kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Энергорынок: бои без правил

30.09.09
размер текста:

Прав тот, у кого больше прав. Похоже, что этот принцип становится основным в деятельности государственных регулирующих органов в Украине. Подтверждением тому является последнее заседание совета директоров Оптового рынка электроэнергии, которое состоялось 25 сентября. На нем были утверждены нормативы складских запасов угля для энергогенерирующих компаний на период отопительного сезона 2009-2010 гг. Для энергоблоков, работающих на "тощих" и антрацитовых углях, запасы должны быть не менее 200 тыс. т., а для компаний, работающих на "газовых" углях, – 140 тыс. т.

Решение выглядело бы очень простым и безобидным, если бы не несколько "но". Первый вопрос, который сразу возникает у постороннего наблюдателя: почему норматив утверждается за несколько дней до его вступления в силу, то есть до 1 октября? Ведь по логике вещей его следовало принять еще в конце марта, сразу после завершения предыдущего отопительного сезона. И тогда каждая генерация могла бы распланировать свою работу таким образом, чтобы в течение полугода подготовить необходимый запас, наращивая количество угля на складах. Вопрос, между прочим, имеет серьезную финансовую подоплеку, ведь целый год держать топливные хранилища заполненными означает для компании большие накладные расходы. Поэтому для любого участника рынка, работающего в условиях конкурентной среды, снижение таких расходов имеет первостепенное значение. К примеру, компания "Востокэнерго", в отличие от государственных генераций, не может рассчитывать на подпитку из госбюджета. Поэтому она построила свою логистику таким образом, чтобы получать из шахт ровно столько угля, сколько необходимо для работы ТЭС. И не более того.

Между тем в решении ОРЭ есть еще один нюанс. Генерации, у которых угольные запасы на складах не отвечают нормативным требованиям, при продаже электроэнергии в Оптовый рынок будут переведены в минимальный состав. Иными словами, они смогут реализовать электроэнергию только с двух блоков каждой ТЭС. Остальные блоки будут вынуждены простаивать. Понятно, что недовыработка ведет к прямым финансовым убыткам для любой энергокомпании: как частной, так и государственной. Также понятно, что простой получится достаточно продолжительным. Поскольку создать резервный запас угля в таких количествах невозможно за несколько дней. Даже если он есть в наличии на шахте, его еще нужно доставить оттуда на ТЭС. А это, прямо скажем, непростая логистическая задача, ведь необходимо срочно изыскать значительное количество грузовых полувагонов и договориться с железнодорожниками о транспортировке.

И тут возникает следующий вопрос: а кому, собственно, и зачем понадобилось все это? Как уже говорилось выше, "Востокэнерго" в 2009 г. не создавало значительный складской запас угля ввиду отсутствия такой необходимости. Компания входит в вертикально-интегрированный холдинг и не имеет проблем с сырьевыми поставками, которые обеспечивает шахта "Комсомолец Донбасса". Другое дело – генерирующие госкомпании, объединенные в составе НАК "Энергетическая компания Украины". В нынешнем году на их складах аккумулированы рекордные запасы в связи с указанием Кабмина скупать у госшахт весь добываемый уголь. Таким образом, в период кризиса и падения потребления угля правительство спасает предприятия Минуглепрома от банкротства. И вот теперь в Минтопэнерго придумали схему, которая позволит вытеснить с рынка частную компанию и отдать освободившиеся объемы госкомпании, в данном случае "Центрэнерго".

Кстати, это уже не первая попытка госструктур нерыночными методами устранить "Востокэнерго". Подобные действия против компании предпринимались еще в 2006 г. Однако тогда вмешался Антимонопольный комитет, который признал антиконкурентным решение совета директоров ОРЭ, на 90% состоящего из представителей госкомпаний. Тем не менее правительственные структуры опять прибегли к нарушению закона "О защите экономической конкуренции". К слову, Минтопэнерго в письме с подписью Ю.Продана, вообще предлагало установить норматив запаса угля в количестве 300 тыс. т. Однако даже в совете ОРЭ посчитали, что это, пожалуй, будет совсем уж слишком. Тем более, что представитель НАК "ЭКУ" на заседании совета не смог внятно сказать, какой положительный эффект даст такая мера в случае ее принятия. Не получило поддержки и другое предложение, исходившее от министерства – о том, что уголь должен быть непременно антрацитовой группы. Поскольку, к примеру, Луганская ТЭС, входящая в "Востокэнерго", традиционно работает на "тощих" углях.

В последние годы темпы роста цен на уголь сильно опережали удорожание электроэнергии. А тут еще в 2009 г. объемы ее отпуска упали на 21% в результате кризиса. Из-за этого все госгенерации в январе-июне получили финансовые убытки: "Днепрэнерго" – 149,2 млн грн., "Центрэнерго" – 153,2 млн грн., "Западэнерго" – 245,5 млн грн., "Донбассэнерго" – 91,4 млн грн. Так что ситуацию, которая сложилась в НАК "ЭКУ", благоприятной не назовешь. Безусловно, ее руководству, Минтопэнерго и Кабмину необходимо срочно предпринимать меры для преодоления убыточности государственных энергокомпаний. Но при этом не следует спасать их так грубо, нарушая действующее законодательство и пытаясь "утопить" частную компанию. В конце концов, она платит налоги в бюджет наравне с государственными участниками рынка, и работают на предприятии точно такие же граждане Украины.

Игорь Воронцов


 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!