kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Осеннее похолодание в китайском чермете

07.10.09
размер текста:

Китайские металлурги впервые за последние несколько месяцев начали снижать производство стали. Со второй декады сентября цены и объемы производства имели нисходящий тренд. Большинство экспертов надеются, что эта тенденция временная, однако все еще опасаются сценария прошлого года, когда именно с сентября начался продолжительный обвал цен.

Суточное производство стали в КНР со второй половины сентября опустилось до 1,655 млн т, что на 11 тыс. т меньше, нежели в первых числах месяца. В процентном сравнении сокращение выплавки металла является незначительным. Даже если производство сохранится на таком уровне до конца текущего года, то по итогам года выпуск металла в Китае составит 604,075 млн т, что станет рекордным показателем страны за всю историю.

Однако сохранение производства стали на текущем уровне – это, по всей видимости, оптимистический сценарий. Положительных сигналов, которые давали бы основание говорить о том, что последний квартал этого года будет благоприятным, сейчас не так уж и много. Как и прежде, китайские металлурги могут рассчитывать только на расширение внутреннего потребления. В отличие от западных стран, Китай свой пакет стимулирующих мер стоимостью в 585 млрд долл. направил не в финансовую сферу, а в реальный сектор экономики. Инвестиции направляются в инфраструктуру и жилищное строительство, что соответственно расширяет потребление металла. К слову, капвложения в строительные проекты за первое полугодие 2009 г. выросли почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Однако финансирование инфраструктурных проектов уже вышло на максимальный уровень, поэтому спрос на металл будет оставаться стабильным. Что же касается экспортного направления, то здесь ситуация для китайских металлургов остается сложной. Финансово-экономический кризис заморозил инвестиционные планы большинства развивающихся государств. Строительную активность частично сохраняют нефтяные страны Азии и Северной Африки, но и они из-за двукратного падения в 2008-2009 гг. цен на "черное золото" сокращают объемы работ. Сужается спрос и на листовой прокат китайских металлургов, поскольку стимулирование обновления автомобильного парка в ЕС и РФ коснулось в большей степени национальных производителей. Как и прежде, авторынок ЕС закрыт для китайских автомобилей из-за низкого качества, а авторынок РФ – из-за низкой стоимости, поскольку они создают конкуренцию российскому автопрому. Из-за доминирования внутреннего потребления внешний фактор не оказывает критического влияния на ситуацию в китайском чермете. Тем не менее сужение экспортного направления будет оказывать дополнительное давление на отрасль в плане снижения производства.

О том, что в чермете Китая совокупное влияние негативных факторов сейчас более значимо, нежели влияние позитивных, свидетельствует ряд показателей.

Во-первых, запасы металлопродукции остаются на достаточно высоком уровне. В конце сентября они достигали 11,232 млн т (в начале месяца – 11,296 млн т).

Во-вторых, цены на китайский прокат продолжают снижаться. Особенно отчетливо это наблюдается в сегменте толстолистовой стали. С начала августа цены на металл на внутреннем рынке Китая снизились на 13%. В сентябре эта тенденция перекинулась и на экспортные котировки китайских металлургов. На последней неделе сентября, по словам участников рынка, стоимость материала уменьшилась на 10 долл./т, достигнув 500-510 долл./т FOB.

На этот общий негативный фон на рынках стали накладываются внутренние проблемы китайского чермета. Позиции китайских металлургов сейчас подрывают два ключевых фактора.

Во-первых, китайские металлурги никак не могут договориться с поставщиками о контрактных ценах на ЖРС и уголь. Из-за этого они вынуждены покупать сырье на спотовых рынках, где цена традиционно выше. Большинство китайских конкурентов находятся в гораздо более благоприятных условиях. К примеру, в России и Украине горняки и металлурги "находятся в одной лодке", поэтому первые добровольно приняли решение снизить цены на сырье. Логика такого решения достаточно проста: чем меньше издержки "своих" металлургов, тем большую долю рынка они смогут отвоевать в этих сложных условиях и, соответственно, тем больше ЖРС они будут закупать. А вот индийских, австралийских и бразильских поставщиков сырья судьба китайских металлургов не очень-то волнует, поэтому они закономерно пытаются максимально высоко держать свои цены. Из-за этого фактора цены на концентрат для китайских металлургов практически в два раза выше, чем для украинских и российских компаний.

Во-вторых, металлургическая отрасль КНР стала жертвой монетарных игр Пекина. Китай, претендуя на статус одного из мировых финансовых центров, несколько лет проводит политику сильного юаня. В то же время конкурирующие с КНР на рынке металлопродукции страны (Россия, Украина, Турция) для минимизации последствий финансового кризиса и увеличения ценового запаса конкурентоспособности своего экспорта девальвировали свои валюты. Поднебесная строго следует принципам жесткой монетарной политики. Готовящийся выпуск облигаций госзайма в юанях свидетельствует, что сильная национальная валюта и в дальнейшем останется приоритетом.

Показателем того, что китайские металлурги сейчас испытывают трудности, является потеря части национального рынка. Последние 3-4 года компании КНР не только полностью контролировали внутренний рынок, но и фактически вытеснили всех конкурентов с Юго-Восточной Азии. Теперь китайцы не чувствуют себя настолько уверенно. Даже более старые и энергоемкие украинские предприятия сумели поставить в Китай в этом году 1 млн т стали.

Достаточно пессимистично на перспективы китайского чермета смотрят и аналитики China Iron & Steel Association (CISA). Они прогнозируют, что если местные производители не предпримут мер по снижению производства, цены на сталь в IV квартале текущего года в Китае могут остаться низкими. Один из советников CISA У.Сичунь даже выразил уверенность, что трудный период в стальной отрасли страны продолжится и в 2010 г. Ключевой проблемой китайского чермета CISA называет избыточные стальные мощности. К слову, на днях стало известно, что китайское правительство разработало детализированный план сокращения избыточных мощностей в металлургии. Власти опасаются, что если сейчас не начать этот болезненный процесс, то стальные мощности могут превысить 700 млн т, и пагубный процесс будет развиваться еще быстрее.

Таким образом, последний квартал для китайского чермета вряд ли будет настолько благоприятным, как лето текущего года. Учитывая, что состояние черной металлургии КНР является определяющим для глобальных тенденций в отрасли, украинским компаниям также стоит готовиться к ухудшению конъюнктуры. Скорее всего, для национальных металлургов потенциал китайской антикризисной программы в этом году исчерпался, поэтому до конца года им необходимо будет искать новые точки возможного роста потребления металла.

Максим Соколов

 


Комментарии
комментариев: 1
20:31 | 07.10.2009
test
test

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!