kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Импорт: в предчувствии прилива

06.10.09
размер текста:

Импорт металлопродукции в Украину то растет, то падает. Но если к концу кризиса отечественные металлурги не смогут поддерживать должное качество продукции, то постепенно проиграют внутренний рынок импортерам.

По данным центра "Укрпромвнешэкспертиза", в августе импорт металлопродукции в Украину продолжал снижаться: "минус"13,5% (12,2 тыс. т) к июлю. А за 8 месяцев 2009 г. сокращение составило 63,6%. Самый значительный спад поставок в годовом сравнении, как и ранее, отмечается по листовой продукции (горячекатаной – на 87,5%, холоднокатаной – на 67,8%, оцинкованной – на 51,8%) и по фасонному прокату (уголка – на 85,1%, швеллера – на 84,3%, балки – на 72,1%). Тогда как в сегменте сортового проката, по данным центра, уменьшение не так значительно: арматура – "минус" 33,8%, катанка – на 35,3%, круг – на 29,3%.

Основным импортером с начала года стала трубная подотрасль, нарастившая свою долю в отраслевой структуре ввоза металлопродукции с 28,9% в 2008 г. до 42,1% в 2009 г. В то же время металлоторговые компании свою долю продолжают снижать (с 33,5% до 22,2%).

Структурный анализ

По оценкам источников в Украинской горно-металлургической компании, кроме резко упавшего спроса, на импорт негативно влияет нестабильность курса основных валют. При падении гривны ценовая конкурентоспособность импортной продукции снижается, при росте – наоборот. Внутренний рынок, который и до кризиса не превышал 20% национального производства (или 8-9 млн т по всему спектру сортамента), в этом году еще больше сократился, до 13-14% от собственного выпуска металлопродукции или на 43% к январю-августу 2008 г., до 3,643 млн т. Спрос упал со стороны обеих главных потребляющих отраслей: и строительства, и машиностроения. И, скорее всего, не начнет восстанавливаться до 2010 г.

С другой стороны, потребление достигло некоего дна спада и сильно снижаться уже не будет. И если в августе отмечено снижение импорта, то месяцем ранее, в июле, он вырос. В целом такие колебания говорят о сохраняющейся нестабильности спроса. Кстати, августовское сокращение поставок во многом связано с временным насыщением складов у трейдеров и покупателей, тогда как в целом сезонный спрос оставался достаточно активным. При этом в денежном выражении, по предварительным данным Кабмина, импорт плоского проката в августе сократился на 15,5-16%, до уровня 40 млн долл., длинномерного – на 9%, до 8 млн долл.

Что касается структуры импорта к началу осени, то в ней преобладал плоский прокат с покрытием, на который пришлось 27-28% всего завезенного тоннажа (по всей группе 72 "Черные металлы" УКТ ВЭД, включая и сырьевые материалы). По сведениям центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ), 19% от общего импортного объема по группе составили полуфабрикаты (круглая заготовка из углеродистой стали), 14,4% – горячекатаный плоский прокат, 4,5% – круглая заготовка из легированной стали. Во многом завозится продукция, которая не выпускается в Украине. Например, прокат с полимерным покрытием. А оцинковка, практически монопольно изготовляемая принадлежащим Владимиру Бойко Мариупольским меткомбинатом им. Ильича, на украинском рынке считается некачественной. И даже внутренние заказчики нередко предпочитают аналоги из России, Южной Кореи и Европы.

Качество все важнее


Впрочем, с началом кризиса резко активизировался и ввоз продукции, похожей на уже производимую в Украине. Причина – особо сложная ситуация в отечественной черной металлургии (по сравнению с той же российской). Так, летом удавалось удерживать себестоимость выплавки стали в Украине на уровне 270-280 долл./т. Это стало одним из лучших показателей в мире. Успешнее в этой части работают только металлурги РФ: 220-230 долл./т, но, прежде всего, за счет дешевого газа. К осени "дублирующий" импорт стал понемногу спадать, констатируют в ДЗИ.

