kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Импорт: в предчувствии прилива

06.10.09
размер текста:

Импорт металлопродукции в Украину то растет, то падает. Но если к концу кризиса отечественные металлурги не смогут поддерживать должное качество продукции, то постепенно проиграют внутренний рынок импортерам.

По данным центра "Укрпромвнешэкспертиза", в августе импорт металлопродукции в Украину продолжал снижаться: "минус"13,5% (12,2 тыс. т) к июлю. А за 8 месяцев 2009 г. сокращение составило 63,6%. Самый значительный спад поставок в годовом сравнении, как и ранее, отмечается по листовой продукции (горячекатаной – на 87,5%, холоднокатаной – на 67,8%, оцинкованной – на 51,8%) и по фасонному прокату (уголка – на 85,1%, швеллера – на 84,3%, балки – на 72,1%). Тогда как в сегменте сортового проката, по данным центра, уменьшение не так значительно: арматура – "минус" 33,8%, катанка – на 35,3%, круг – на 29,3%.

Основным импортером с начала года стала трубная подотрасль, нарастившая свою долю в отраслевой структуре ввоза металлопродукции с 28,9% в 2008 г. до 42,1% в 2009 г. В то же время металлоторговые компании свою долю продолжают снижать (с 33,5% до 22,2%).

Структурный анализ

По оценкам источников в Украинской горно-металлургической компании, кроме резко упавшего спроса, на импорт негативно влияет нестабильность курса основных валют. При падении гривны ценовая конкурентоспособность импортной продукции снижается, при росте – наоборот. Внутренний рынок, который и до кризиса не превышал 20% национального производства (или 8-9 млн т по всему спектру сортамента), в этом году еще больше сократился, до 13-14% от собственного выпуска металлопродукции или на 43% к январю-августу 2008 г., до 3,643 млн т. Спрос упал со стороны обеих главных потребляющих отраслей: и строительства, и машиностроения. И, скорее всего, не начнет восстанавливаться до 2010 г.

С другой стороны, потребление достигло некоего дна спада и сильно снижаться уже не будет. И если в августе отмечено снижение импорта, то месяцем ранее, в июле, он вырос. В целом такие колебания говорят о сохраняющейся нестабильности спроса. Кстати, августовское сокращение поставок во многом связано с временным насыщением складов у трейдеров и покупателей, тогда как в целом сезонный спрос оставался достаточно активным. При этом в денежном выражении, по предварительным данным Кабмина, импорт плоского проката в августе сократился на 15,5-16%, до уровня 40 млн долл., длинномерного – на 9%, до 8 млн долл.

Что касается структуры импорта к началу осени, то в ней преобладал плоский прокат с покрытием, на который пришлось 27-28% всего завезенного тоннажа (по всей группе 72 "Черные металлы" УКТ ВЭД, включая и сырьевые материалы). По сведениям центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ), 19% от общего импортного объема по группе составили полуфабрикаты (круглая заготовка из углеродистой стали), 14,4% – горячекатаный плоский прокат, 4,5% – круглая заготовка из легированной стали. Во многом завозится продукция, которая не выпускается в Украине. Например, прокат с полимерным покрытием. А оцинковка, практически монопольно изготовляемая принадлежащим Владимиру Бойко Мариупольским меткомбинатом им. Ильича, на украинском рынке считается некачественной. И даже внутренние заказчики нередко предпочитают аналоги из России, Южной Кореи и Европы.

Качество все важнее


Впрочем, с началом кризиса резко активизировался и ввоз продукции, похожей на уже производимую в Украине. Причина – особо сложная ситуация в отечественной черной металлургии (по сравнению с той же российской). Так, летом удавалось удерживать себестоимость выплавки стали в Украине на уровне 270-280 долл./т. Это стало одним из лучших показателей в мире. Успешнее в этой части работают только металлурги РФ: 220-230 долл./т, но, прежде всего, за счет дешевого газа. К осени "дублирующий" импорт стал понемногу спадать, констатируют в ДЗИ.

