., а железной руды – на 25%, до 40,753 млн т. Производство подготовленного ЖРС сократилось на 27%, до 35,674 млн т., в том числе агломерата – на 31%, до 22,903 млн т., окатышей – на 17%, до 12,838 млн т. Иными словами, говорить об окончательном выходе отрасли из рецессии пока преждевременно.

Снижение запросов украинских металлургов компенсировалось ростом объемов экспортных поставок ЖРС. Так, по итогам 7 месяцев горнорудная промышленность в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. сумела увеличить экспорт концентрата на 64,7% – до 6,312 млн т., окатышей – на 9%, до 5,339 млн т. Диссонанс в мажорную ноту вносит разве что ГОК "Сухая балка", который сократил экспорт аглоруды на 46,6% – до 2,437 млн т. Помимо традиционных европейских потребителей, в январе-июле значительные поставки ЖРС осуществлялись в Турцию, Индию и Китай.

Это свидетельствует о том, что для новых мировых лидеров металлургии проблемы с сырьем уже сейчас актуальны. Так, серьезные трудности в переговорах с ведущими поставщиками ЖРС в 2009 г. возникли у Baosteel и других китайских производителей. Они требовали от австралийской BHP Billiton и бразильских Rio Tinto и Vale снижения стоимости руды на 35%. В основании такого требования – информация, что австралийцы ранее предоставили скидку в 34% одному из металлургических концернов. Однако эти переговоры не увенчались успехом, и китайские металлурги были вынуждены перейти на закупки ЖРС по спотовым контрактам, прежде всего у индийских производителей.

При этом следует учитывать, что экспортные возможности Индии по железной руде ограничены в условиях позитивной динамики развития собственного сталелитейного сектора.

Кстати, крупнейшая в Южной Корее металлургическая корпорация Posco в 2009 г. также не сумела найти понимание и общие подходы к ценообразованию на ЖРС с BHP Billiton: переговорный процесс продолжался несколько месяцев, но так и не был завершен.

Отсюда следует вывод: приоритеты в отрасли меняются. В период острой фазы кризиса у менеджмента металлургических предприятий насущной проблемой было сохранение существующих рынков сбыта металлопродукции и поиск новых. Сейчас же вопросы стабильного обеспечения сырьем опять выходят на первый план.

Жесткий ценовой диктат со стороны бразильских и австралийских горнодобывающих корпораций заставляет азиатских металлургов искать альтернативные источники ЖРС. Так, Baosteel в текущем году приобрела 15% акций австралийской Aquila Resources Ltd за 240 млн долл. Китай же, являющийся крупнейшим потребителей железной руды в мире, за последние несколько лет потратил 56 млрд долл. на инвестиции в горнодобывающие компании для снижения зависимости от Vale, Rio Tinto и BHP Billiton. Достижению этой цели, безусловно, будет способствовать и начатая в 2009 г. во Вьетнаме разработка крупнейшего в регионе месторождения на севере провинции Тинь. Залегающие там запасы железных руд оцениваются в 544 млн т., и только на первом этапе добыча составит 5-10 млн т. ЖРС в год.

Однако кризис все же остудил инвестиционные аппетиты китайцев, ранее скупавших активы ГМК по всему миру. Поэтому проблема диверсификации сырьевых поставок все равно остается актуальной для дальневосточных сталелитейных корпораций. В этой связи продукция украинских ГОКов представляет для них определенный интерес. К тому же Южная Корея и Китай являются мировыми лидерами по водоизмещению грузового флота и объемам международных морских грузоперевозок. Так что особых проблем с доставкой ЖРС не предвидится.

Игорь Воронцов
<font color=red>xxx</font>

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!