kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Энергорынок: бои без правил

30.09.09
размер текста:

Прав тот, у кого больше прав. Похоже, что этот принцип становится основным в деятельности государственных регулирующих органов в Украине. Подтверждением тому является последнее заседание совета директоров Оптового рынка электроэнергии, которое состоялось 25 сентября. На нем были утверждены нормативы складских запасов угля для энергогенерирующих компаний на период отопительного сезона 2009-2010 гг. Для энергоблоков, работающих на "тощих" и антрацитовых углях, запасы должны быть не менее 200 тыс. т., а для компаний, работающих на "газовых" углях, – 140 тыс. т.

Решение выглядело бы очень простым и безобидным, если бы не несколько "но". Первый вопрос, который сразу возникает у постороннего наблюдателя: почему норматив утверждается за несколько дней до его вступления в силу, то есть до 1 октября? Ведь по логике вещей его следовало принять еще в конце марта, сразу после завершения предыдущего отопительного сезона. И тогда каждая генерация могла бы распланировать свою работу таким образом, чтобы в течение полугода подготовить необходимый запас, наращивая количество угля на складах. Вопрос, между прочим, имеет серьезную финансовую подоплеку, ведь целый год держать топливные хранилища заполненными означает для компании большие накладные расходы. Поэтому для любого участника рынка, работающего в условиях конкурентной среды, снижение таких расходов имеет первостепенное значение. К примеру, компания "Востокэнерго", в отличие от государственных генераций, не может рассчитывать на подпитку из госбюджета. Поэтому она построила свою логистику таким образом, чтобы получать из шахт ровно столько угля, сколько необходимо для работы ТЭС. И не более того.

Между тем в решении ОРЭ есть еще один нюанс. Генерации, у которых угольные запасы на складах не отвечают нормативным требованиям, при продаже электроэнергии в Оптовый рынок будут переведены в минимальный состав. Иными словами, они смогут реализовать электроэнергию только с двух блоков каждой ТЭС. Остальные блоки будут вынуждены простаивать. Понятно, что недовыработка ведет к прямым финансовым убыткам для любой энергокомпании: как частной, так и государственной. Также понятно, что простой получится достаточно продолжительным. Поскольку создать резервный запас угля в таких количествах невозможно за несколько дней. Даже если он есть в наличии на шахте, его еще нужно доставить оттуда на ТЭС. А это, прямо скажем, непростая логистическая задача, ведь необходимо срочно изыскать значительное количество грузовых полувагонов и договориться с железнодорожниками о транспортировке.

И тут возникает следующий вопрос: а кому, собственно, и зачем понадобилось все это? Как уже говорилось выше, "Востокэнерго" в 2009 г. не создавало значительный складской запас угля ввиду отсутствия такой необходимости. Компания входит в вертикально-интегрированный холдинг и не имеет проблем с сырьевыми поставками, которые обеспечивает шахта "Комсомолец Донбасса". Другое дело – генерирующие госкомпании, объединенные в составе НАК "Энергетическая компания Украины". В нынешнем году на их складах аккумулированы рекордные запасы в связи с указанием Кабмина скупать у госшахт весь добываемый уголь. Таким образом, в период кризиса и падения потребления угля правительство спасает предприятия Минуглепрома от банкротства. И вот теперь в Минтопэнерго придумали схему, которая позволит вытеснить с рынка частную компанию и отдать освободившиеся объемы госкомпании, в данном случае "Центрэнерго".

Кстати, это уже не первая попытка госструктур нерыночными методами устранить "Востокэнерго". Подобные действия против компании предпринимались еще в 2006 г. Однако тогда вмешался Антимонопольный комитет, который признал антиконкурентным решение совета директоров ОРЭ, на 90% состоящего из представителей госкомпаний. Тем не менее правительственные структуры опять прибегли к нарушению закона "О защите экономической конкуренции". К слову, Минтопэнерго в письме с подписью Ю.Продана, вообще предлагало установить норматив запаса угля в количестве 300 тыс. т. Однако даже в совете ОРЭ посчитали, что это, пожалуй, будет совсем уж слишком. Тем более, что представитель НАК "ЭКУ" на заседании совета не смог внятно сказать, какой положительный эффект даст такая мера в случае ее принятия. Не получило поддержки и другое предложение, исходившее от министерства – о том, что уголь должен быть непременно антрацитовой группы. Поскольку, к примеру, Луганская ТЭС, входящая в "Востокэнерго", традиционно работает на "тощих" углях.

В последние годы темпы роста цен на уголь сильно опережали удорожание электроэнергии. А тут еще в 2009 г. объемы ее отпуска упали на 21% в результате кризиса. Из-за этого все госгенерации в январе-июне получили финансовые убытки: "Днепрэнерго" – 149,2 млн грн., "Центрэнерго" – 153,2 млн грн., "Западэнерго" – 245,5 млн грн., "Донбассэнерго" – 91,4 млн грн. Так что ситуацию, которая сложилась в НАК "ЭКУ", благоприятной не назовешь. Безусловно, ее руководству, Минтопэнерго и Кабмину необходимо срочно предпринимать меры для преодоления убыточности государственных энергокомпаний. Но при этом не следует спасать их так грубо, нарушая действующее законодательство и пытаясь "утопить" частную компанию. В конце концов, она платит налоги в бюджет наравне с государственными участниками рынка, и работают на предприятии точно такие же граждане Украины.

Игорь Воронцов


 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!