kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Энергорынок: бои без правил

30.09.09
размер текста:

Прав тот, у кого больше прав. Похоже, что этот принцип становится основным в деятельности государственных регулирующих органов в Украине. Подтверждением тому является последнее заседание совета директоров Оптового рынка электроэнергии, которое состоялось 25 сентября. На нем были утверждены нормативы складских запасов угля для энергогенерирующих компаний на период отопительного сезона 2009-2010 гг. Для энергоблоков, работающих на "тощих" и антрацитовых углях, запасы должны быть не менее 200 тыс. т., а для компаний, работающих на "газовых" углях, – 140 тыс. т.

Решение выглядело бы очень простым и безобидным, если бы не несколько "но". Первый вопрос, который сразу возникает у постороннего наблюдателя: почему норматив утверждается за несколько дней до его вступления в силу, то есть до 1 октября? Ведь по логике вещей его следовало принять еще в конце марта, сразу после завершения предыдущего отопительного сезона. И тогда каждая генерация могла бы распланировать свою работу таким образом, чтобы в течение полугода подготовить необходимый запас, наращивая количество угля на складах. Вопрос, между прочим, имеет серьезную финансовую подоплеку, ведь целый год держать топливные хранилища заполненными означает для компании большие накладные расходы. Поэтому для любого участника рынка, работающего в условиях конкурентной среды, снижение таких расходов имеет первостепенное значение. К примеру, компания "Востокэнерго", в отличие от государственных генераций, не может рассчитывать на подпитку из госбюджета. Поэтому она построила свою логистику таким образом, чтобы получать из шахт ровно столько угля, сколько необходимо для работы ТЭС. И не более того.

Между тем в решении ОРЭ есть еще один нюанс. Генерации, у которых угольные запасы на складах не отвечают нормативным требованиям, при продаже электроэнергии в Оптовый рынок будут переведены в минимальный состав. Иными словами, они смогут реализовать электроэнергию только с двух блоков каждой ТЭС. Остальные блоки будут вынуждены простаивать. Понятно, что недовыработка ведет к прямым финансовым убыткам для любой энергокомпании: как частной, так и государственной. Также понятно, что простой получится достаточно продолжительным. Поскольку создать резервный запас угля в таких количествах невозможно за несколько дней. Даже если он есть в наличии на шахте, его еще нужно доставить оттуда на ТЭС. А это, прямо скажем, непростая логистическая задача, ведь необходимо срочно изыскать значительное количество грузовых полувагонов и договориться с железнодорожниками о транспортировке.

И тут возникает следующий вопрос: а кому, собственно, и зачем понадобилось все это? Как уже говорилось выше, "Востокэнерго" в 2009 г. не создавало значительный складской запас угля ввиду отсутствия такой необходимости. Компания входит в вертикально-интегрированный холдинг и не имеет проблем с сырьевыми поставками, которые обеспечивает шахта "Комсомолец Донбасса". Другое дело – генерирующие госкомпании, объединенные в составе НАК "Энергетическая компания Украины". В нынешнем году на их складах аккумулированы рекордные запасы в связи с указанием Кабмина скупать у госшахт весь добываемый уголь. Таким образом, в период кризиса и падения потребления угля правительство спасает предприятия Минуглепрома от банкротства. И вот теперь в Минтопэнерго придумали схему, которая позволит вытеснить с рынка частную компанию и отдать освободившиеся объемы госкомпании, в данном случае "Центрэнерго".

Кстати, это уже не первая попытка госструктур нерыночными методами устранить "Востокэнерго". Подобные действия против компании предпринимались еще в 2006 г. Однако тогда вмешался Антимонопольный комитет, который признал антиконкурентным решение совета директоров ОРЭ, на 90% состоящего из представителей госкомпаний. Тем не менее правительственные структуры опять прибегли к нарушению закона "О защите экономической конкуренции". К слову, Минтопэнерго в письме с подписью Ю.Продана, вообще предлагало установить норматив запаса угля в количестве 300 тыс. т. Однако даже в совете ОРЭ посчитали, что это, пожалуй, будет совсем уж слишком. Тем более, что представитель НАК "ЭКУ" на заседании совета не смог внятно сказать, какой положительный эффект даст такая мера в случае ее принятия. Не получило поддержки и другое предложение, исходившее от министерства – о том, что уголь должен быть непременно антрацитовой группы. Поскольку, к примеру, Луганская ТЭС, входящая в "Востокэнерго", традиционно работает на "тощих" углях.

В последние годы темпы роста цен на уголь сильно опережали удорожание электроэнергии. А тут еще в 2009 г. объемы ее отпуска упали на 21% в результате кризиса. Из-за этого все госгенерации в январе-июне получили финансовые убытки: "Днепрэнерго" – 149,2 млн грн., "Центрэнерго" – 153,2 млн грн., "Западэнерго" – 245,5 млн грн., "Донбассэнерго" – 91,4 млн грн. Так что ситуацию, которая сложилась в НАК "ЭКУ", благоприятной не назовешь. Безусловно, ее руководству, Минтопэнерго и Кабмину необходимо срочно предпринимать меры для преодоления убыточности государственных энергокомпаний. Но при этом не следует спасать их так грубо, нарушая действующее законодательство и пытаясь "утопить" частную компанию. В конце концов, она платит налоги в бюджет наравне с государственными участниками рынка, и работают на предприятии точно такие же граждане Украины.

Игорь Воронцов


 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!