kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Приватизация-2010: распродать все

23.09.09
размер текста:

Правительство планирует в 2010 году получить 10 млрд грн. поступлений от приватизации. Это означает, что вслед за Одесским припортовым заводом, продажа которого все еще намечена на конец сентября текущего года, настанет очередь "Укртелекома". Другого варианта, позволяющего Фонду госимущества направить в госбюджет столь крупную сумму, попросту не существует.

Эксперты отмечают, что реализация данной инициативы приведет к непредсказуемым результатам: доля госсектора в национальной экономике сократится до критического уровня. В настоящее время, согласно оценкам Фонда госимущества, этот показатель составляет 22%, что является минимально допустимым значением по отношению к частному сектору. В случае дальнейшего снижения указанного показателя государство утрачивает возможность непосредственно влиять на положение дел в экономике.

За примерами не нужно ходить далеко. Достаточно вспомнить о ситуации с ценами на медикаменты, которые в нынешнем году возросли в несколько раз. И, несмотря на проверки и давление со стороны контролирующих органов, правительству так и не удалось добиться удешевления лекарств в аптеках. Поскольку фармацевтическая отрасль в Украине на 100% находится в частной собственности, то никто согласно действующему законодательству не вправе указывать владельцам фармпредприятий, какие цены им устанавливать. Аналогичная ситуация уже не первый год наблюдается по бензину и дизтопливу – цены на них не всегда отвечают рыночным реалиям, а Кабмин не может заставить собственников нефтеперерабатывающих заводов вкладывать средства в модернизацию производства. В результате доля импортных нефтепродуктов постоянно возрастает, тогда как отечественные не соответствуют международным стандартам качества.

Иными словами, выход государства из стратегически важных сфер экономики может привести к крайне негативным последствиям. А связь, как известно, также входит в число жизненно важных отраслей, имеющих к тому же немаловажное социальное значение.

Кроме того, в период кризиса продажа национального оператора фиксированной связи вообще лишена здравого смысла. Поскольку кризис – это время, когда стоимость всех активов снижается в разы, а многие потенциальные покупатели испытывают дефицит ликвидности. Так что есть все основания полагать, что стартовая цена "Укртелекома" в 2010 г. будет далеко не те 3,68 млрд долл., которые Фонд госимущества собирался установить на конкурсе в 2007 г. в период роста рынка. И, конечно, не добавляют инвестиционной привлекательности "Укртелекому" его финансовые результаты. По итогам I полугодия 2009 г. он увеличил чистый убыток с 101,89 млн грн. до 124,13 млн грн. по сравнению с январем-июнем 2008 г. При этом доходы от реализации услуг возросли незначительно – с 3,88 млрд грн. до 3,885 млрд грн. И это несмотря на запуск услуг по предоставлению доступа к интернету для бытовых пользователей, а также развитие направления мобильной связи.

При этом эксперты отмечают, что сложная финансовая ситуация в компании создана искусственно. Не в последнюю очередь – из-за отсутствия фонда универсальных услуг, создание которого предусмотрено законом "О телекоммуникациях". Тогда "Укртелеком" как национальный оператор проводной связи получал бы компенсацию от остальных Интернет-провайдеров и как минимум вышел бы на нулевую рентабельность. В связи с этим вспоминается избитый тезис "о неэффективном госуправлении и успешном частном менеджменте".

Но даже если новым владельцам "Укртелекома" удастся поправить его финансовое положение, то все равно остается вопрос: на что Кабмин потратит вырученные деньги? На покрытие дефицита госбюджета-2010, как следует из разработанного Минфином законопроекта? То есть на обеспечение преимущественно популистских предвыборных обещаний. Или же – на проедание. Кстати, на самом деле еще не факт, что избиратели смогут хотя бы один раз досыта наесться. Основания для сомнений имеются: в 2005 г. правительство за 22,4 млрд грн. продало крупнейший в стране металлургический комбинат "Криворожсталь". Деньги поступили на правительственный счет, а их дальнейшую судьбу не смогла выяснить даже специальная следственная комиссия парламента.

Не менее важный для рынка вопрос – честные правила игры в ходе приватизации. Премьер обещает гарантировать прозрачность этого процесса. Однако ее реальные действия иногда идут вразрез с публичными высказываниями. Достаточно вспомнить неоднократные заявления о том, что все лицензии на недропользование в Украине будут реализовываться исключительно на аукционах. Мол, кто больше заплатил – тот и выиграл. При этом Кабмин на одном из своих заседаний в 2009 г. принял постановление, согласно которому несколько десятков лицензий были переданы различным частным компаниям без проведения аукциона. Среди счастливчиков оказалась и "ВКФ "Минерал", получившая право на разведку и разработку месторождения марганцевой руды в Запорожской области. Остается добавить, что учредителем "Минерала" является небезызвестная фирма "Визави", принадлежащая Елене и Виталию Гайдукам. Последний, в свою очередь, возглавляет группу советников премьер-министра.

Вот почему есть опасения, что намеченная дисконтная распродажа госсобственности может стать оплатой для лояльных олигархов за финансовую поддержку на президентских выборах.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!