Таким образом, несмотря ни на что, отечественный металл остается конкурентоспособным и на внешнем, и на внутреннем рынке. До последнего времени главным фактором конкурентоспособности была цена. Однако уже в ближайшие годы даже крупнейшие украинские металлургические холдинги могут заметно отстать от конкурентов по качеству. Так как у "наших" олигархов возможности по реконструкции мощностей все же на порядок меньше, а это сегодня является главным условием поддержки качества металлопродукции на актуальном уровне. Несмотря на кризис, те же российские метгруппы стараются продолжать реконструкционные работы. В Украине же практически все проекты заморожены. Исключение составляют разве что "АрселорМиттал Кривой Рог" и "Метинвест", но и у них работы идут по минимуму. А, к примеру, Индустриальный союз Донбасса или ММК Ильича даже реализацию проектов, профинансированных до кризиса, продолжают с трудом.

Такая ситуация может привести к тому, что в 2010-2011 гг., на выходе из кризиса, метзаводы Украины только начнут возобновлять важные модернизации. В то время как в России или Китае работы уже будут завершены и качество продукции улучшено. Следствие – сужение для отечественных поставок не только экспортного, но и "родного" внутреннего рынка. До кризиса значение качества для украинских потребителей постепенно росло, продолжится это смещение и после стабилизации. Кроме уже приведенного примера с оцинковкой, ведущие стройкомпании в 2007-2008 гг. все активнее потребляли более качественный прокат строительного сортамента (турецкого, российского и др. происхождения).

Хотя для полноты картины отметим, что за внутренними производителями всегда останутся такие преимущества, как сроки поставки. А также – знание специфики конкретных потребителей и нюансов местного спроса в целом.

Цифры и прогнозы

Если же говорить об актуальных ценах на импорт, то плоский прокат при поставках в Украину в сентябре немного подорожал (данные ДЗИ). Так, "Северсталь" предлагала горячекатаный рулон 1,5-16 мм по 515-560 долл./т DAF, холоднокатаный прокат – по 630-650 долл./т DAF. Сильнее всего повысилась в цене оцинковка: все та же "Северсталь" продает на отечественном рынке рулон по 870-970 долл./т DAF (в зависимости от плотности покрытия). На 40 долл./т подорожала и оцинкованная металлопродукция комбината "АрселорМиттал Темиртау" (Казахстан).

Подорожал и длинномерный прокат. По обобщенной информации экспертов, к концу сентября цены на импортную арматуру достигли 4850-4900 долл./т, катанку и уголок – 4900-4950 долл./т, швеллер – 5000 долл./т, балку – 5400-5500 долл./т. Несмотря на сезонное ослабление спроса, в октябре ожидается дальнейшее подорожание. Как и сентябрьское, оно будет вызвано общемировым трендом некоторого ценового подъема.

В то же время слабый курс гривны относительно основных западных валют по-прежнему сдерживает конкурентоспособность импорта на украинском рынке (также как и продолжающийся острый дефицит оборотных средств на закупки). Поэтому по итогам сентября прогнозируется некоторое снижение ввоза металлопродукции в страну до уровня 100-105 тыс. т в тоннаже, а также на 2-3 млн долл. в "деньгах", до 100-103 млн долл.

До конца года металлоимпорт также будет колебаться вокруг данного уровня. Вероятно, к зиме некоторое сезонное сокращение все же произойдет на фоне общего спада потребления металлопродукции в холодный период года. А к весне, одновременно с ожидаемым началом общей стабилизации в мировой экономике, поставки металла в Украину снова начнут расти. И шаг за шагом выходить на докризисный уровень.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 1
18:17 | 12.10.2009
Вася
Статью писал дебил, не понимающий, что он пишет: " По обобщенной информации экспертов, к концу сентября цены на импортную арматуру достигли 4850-4900 долл./т, катанку и уголок – 4900-4950 долл./т, швеллер – 5000 долл./т, балку – 5400-5500 долл./т" - это что же - армактура дороже золота????? Как задрали эти недоучки. Потому Украина и ж*пе.

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!