kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Импорт: в предчувствии прилива

06.10.09
размер текста:

Импорт металлопродукции в Украину то растет, то падает. Но если к концу кризиса отечественные металлурги не смогут поддерживать должное качество продукции, то постепенно проиграют внутренний рынок импортерам.

По данным центра "Укрпромвнешэкспертиза", в августе импорт металлопродукции в Украину продолжал снижаться: "минус"13,5% (12,2 тыс. т) к июлю. А за 8 месяцев 2009 г. сокращение составило 63,6%. Самый значительный спад поставок в годовом сравнении, как и ранее, отмечается по листовой продукции (горячекатаной – на 87,5%, холоднокатаной – на 67,8%, оцинкованной – на 51,8%) и по фасонному прокату (уголка – на 85,1%, швеллера – на 84,3%, балки – на 72,1%). Тогда как в сегменте сортового проката, по данным центра, уменьшение не так значительно: арматура – "минус" 33,8%, катанка – на 35,3%, круг – на 29,3%.

Основным импортером с начала года стала трубная подотрасль, нарастившая свою долю в отраслевой структуре ввоза металлопродукции с 28,9% в 2008 г. до 42,1% в 2009 г. В то же время металлоторговые компании свою долю продолжают снижать (с 33,5% до 22,2%).

Структурный анализ

По оценкам источников в Украинской горно-металлургической компании, кроме резко упавшего спроса, на импорт негативно влияет нестабильность курса основных валют. При падении гривны ценовая конкурентоспособность импортной продукции снижается, при росте – наоборот. Внутренний рынок, который и до кризиса не превышал 20% национального производства (или 8-9 млн т по всему спектру сортамента), в этом году еще больше сократился, до 13-14% от собственного выпуска металлопродукции или на 43% к январю-августу 2008 г., до 3,643 млн т. Спрос упал со стороны обеих главных потребляющих отраслей: и строительства, и машиностроения. И, скорее всего, не начнет восстанавливаться до 2010 г.

С другой стороны, потребление достигло некоего дна спада и сильно снижаться уже не будет. И если в августе отмечено снижение импорта, то месяцем ранее, в июле, он вырос. В целом такие колебания говорят о сохраняющейся нестабильности спроса. Кстати, августовское сокращение поставок во многом связано с временным насыщением складов у трейдеров и покупателей, тогда как в целом сезонный спрос оставался достаточно активным. При этом в денежном выражении, по предварительным данным Кабмина, импорт плоского проката в августе сократился на 15,5-16%, до уровня 40 млн долл., длинномерного – на 9%, до 8 млн долл.

Что касается структуры импорта к началу осени, то в ней преобладал плоский прокат с покрытием, на который пришлось 27-28% всего завезенного тоннажа (по всей группе 72 "Черные металлы" УКТ ВЭД, включая и сырьевые материалы). По сведениям центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ), 19% от общего импортного объема по группе составили полуфабрикаты (круглая заготовка из углеродистой стали), 14,4% – горячекатаный плоский прокат, 4,5% – круглая заготовка из легированной стали. Во многом завозится продукция, которая не выпускается в Украине. Например, прокат с полимерным покрытием. А оцинковка, практически монопольно изготовляемая принадлежащим Владимиру Бойко Мариупольским меткомбинатом им. Ильича, на украинском рынке считается некачественной. И даже внутренние заказчики нередко предпочитают аналоги из России, Южной Кореи и Европы.

Качество все важнее


Впрочем, с началом кризиса резко активизировался и ввоз продукции, похожей на уже производимую в Украине. Причина – особо сложная ситуация в отечественной черной металлургии (по сравнению с той же российской). Так, летом удавалось удерживать себестоимость выплавки стали в Украине на уровне 270-280 долл./т. Это стало одним из лучших показателей в мире. Успешнее в этой части работают только металлурги РФ: 220-230 долл./т, но, прежде всего, за счет дешевого газа. К осени "дублирующий" импорт стал понемногу спадать, констатируют в ДЗИ.

