kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Дефолт года

06.10.09
размер текста:

Нефтегазовый рынок замер в ожидании решения проблемы с НАК "Нафтогазом". Вопреки прежним заявлениям премьер-министра Украины Юлии Тимошенко и председателя правления компании Олега Дубины о том, что они не допустят дефолта компании, фактически он уже наступил. Хотя держатели еврооблигаций "Нафтогаза" предварительно и согласились обменять свои бумаги на новые с погашением в 2014 году, окончательное решение будет принято в ближайшие дни на собрании держателей евробондов.

Газовый штрафник

Этот год можно смело назвать самым тяжелым для НАК "Нафтогаз" за все время существования компании. Проблем у компании было больше, чем кто-либо мог себе представить: "газовая война", которую с трудом удалось прекратить, и, к сожалению, не в пользу Украины; постоянное изменение цен; снижение потребления объемов газа потребителями; огромные долговые обязательства, требующие немедленного погашения. Правительство прилагало максимум усилий, чтобы решить все эти неурядицы, возникшие, кстати, из-за его же ошибок. К примеру, одну из последних проблем – штрафные санкции со стороны "Газпрома" вследствие недобора объемов газа, которые могли достигнуть 5 млрд долларов, – удалось решить буквально на днях. Однако новые обстоятельства в скором времени угрожают Украине все же попасть под эти санкции.

Как известно, 1 сентября премьер-министры обеих стран достигли договоренностей о том, что "Газпром" не будет применять штрафные санкции относительно недобора объемов газа НАК "Нафтогаз". Об этом на днях еще раз заявил официальный представитель российской компании Сергей Куприянов. Таким образом, Украина в этом году потребит всего лишь 33 млрд кубометров вместо оговоренных ранее 40 млрд кубометров. Однако, по словам Куприянова, "Газпром" не намерен вносить какие-либо другие изменения в газовые контракты с Украиной. Кроме того, он подчеркнул, что цена на газ в третьем квартале текущего года и в будущем году будет определяться по существующей формуле.

По расчетам Секретариата Президента, эта цифра будет составлять 300 долларов за тысячу кубометров газа, вследствие чего НАК "Нафтогаз" закончит год с убытком. Казалось бы, проблема со штрафными санкциями решена в пользу Украины, однако вскоре выяснилось, что помимо украинской компании недобор газа существует еще у ряда европейских контрагентов "Газпрома". В частности, итальянская ENI, сократившая в первом полугодии закупки газа на 34%, до 8,2 млрд кубометров, немецкий E.ON, сокративший закупки на 44%, до 12,2 млрд кубометров, турецкая Botas, а также ряд других европейских компаний должны выплатить неустойку российскому газовому монополисту в размере 2,8 млрд долларов.

В целом в первой половине 2009 года экспорт российского газа в Западную Европу сократился примерно на 30% по сравнению с тем же периодом 2008 году, составив 46 млрд кубометров. Все перечисленные компании также работают с "Газпромом" по принципу take or pay ("бери или плати"). Однако пример Украины, которой удалось избежать штрафных санкций, подтолкнул европейские компании к тому, что они на данный момент также отказываются платить штрафные санкции. Кроме того, турецкая компания Botas планирует провести переговоры с Россией о смягчении условий поставок газа. Сергей Куприянов отказался комментировать ситуацию по этому поводу. Удастся ли европейским странам избежать взыскания – покажет время. Однако следует отметить, что Россия в этом году также снизила объемы закупок туркменского газа, при этом ей удалось избежать штрафных санкций со стороны Туркменистана.

По мнению экспертов, европейцам все же стоит ожидать снисхождения со стороны "Газпрома", так как из-за жестких условий контракта они на сегодняшний день терпят огромные убытки. И подобные штрафные санкции со стороны российского газового монополиста угрожают "Газпрому" остаться без крупных европейских потребителей. К слову, на европейских фондовых биржах сегодня цена на газ вдвое ниже стоимости российского газа. Поэтому перед "Газпромом" возник сложный выбор: отказаться от 2,8 млрд долларов (а вместе с Украиной сумма достигает 7,8 млрд долларов) или накалить отношения с контрагентами. Какой из вариантов выберет "Газпром", станет известно в ближайшем будущем, но ясно одно: стоит взыскивать штрафы или со всех контрагентов, или всем прощать долги.

