kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Дефолт года

06.10.09
размер текста:

Нефтегазовый рынок замер в ожидании решения проблемы с НАК "Нафтогазом". Вопреки прежним заявлениям премьер-министра Украины Юлии Тимошенко и председателя правления компании Олега Дубины о том, что они не допустят дефолта компании, фактически он уже наступил. Хотя держатели еврооблигаций "Нафтогаза" предварительно и согласились обменять свои бумаги на новые с погашением в 2014 году, окончательное решение будет принято в ближайшие дни на собрании держателей евробондов.

Газовый штрафник

Этот год можно смело назвать самым тяжелым для НАК "Нафтогаз" за все время существования компании. Проблем у компании было больше, чем кто-либо мог себе представить: "газовая война", которую с трудом удалось прекратить, и, к сожалению, не в пользу Украины; постоянное изменение цен; снижение потребления объемов газа потребителями; огромные долговые обязательства, требующие немедленного погашения. Правительство прилагало максимум усилий, чтобы решить все эти неурядицы, возникшие, кстати, из-за его же ошибок. К примеру, одну из последних проблем – штрафные санкции со стороны "Газпрома" вследствие недобора объемов газа, которые могли достигнуть 5 млрд долларов, – удалось решить буквально на днях. Однако новые обстоятельства в скором времени угрожают Украине все же попасть под эти санкции.

Как известно, 1 сентября премьер-министры обеих стран достигли договоренностей о том, что "Газпром" не будет применять штрафные санкции относительно недобора объемов газа НАК "Нафтогаз". Об этом на днях еще раз заявил официальный представитель российской компании Сергей Куприянов. Таким образом, Украина в этом году потребит всего лишь 33 млрд кубометров вместо оговоренных ранее 40 млрд кубометров. Однако, по словам Куприянова, "Газпром" не намерен вносить какие-либо другие изменения в газовые контракты с Украиной. Кроме того, он подчеркнул, что цена на газ в третьем квартале текущего года и в будущем году будет определяться по существующей формуле.

По расчетам Секретариата Президента, эта цифра будет составлять 300 долларов за тысячу кубометров газа, вследствие чего НАК "Нафтогаз" закончит год с убытком. Казалось бы, проблема со штрафными санкциями решена в пользу Украины, однако вскоре выяснилось, что помимо украинской компании недобор газа существует еще у ряда европейских контрагентов "Газпрома". В частности, итальянская ENI, сократившая в первом полугодии закупки газа на 34%, до 8,2 млрд кубометров, немецкий E.ON, сокративший закупки на 44%, до 12,2 млрд кубометров, турецкая Botas, а также ряд других европейских компаний должны выплатить неустойку российскому газовому монополисту в размере 2,8 млрд долларов.

В целом в первой половине 2009 года экспорт российского газа в Западную Европу сократился примерно на 30% по сравнению с тем же периодом 2008 году, составив 46 млрд кубометров. Все перечисленные компании также работают с "Газпромом" по принципу take or pay ("бери или плати"). Однако пример Украины, которой удалось избежать штрафных санкций, подтолкнул европейские компании к тому, что они на данный момент также отказываются платить штрафные санкции. Кроме того, турецкая компания Botas планирует провести переговоры с Россией о смягчении условий поставок газа. Сергей Куприянов отказался комментировать ситуацию по этому поводу. Удастся ли европейским странам избежать взыскания – покажет время. Однако следует отметить, что Россия в этом году также снизила объемы закупок туркменского газа, при этом ей удалось избежать штрафных санкций со стороны Туркменистана.

По мнению экспертов, европейцам все же стоит ожидать снисхождения со стороны "Газпрома", так как из-за жестких условий контракта они на сегодняшний день терпят огромные убытки. И подобные штрафные санкции со стороны российского газового монополиста угрожают "Газпрому" остаться без крупных европейских потребителей. К слову, на европейских фондовых биржах сегодня цена на газ вдвое ниже стоимости российского газа. Поэтому перед "Газпромом" возник сложный выбор: отказаться от 2,8 млрд долларов (а вместе с Украиной сумма достигает 7,8 млрд долларов) или накалить отношения с контрагентами. Какой из вариантов выберет "Газпром", станет известно в ближайшем будущем, но ясно одно: стоит взыскивать штрафы или со всех контрагентов, или всем прощать долги.