Таким образом, несмотря ни на что, отечественный металл остается конкурентоспособным и на внешнем, и на внутреннем рынке. До последнего времени главным фактором конкурентоспособности была цена. Однако уже в ближайшие годы даже крупнейшие украинские металлургические холдинги могут заметно отстать от конкурентов по качеству. Так как у "наших" олигархов возможности по реконструкции мощностей все же на порядок меньше, а это сегодня является главным условием поддержки качества металлопродукции на актуальном уровне. Несмотря на кризис, те же российские метгруппы стараются продолжать реконструкционные работы. В Украине же практически все проекты заморожены. Исключение составляют разве что "АрселорМиттал Кривой Рог" и "Метинвест", но и у них работы идут по минимуму. А, к примеру, Индустриальный союз Донбасса или ММК Ильича даже реализацию проектов, профинансированных до кризиса, продолжают с трудом.

Такая ситуация может привести к тому, что в 2010-2011 гг., на выходе из кризиса, метзаводы Украины только начнут возобновлять важные модернизации. В то время как в России или Китае работы уже будут завершены и качество продукции улучшено. Следствие – сужение для отечественных поставок не только экспортного, но и "родного" внутреннего рынка. До кризиса значение качества для украинских потребителей постепенно росло, продолжится это смещение и после стабилизации. Кроме уже приведенного примера с оцинковкой, ведущие стройкомпании в 2007-2008 гг. все активнее потребляли более качественный прокат строительного сортамента (турецкого, российского и др. происхождения).

Хотя для полноты картины отметим, что за внутренними производителями всегда останутся такие преимущества, как сроки поставки. А также – знание специфики конкретных потребителей и нюансов местного спроса в целом.

Цифры и прогнозы

Если же говорить об актуальных ценах на импорт, то плоский прокат при поставках в Украину в сентябре немного подорожал (данные ДЗИ). Так, "Северсталь" предлагала горячекатаный рулон 1,5-16 мм по 515-560 долл./т DAF, холоднокатаный прокат – по 630-650 долл./т DAF. Сильнее всего повысилась в цене оцинковка: все та же "Северсталь" продает на отечественном рынке рулон по 870-970 долл./т DAF (в зависимости от плотности покрытия). На 40 долл./т подорожала и оцинкованная металлопродукция комбината "АрселорМиттал Темиртау" (Казахстан).

Подорожал и длинномерный прокат. По обобщенной информации экспертов, к концу сентября цены на импортную арматуру достигли 4850-4900 долл./т, катанку и уголок – 4900-4950 долл./т, швеллер – 5000 долл./т, балку – 5400-5500 долл./т. Несмотря на сезонное ослабление спроса, в октябре ожидается дальнейшее подорожание. Как и сентябрьское, оно будет вызвано общемировым трендом некоторого ценового подъема.

В то же время слабый курс гривны относительно основных западных валют по-прежнему сдерживает конкурентоспособность импорта на украинском рынке (также как и продолжающийся острый дефицит оборотных средств на закупки). Поэтому по итогам сентября прогнозируется некоторое снижение ввоза металлопродукции в страну до уровня 100-105 тыс. т в тоннаже, а также на 2-3 млн долл. в "деньгах", до 100-103 млн долл.

До конца года металлоимпорт также будет колебаться вокруг данного уровня. Вероятно, к зиме некоторое сезонное сокращение все же произойдет на фоне общего спада потребления металлопродукции в холодный период года. А к весне, одновременно с ожидаемым началом общей стабилизации в мировой экономике, поставки металла в Украину снова начнут расти. И шаг за шагом выходить на докризисный уровень.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 1
18:17 | 12.10.2009
Вася
Статью писал дебил, не понимающий, что он пишет: " По обобщенной информации экспертов, к концу сентября цены на импортную арматуру достигли 4850-4900 долл./т, катанку и уголок – 4900-4950 долл./т, швеллер – 5000 долл./т, балку – 5400-5500 долл./т" - это что же - армактура дороже золота????? Как задрали эти недоучки. Потому Украина и ж*пе.

...


Статьи
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!