Таким образом, несмотря ни на что, отечественный металл остается конкурентоспособным и на внешнем, и на внутреннем рынке. До последнего времени главным фактором конкурентоспособности была цена. Однако уже в ближайшие годы даже крупнейшие украинские металлургические холдинги могут заметно отстать от конкурентов по качеству. Так как у "наших" олигархов возможности по реконструкции мощностей все же на порядок меньше, а это сегодня является главным условием поддержки качества металлопродукции на актуальном уровне. Несмотря на кризис, те же российские метгруппы стараются продолжать реконструкционные работы. В Украине же практически все проекты заморожены. Исключение составляют разве что "АрселорМиттал Кривой Рог" и "Метинвест", но и у них работы идут по минимуму. А, к примеру, Индустриальный союз Донбасса или ММК Ильича даже реализацию проектов, профинансированных до кризиса, продолжают с трудом.

Такая ситуация может привести к тому, что в 2010-2011 гг., на выходе из кризиса, метзаводы Украины только начнут возобновлять важные модернизации. В то время как в России или Китае работы уже будут завершены и качество продукции улучшено. Следствие – сужение для отечественных поставок не только экспортного, но и "родного" внутреннего рынка. До кризиса значение качества для украинских потребителей постепенно росло, продолжится это смещение и после стабилизации. Кроме уже приведенного примера с оцинковкой, ведущие стройкомпании в 2007-2008 гг. все активнее потребляли более качественный прокат строительного сортамента (турецкого, российского и др. происхождения).

Хотя для полноты картины отметим, что за внутренними производителями всегда останутся такие преимущества, как сроки поставки. А также – знание специфики конкретных потребителей и нюансов местного спроса в целом.

Цифры и прогнозы

Если же говорить об актуальных ценах на импорт, то плоский прокат при поставках в Украину в сентябре немного подорожал (данные ДЗИ). Так, "Северсталь" предлагала горячекатаный рулон 1,5-16 мм по 515-560 долл./т DAF, холоднокатаный прокат – по 630-650 долл./т DAF. Сильнее всего повысилась в цене оцинковка: все та же "Северсталь" продает на отечественном рынке рулон по 870-970 долл./т DAF (в зависимости от плотности покрытия). На 40 долл./т подорожала и оцинкованная металлопродукция комбината "АрселорМиттал Темиртау" (Казахстан).

Подорожал и длинномерный прокат. По обобщенной информации экспертов, к концу сентября цены на импортную арматуру достигли 4850-4900 долл./т, катанку и уголок – 4900-4950 долл./т, швеллер – 5000 долл./т, балку – 5400-5500 долл./т. Несмотря на сезонное ослабление спроса, в октябре ожидается дальнейшее подорожание. Как и сентябрьское, оно будет вызвано общемировым трендом некоторого ценового подъема.

В то же время слабый курс гривны относительно основных западных валют по-прежнему сдерживает конкурентоспособность импорта на украинском рынке (также как и продолжающийся острый дефицит оборотных средств на закупки). Поэтому по итогам сентября прогнозируется некоторое снижение ввоза металлопродукции в страну до уровня 100-105 тыс. т в тоннаже, а также на 2-3 млн долл. в "деньгах", до 100-103 млн долл.

До конца года металлоимпорт также будет колебаться вокруг данного уровня. Вероятно, к зиме некоторое сезонное сокращение все же произойдет на фоне общего спада потребления металлопродукции в холодный период года. А к весне, одновременно с ожидаемым началом общей стабилизации в мировой экономике, поставки металла в Украину снова начнут расти. И шаг за шагом выходить на докризисный уровень.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 1
18:17 | 12.10.2009
Вася
Статью писал дебил, не понимающий, что он пишет: " По обобщенной информации экспертов, к концу сентября цены на импортную арматуру достигли 4850-4900 долл./т, катанку и уголок – 4900-4950 долл./т, швеллер – 5000 долл./т, балку – 5400-5500 долл./т" - это что же - армактура дороже золота????? Как задрали эти недоучки. Потому Украина и ж*пе.

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!