kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Энергорынок: бои без правил

30.09.09
размер текста:

Прав тот, у кого больше прав. Похоже, что этот принцип становится основным в деятельности государственных регулирующих органов в Украине. Подтверждением тому является последнее заседание совета директоров Оптового рынка электроэнергии, которое состоялось 25 сентября. На нем были утверждены нормативы складских запасов угля для энергогенерирующих компаний на период отопительного сезона 2009-2010 гг. Для энергоблоков, работающих на "тощих" и антрацитовых углях, запасы должны быть не менее 200 тыс. т., а для компаний, работающих на "газовых" углях, – 140 тыс. т.

Решение выглядело бы очень простым и безобидным, если бы не несколько "но". Первый вопрос, который сразу возникает у постороннего наблюдателя: почему норматив утверждается за несколько дней до его вступления в силу, то есть до 1 октября? Ведь по логике вещей его следовало принять еще в конце марта, сразу после завершения предыдущего отопительного сезона. И тогда каждая генерация могла бы распланировать свою работу таким образом, чтобы в течение полугода подготовить необходимый запас, наращивая количество угля на складах. Вопрос, между прочим, имеет серьезную финансовую подоплеку, ведь целый год держать топливные хранилища заполненными означает для компании большие накладные расходы. Поэтому для любого участника рынка, работающего в условиях конкурентной среды, снижение таких расходов имеет первостепенное значение. К примеру, компания "Востокэнерго", в отличие от государственных генераций, не может рассчитывать на подпитку из госбюджета. Поэтому она построила свою логистику таким образом, чтобы получать из шахт ровно столько угля, сколько необходимо для работы ТЭС. И не более того.

Между тем в решении ОРЭ есть еще один нюанс. Генерации, у которых угольные запасы на складах не отвечают нормативным требованиям, при продаже электроэнергии в Оптовый рынок будут переведены в минимальный состав. Иными словами, они смогут реализовать электроэнергию только с двух блоков каждой ТЭС. Остальные блоки будут вынуждены простаивать. Понятно, что недовыработка ведет к прямым финансовым убыткам для любой энергокомпании: как частной, так и государственной. Также понятно, что простой получится достаточно продолжительным. Поскольку создать резервный запас угля в таких количествах невозможно за несколько дней. Даже если он есть в наличии на шахте, его еще нужно доставить оттуда на ТЭС. А это, прямо скажем, непростая логистическая задача, ведь необходимо срочно изыскать значительное количество грузовых полувагонов и договориться с железнодорожниками о транспортировке.

И тут возникает следующий вопрос: а кому, собственно, и зачем понадобилось все это? Как уже говорилось выше, "Востокэнерго" в 2009 г. не создавало значительный складской запас угля ввиду отсутствия такой необходимости. Компания входит в вертикально-интегрированный холдинг и не имеет проблем с сырьевыми поставками, которые обеспечивает шахта "Комсомолец Донбасса". Другое дело – генерирующие госкомпании, объединенные в составе НАК "Энергетическая компания Украины". В нынешнем году на их складах аккумулированы рекордные запасы в связи с указанием Кабмина скупать у госшахт весь добываемый уголь. Таким образом, в период кризиса и падения потребления угля правительство спасает предприятия Минуглепрома от банкротства. И вот теперь в Минтопэнерго придумали схему, которая позволит вытеснить с рынка частную компанию и отдать освободившиеся объемы госкомпании, в данном случае "Центрэнерго".

Кстати, это уже не первая попытка госструктур нерыночными методами устранить "Востокэнерго". Подобные действия против компании предпринимались еще в 2006 г. Однако тогда вмешался Антимонопольный комитет, который признал антиконкурентным решение совета директоров ОРЭ, на 90% состоящего из представителей госкомпаний. Тем не менее правительственные структуры опять прибегли к нарушению закона "О защите экономической конкуренции". К слову, Минтопэнерго в письме с подписью Ю.Продана, вообще предлагало установить норматив запаса угля в количестве 300 тыс. т. Однако даже в совете ОРЭ посчитали, что это, пожалуй, будет совсем уж слишком. Тем более, что представитель НАК "ЭКУ" на заседании совета не смог внятно сказать, какой положительный эффект даст такая мера в случае ее принятия. Не получило поддержки и другое предложение, исходившее от министерства – о том, что уголь должен быть непременно антрацитовой группы. Поскольку, к примеру, Луганская ТЭС, входящая в "Востокэнерго", традиционно работает на "тощих" углях.

В последние годы темпы роста цен на уголь сильно опережали удорожание электроэнергии. А тут еще в 2009 г. объемы ее отпуска упали на 21% в результате кризиса. Из-за этого все госгенерации в январе-июне получили финансовые убытки: "Днепрэнерго" – 149,2 млн грн., "Центрэнерго" – 153,2 млн грн., "Западэнерго" – 245,5 млн грн., "Донбассэнерго" – 91,4 млн грн. Так что ситуацию, которая сложилась в НАК "ЭКУ", благоприятной не назовешь. Безусловно, ее руководству, Минтопэнерго и Кабмину необходимо срочно предпринимать меры для преодоления убыточности государственных энергокомпаний. Но при этом не следует спасать их так грубо, нарушая действующее законодательство и пытаясь "утопить" частную компанию. В конце концов, она платит налоги в бюджет наравне с государственными участниками рынка, и работают на предприятии точно такие же граждане Украины.

Игорь Воронцов


 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!