Ограниченный дефолт

Однако более актуальной на сегодняшний день является вторая проблема НАК "Нафтогаза" – погашение евробондов на сумму 500 млн долларов. Менеджмент НАК "Нафтогаза" и правительство делают ударение на том, что они в условиях кризиса решают проблемы своих предшественников. Как заявляют в компании, выпуск еврооблигаций проводился в то время, когда финансовая ситуация к этому не обязывала. Несмотря на все это, правительство не намерено допустить дефолта компании. "Сегодня я как премьер-министр занимаюсь реструктуризацией этого долга, чтобы спасти НАК "Нафтогаз" и Украину. И скажу вам – дефолт мы никогда не допустим, мы реструктуризируем этот долг и покажем, как нужно правильно работать, и больше страна таких долгов брать не будет, – отметила Юлия Тимошенко. – И мы сегодня как власть и как правительство разгребаем эти долги, мы договорились со всеми компаниями, что будем постепенно, по графику погашать долги".

С момента официального предложения кредиторам по реструктуризации долгов НАК "Нафтогаз" прошло уже 11 дней. За это время руководству компании удалось добиться предварительного согласия кредиторов на реструктуризацию. "Мы проводим встречи с нашими кредиторами, и я имею уверенность, что наше предложение будет принято. От некоторых банков мы уже имеем позитивные обращения. Поэтому я думаю, что все будет хорошо", – заявил председатель НАК "Нафтогаз" Олег Дубина.

Некоторые иностранные банки уже подтвердили слова Дубины о том, что они согласны на реструктуризацию задолженности. По условиям реструктуризации, кредиторы должны обменять старые евробонды на новые с погашением в 2014 году, при этом процентная ставка возрастает с 8,125% до 9,5% годовых. Кроме того, владельцам евробондов на сумму 500 млн долларов будут выплачены проценты. Большинство экспертов на тот момент склонялись к мнению, что НАК "Нафтогазу" не удастся убедить кредиторов пойти на это, а компании будет объявлен дефолт. В принципе, на данный момент предварительное согласие на реструктуризацию в любой момент может измениться в противоположную сторону.

Компания заверяет о намерении выполнять свои основные обязательства в полном объеме и предлагает обменять существующие бумаги на новые по номиналу с условием, что держатели евробондов, согласившиеся на реструктуризацию до 8 октября, смогут обменять 100% долга. На втором этапе реструктуризации до 15 октября обмен будет осуществляться с коэффициентом 0,95. Будут ли приняты такие условия, будет решено 9 октября на собрании держателей еврооблигаций.

Кроме того, по информации Олега Дубины, НАК "Нафтогазу" также удалось достигнуть предварительного согласия на реструктуризацию остальных кредитов: Depha Bank на сумму 220 млн долларов, Credit Suisse – на 550 млн долларов, Deutsche Bank – на 395,2 млн долларов. Эту информацию на прошлой неделе подтвердили представители банков.

Тем временем на прошлой неделе украинская компания приступила к выплате процентов по евробондам. "Сегодня в течение дня купон будет выплачен, но это не те 500 млн долларов по евробондам, о которых говорили ранее", – сообщил министр топлива и энергетики Юрий Продан.

Между тем, после того как 30 сентября Люксембургская биржа провела делистинг еврооблигаций НАК "Нафтогаз", международное рейтинговое агентство Fitch снизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной и национальной валюте НАК "Нафтогаз Украины" с С до RD (ограниченный дефолт) и поместило их в список Rating Watch с пометкой "Развивающийся".

Агентство также подтвердило приоритетный необеспеченный рейтинг еврооблигаций компании на сумму 500 млн долларов на уровне C. Рейтинг возвратности активов по еврооблигациям НАК находится на уровне RR4. По словам экспертов, после того как украинская компания не выплатила долги, ей можно объявлять дефолт. Однако юридически это произойдет в том случае, если в ближайшие несколько дней держатели евробондов передумают идти на реструктуризацию задолженности. Как бы там ни было, однако доверие кредиторов к НАК "Нафтогаз" существенно пошатнулось. И государственные гарантии не смогут повлиять на то, что будущие кредиты, несмотря на заявления Юлии Тимошенко больше не залазить в долги, для компании и страны в целом не подорожают.

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!