Ограниченный дефолт

Однако более актуальной на сегодняшний день является вторая проблема НАК "Нафтогаза" – погашение евробондов на сумму 500 млн долларов. Менеджмент НАК "Нафтогаза" и правительство делают ударение на том, что они в условиях кризиса решают проблемы своих предшественников. Как заявляют в компании, выпуск еврооблигаций проводился в то время, когда финансовая ситуация к этому не обязывала. Несмотря на все это, правительство не намерено допустить дефолта компании. "Сегодня я как премьер-министр занимаюсь реструктуризацией этого долга, чтобы спасти НАК "Нафтогаз" и Украину. И скажу вам – дефолт мы никогда не допустим, мы реструктуризируем этот долг и покажем, как нужно правильно работать, и больше страна таких долгов брать не будет, – отметила Юлия Тимошенко. – И мы сегодня как власть и как правительство разгребаем эти долги, мы договорились со всеми компаниями, что будем постепенно, по графику погашать долги".

С момента официального предложения кредиторам по реструктуризации долгов НАК "Нафтогаз" прошло уже 11 дней. За это время руководству компании удалось добиться предварительного согласия кредиторов на реструктуризацию. "Мы проводим встречи с нашими кредиторами, и я имею уверенность, что наше предложение будет принято. От некоторых банков мы уже имеем позитивные обращения. Поэтому я думаю, что все будет хорошо", – заявил председатель НАК "Нафтогаз" Олег Дубина.

Некоторые иностранные банки уже подтвердили слова Дубины о том, что они согласны на реструктуризацию задолженности. По условиям реструктуризации, кредиторы должны обменять старые евробонды на новые с погашением в 2014 году, при этом процентная ставка возрастает с 8,125% до 9,5% годовых. Кроме того, владельцам евробондов на сумму 500 млн долларов будут выплачены проценты. Большинство экспертов на тот момент склонялись к мнению, что НАК "Нафтогазу" не удастся убедить кредиторов пойти на это, а компании будет объявлен дефолт. В принципе, на данный момент предварительное согласие на реструктуризацию в любой момент может измениться в противоположную сторону.

Компания заверяет о намерении выполнять свои основные обязательства в полном объеме и предлагает обменять существующие бумаги на новые по номиналу с условием, что держатели евробондов, согласившиеся на реструктуризацию до 8 октября, смогут обменять 100% долга. На втором этапе реструктуризации до 15 октября обмен будет осуществляться с коэффициентом 0,95. Будут ли приняты такие условия, будет решено 9 октября на собрании держателей еврооблигаций.

Кроме того, по информации Олега Дубины, НАК "Нафтогазу" также удалось достигнуть предварительного согласия на реструктуризацию остальных кредитов: Depha Bank на сумму 220 млн долларов, Credit Suisse – на 550 млн долларов, Deutsche Bank – на 395,2 млн долларов. Эту информацию на прошлой неделе подтвердили представители банков.

Тем временем на прошлой неделе украинская компания приступила к выплате процентов по евробондам. "Сегодня в течение дня купон будет выплачен, но это не те 500 млн долларов по евробондам, о которых говорили ранее", – сообщил министр топлива и энергетики Юрий Продан.

Между тем, после того как 30 сентября Люксембургская биржа провела делистинг еврооблигаций НАК "Нафтогаз", международное рейтинговое агентство Fitch снизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной и национальной валюте НАК "Нафтогаз Украины" с С до RD (ограниченный дефолт) и поместило их в список Rating Watch с пометкой "Развивающийся".

Агентство также подтвердило приоритетный необеспеченный рейтинг еврооблигаций компании на сумму 500 млн долларов на уровне C. Рейтинг возвратности активов по еврооблигациям НАК находится на уровне RR4. По словам экспертов, после того как украинская компания не выплатила долги, ей можно объявлять дефолт. Однако юридически это произойдет в том случае, если в ближайшие несколько дней держатели евробондов передумают идти на реструктуризацию задолженности. Как бы там ни было, однако доверие кредиторов к НАК "Нафтогаз" существенно пошатнулось. И государственные гарантии не смогут повлиять на то, что будущие кредиты, несмотря на заявления Юлии Тимошенко больше не залазить в долги, для компании и страны в целом не подорожают.

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!