kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Правительство переоценило ресурсы

25.09.09
размер текста:

Несмотря на обвал цен на сырьевых рынках, наблюдающийся с середины прошлого года, правительство намерено усилить фискальное давление на предприятия, работающие в добывающей промышленности. Бюджетом на 2010 г., среди прочего, предполагается повышение ставок ресурсных и экологических платежей. А для особо неугодных компаний Кабмин установил дополнительные коэффициенты.

Растущий дефицит бюджета вынуждает украинское правительство искать новые механизмы привлечения денег в казну. Однако, учитывая что в 2009 году КМУ уже и так повысил ставки там, где это было возможно (акцизы, транспортный налог, административные сборы и штрафы), на следующий год у правительства остался весьма ограниченный перечень вариантов. Поэтому одним из наиболее привлекательных и перспективных направлений является повышение ставок ресурсных и экологических платежей. Действительно, Украина обладает колоссальными природными ресурсами, а их эксплуатация, соответственно, оказывает давление на экологическую ситуацию. Это создает весьма обширную базу налогообложения.

В Украине к ресурсным платежам относятся:

1) плата за землю (взимается в виде земельного налога или арендной платы), которая зависит от качества и местонахождения земельного участка, исходя из денежной оценки земли;

2) плата за специальное использование лесных ресурсов;

3) плата за специальное использование пресных водных ресурсов, к которым относится использование водных ресурсов для удовлетворения водой производственных и сельскохозяйственных потребностей и нужд населения;

4) плата за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых;

5) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет Государственного бюджета, который взимается с предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых на ранее разведанных месторождениях;

6) плата за использование других природных ресурсов;

7) рентная плата за добычу газа, нефти и попутного газа;

8) рентная плата за транзит нефти, газа и аммиака.

К экологическим налогам в Украине относится только сбор за загрязнение окружающей среды. Он подразделяется на три составляющие: сбор за выбросы в атмосферу, сбор за выбросы в водные объекты и сбор за размещение отходов.

О фискальном потенциале ресурсных и экологических платежей правительство вспомнило еще в прошлом году. Тогда перевыполнение доходов по всем государственным налогам составляло 20-50%, однако политика социального благоденствия требовала все больших и больших расходов. В бюджете на текущий год КМУ заложил повышение ресурсных платежей на 40-80%. Очевидно, что ставки сборов за пользование украинскими природными ресурсами необходимо индексировать, поскольку большинство из них устанавливаются в денежном выражении и, соответственно, размываются инфляцией. Но вряд ли экономически обоснованно увеличивать их сразу в полтора-два раза.

Кроме того, плата за ресурсы (за исключением ренты), которая ложится на бизнес, должна была бы направляться на восстановление эксплуатируемых территорий, модернизацию инфраструктуры, повышение эффективности геологических работ. Однако в Украине более 60% взимаемых платежей поступает в общий фонд бюджета, то есть власти попросту финансируют за их счет свои текущие, в первую очередь, социальные расходы.

На следующий год, несмотря на экономический кризис и падение сырьевых рынков (цены на коксующийся уголь, ЖРС и нефть за последние 14 месяцев упали в два раза), КМУ намерен снова повысить ставки ресурсных и экологических платежей (Табл. 1).

Таблица. 1. Динамика ожидаемых поступлений от ресурсных и экологических платежей, млн грн.


Как видно из таблицы, рост платежей ожидается по всем статьям, кроме ренты за добычу газа. Уменьшение доходов по газу объясняется желанием правительства снизить налоговую нагрузку на "Нафтогаз", который и без того на днях может объявить технический дефолт. В Украине из 20 млрд куб. м. добываемого газа 18 млрд куб. м. приходится на "Укагаздобычу" – дочернюю структуру НАКа.

Выше других законом о Госбюджете на 2010 г. КМУ намерен поднять плату за использование украинских недр – на 65,2%. Как отображено в Табл. 2., правительство ожидает, что добыча основных видов полезных ископаемых в сравнении с нынешним годом практически не изменится, хотя останется ниже докризисных показателей.

Таб. 2. Прогноз КМУ по добыче основных видов полезных ископаемых


Законом о Госбюджете на следующий год правительство намерено поднять ставки платы за добычу полезных ископаемых на 8,6%. Но это при том, что в прошлом году она уже была абсолютно безосновательно увеличена на 43,9%. Для всех видов полезных ископаемых усиление фискального давления на этом заканчивается, а вот для нефти, газа и газового конденсата еще и вводится дополнительный коэффициент, который удваивает (!) ставку сбора. Кроме того, специально для нефти и газа увеличен сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет госбюджета, на 12% и 15% соответственно.

И если для компаний, добывающих газ, негативный эффект от повышения платы за пользование недрами и сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет госбюджета, был компенсирован за счет снижения ренты за добытый газ, то для нефтяников ситуация намного сложнее. Согласно законопроекту о Госбюджете на следующий год объем доходов от уплаты ренты за добытый в Украине газ в следующем году снизится на 16,8%, тогда как доходы от нефти и конденсата вырастут на 24,7% и 12,6% соответственно.

Усиление фискального давления на нефтедобывающие компании и прежде всего на "Укрнефть", которая добывает 90% нефти и конденсата в Украине, очевидно, связано с противостоянием правительства и группы "Приват", которая осуществляет оперативное управление компанией и не желает платить дивиденды. Скорее всего, правительство намерено таким способом вернуть деньги, положенные ему по праву. Закономерно, что "Приват" пытается заблокировать подобные инициативы КМУ. Трудовой коллектив "Укрнефти" уже даже написал письмо в Верховную Раду Украины с просьбой отменить повышение ресурсных платежей. В компании отмечают, что законопроект о Госбюджете на следующий год предусматривает усиление (по сравнению с 2009 годом) фискальной нагрузки только по трем обязательным платежам (рентный платеж за нефть и газовый конденсат, базовый норматив платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, сбор за геологоразведочные работы) на 1,8 млрд. грн. По странному стечению обстоятельств названная сумма очень близка к сумме дивидендов, которые требует от "Укрнефти" правительство.

В следующем году правительство также намерено увеличить сборы за загрязнение окружающей природной среды – на 15,5%. При этом в случае принятия госбюджета на 2010 г. в правительственном варианте все поступления от него (за исключением сбора за загрязнение окружающей природной среды, который взимается за образование радиоактивных отходов) будут направляться в местные бюджеты. До настоящего времени согласно Закону Украины "Об охране окружающей природной среды" 30% сбора взимается в специальный фонд госбюджета, а 70% – в специальный фонд местных бюджетов.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!