Подробнее Запомнить город


Осеннее похолодание в китайском чермете

07.10.09
размер текста:

Китайские металлурги впервые за последние несколько месяцев начали снижать производство стали. Со второй декады сентября цены и объемы производства имели нисходящий тренд. Большинство экспертов надеются, что эта тенденция временная, однако все еще опасаются сценария прошлого года, когда именно с сентября начался продолжительный обвал цен.

Суточное производство стали в КНР со второй половины сентября опустилось до 1,655 млн т, что на 11 тыс. т меньше, нежели в первых числах месяца. В процентном сравнении сокращение выплавки металла является незначительным. Даже если производство сохранится на таком уровне до конца текущего года, то по итогам года выпуск металла в Китае составит 604,075 млн т, что станет рекордным показателем страны за всю историю.

Однако сохранение производства стали на текущем уровне – это, по всей видимости, оптимистический сценарий. Положительных сигналов, которые давали бы основание говорить о том, что последний квартал этого года будет благоприятным, сейчас не так уж и много. Как и прежде, китайские металлурги могут рассчитывать только на расширение внутреннего потребления. В отличие от западных стран, Китай свой пакет стимулирующих мер стоимостью в 585 млрд долл. направил не в финансовую сферу, а в реальный сектор экономики. Инвестиции направляются в инфраструктуру и жилищное строительство, что соответственно расширяет потребление металла. К слову, капвложения в строительные проекты за первое полугодие 2009 г. выросли почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Однако финансирование инфраструктурных проектов уже вышло на максимальный уровень, поэтому спрос на металл будет оставаться стабильным. Что же касается экспортного направления, то здесь ситуация для китайских металлургов остается сложной. Финансово-экономический кризис заморозил инвестиционные планы большинства развивающихся государств. Строительную активность частично сохраняют нефтяные страны Азии и Северной Африки, но и они из-за двукратного падения в 2008-2009 гг. цен на "черное золото" сокращают объемы работ. Сужается спрос и на листовой прокат китайских металлургов, поскольку стимулирование обновления автомобильного парка в ЕС и РФ коснулось в большей степени национальных производителей. Как и прежде, авторынок ЕС закрыт для китайских автомобилей из-за низкого качества, а авторынок РФ – из-за низкой стоимости, поскольку они создают конкуренцию российскому автопрому. Из-за доминирования внутреннего потребления внешний фактор не оказывает критического влияния на ситуацию в китайском чермете. Тем не менее сужение экспортного направления будет оказывать дополнительное давление на отрасль в плане снижения производства.

О том, что в чермете Китая совокупное влияние негативных факторов сейчас более значимо, нежели влияние позитивных, свидетельствует ряд показателей.

Во-первых, запасы металлопродукции остаются на достаточно высоком уровне. В конце сентября они достигали 11,232 млн т (в начале месяца – 11,296 млн т).

Во-вторых, цены на китайский прокат продолжают снижаться. Особенно отчетливо это наблюдается в сегменте толстолистовой стали. С начала августа цены на металл на внутреннем рынке Китая снизились на 13%. В сентябре эта тенденция перекинулась и на экспортные котировки китайских металлургов. На последней неделе сентября, по словам участников рынка, стоимость материала уменьшилась на 10 долл./т, достигнув 500-510 долл./т FOB.

На этот общий негативный фон на рынках стали накладываются внутренние проблемы китайского чермета. Позиции китайских металлургов сейчас подрывают два ключевых фактора.

Во-первых, китайские металлурги никак не могут договориться с поставщиками о контрактных ценах на ЖРС и уголь. Из-за этого они вынуждены покупать сырье на спотовых рынках, где цена традиционно выше. Большинство китайских конкурентов находятся в гораздо более благоприятных условиях. К примеру, в России и Украине горняки и металлурги "находятся в одной лодке", поэтому первые добровольно приняли решение снизить цены на сырье. Логика такого решения достаточно проста: чем меньше издержки "своих" металлургов, тем большую долю рынка они смогут отвоевать в этих сложных условиях и, соответственно, тем больше ЖРС они будут закупать. А вот индийских, австралийских и бразильских поставщиков сырья судьба китайских металлургов не очень-то волнует, поэтому они закономерно пытаются максимально высоко держать свои цены. Из-за этого фактора цены на концентрат для китайских металлургов практически в два раза выше, чем для украинских и российских компаний.

Во-вторых, металлургическая отрасль КНР стала жертвой монетарных игр Пекина. Китай, претендуя на статус одного из мировых финансовых центров, несколько лет проводит политику сильного юаня. В то же время конкурирующие с КНР на рынке металлопродукции страны (Россия, Украина, Турция) для минимизации последствий финансового кризиса и увеличения ценового запаса конкурентоспособности своего экспорта девальвировали свои валюты. Поднебесная строго следует принципам жесткой монетарной политики. Готовящийся выпуск облигаций госзайма в юанях свидетельствует, что сильная национальная валюта и в дальнейшем останется приоритетом.

Показателем того, что китайские металлурги сейчас испытывают трудности, является потеря части национального рынка. Последние 3-4 года компании КНР не только полностью контролировали внутренний рынок, но и фактически вытеснили всех конкурентов с Юго-Восточной Азии. Теперь китайцы не чувствуют себя настолько уверенно. Даже более старые и энергоемкие украинские предприятия сумели поставить в Китай в этом году 1 млн т стали.

Достаточно пессимистично на перспективы китайского чермета смотрят и аналитики China Iron & Steel Association (CISA). Они прогнозируют, что если местные производители не предпримут мер по снижению производства, цены на сталь в IV квартале текущего года в Китае могут остаться низкими. Один из советников CISA У.Сичунь даже выразил уверенность, что трудный период в стальной отрасли страны продолжится и в 2010 г. Ключевой проблемой китайского чермета CISA называет избыточные стальные мощности. К слову, на днях стало известно, что китайское правительство разработало детализированный план сокращения избыточных мощностей в металлургии. Власти опасаются, что если сейчас не начать этот болезненный процесс, то стальные мощности могут превысить 700 млн т, и пагубный процесс будет развиваться еще быстрее.

Таким образом, последний квартал для китайского чермета вряд ли будет настолько благоприятным, как лето текущего года. Учитывая, что состояние черной металлургии КНР является определяющим для глобальных тенденций в отрасли, украинским компаниям также стоит готовиться к ухудшению конъюнктуры. Скорее всего, для национальных металлургов потенциал китайской антикризисной программы в этом году исчерпался, поэтому до конца года им необходимо будет искать новые точки возможного роста потребления металла.

Максим Соколов

 


Комментарии
комментариев: 1
20:31 | 07.10.2009
test
test

...


Статьи
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!