kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Осеннее похолодание в китайском чермете

07.10.09
размер текста:

Китайские металлурги впервые за последние несколько месяцев начали снижать производство стали. Со второй декады сентября цены и объемы производства имели нисходящий тренд. Большинство экспертов надеются, что эта тенденция временная, однако все еще опасаются сценария прошлого года, когда именно с сентября начался продолжительный обвал цен.

Суточное производство стали в КНР со второй половины сентября опустилось до 1,655 млн т, что на 11 тыс. т меньше, нежели в первых числах месяца. В процентном сравнении сокращение выплавки металла является незначительным. Даже если производство сохранится на таком уровне до конца текущего года, то по итогам года выпуск металла в Китае составит 604,075 млн т, что станет рекордным показателем страны за всю историю.

Однако сохранение производства стали на текущем уровне – это, по всей видимости, оптимистический сценарий. Положительных сигналов, которые давали бы основание говорить о том, что последний квартал этого года будет благоприятным, сейчас не так уж и много. Как и прежде, китайские металлурги могут рассчитывать только на расширение внутреннего потребления. В отличие от западных стран, Китай свой пакет стимулирующих мер стоимостью в 585 млрд долл. направил не в финансовую сферу, а в реальный сектор экономики. Инвестиции направляются в инфраструктуру и жилищное строительство, что соответственно расширяет потребление металла. К слову, капвложения в строительные проекты за первое полугодие 2009 г. выросли почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Однако финансирование инфраструктурных проектов уже вышло на максимальный уровень, поэтому спрос на металл будет оставаться стабильным. Что же касается экспортного направления, то здесь ситуация для китайских металлургов остается сложной. Финансово-экономический кризис заморозил инвестиционные планы большинства развивающихся государств. Строительную активность частично сохраняют нефтяные страны Азии и Северной Африки, но и они из-за двукратного падения в 2008-2009 гг. цен на "черное золото" сокращают объемы работ. Сужается спрос и на листовой прокат китайских металлургов, поскольку стимулирование обновления автомобильного парка в ЕС и РФ коснулось в большей степени национальных производителей. Как и прежде, авторынок ЕС закрыт для китайских автомобилей из-за низкого качества, а авторынок РФ – из-за низкой стоимости, поскольку они создают конкуренцию российскому автопрому. Из-за доминирования внутреннего потребления внешний фактор не оказывает критического влияния на ситуацию в китайском чермете. Тем не менее сужение экспортного направления будет оказывать дополнительное давление на отрасль в плане снижения производства.

О том, что в чермете Китая совокупное влияние негативных факторов сейчас более значимо, нежели влияние позитивных, свидетельствует ряд показателей.

Во-первых, запасы металлопродукции остаются на достаточно высоком уровне. В конце сентября они достигали 11,232 млн т (в начале месяца – 11,296 млн т).

Во-вторых, цены на китайский прокат продолжают снижаться. Особенно отчетливо это наблюдается в сегменте толстолистовой стали. С начала августа цены на металл на внутреннем рынке Китая снизились на 13%. В сентябре эта тенденция перекинулась и на экспортные котировки китайских металлургов. На последней неделе сентября, по словам участников рынка, стоимость материала уменьшилась на 10 долл./т, достигнув 500-510 долл./т FOB.

На этот общий негативный фон на рынках стали накладываются внутренние проблемы китайского чермета. Позиции китайских металлургов сейчас подрывают два ключевых фактора.

Во-первых, китайские металлурги никак не могут договориться с поставщиками о контрактных ценах на ЖРС и уголь. Из-за этого они вынуждены покупать сырье на спотовых рынках, где цена традиционно выше. Большинство китайских конкурентов находятся в гораздо более благоприятных условиях. К примеру, в России и Украине горняки и металлурги "находятся в одной лодке", поэтому первые добровольно приняли решение снизить цены на сырье. Логика такого решения достаточно проста: чем меньше издержки "своих" металлургов, тем большую долю рынка они смогут отвоевать в этих сложных условиях и, соответственно, тем больше ЖРС они будут закупать. А вот индийских, австралийских и бразильских поставщиков сырья судьба китайских металлургов не очень-то волнует, поэтому они закономерно пытаются максимально высоко держать свои цены. Из-за этого фактора цены на концентрат для китайских металлургов практически в два раза выше, чем для украинских и российских компаний.

Во-вторых, металлургическая отрасль КНР стала жертвой монетарных игр Пекина. Китай, претендуя на статус одного из мировых финансовых центров, несколько лет проводит политику сильного юаня. В то же время конкурирующие с КНР на рынке металлопродукции страны (Россия, Украина, Турция) для минимизации последствий финансового кризиса и увеличения ценового запаса конкурентоспособности своего экспорта девальвировали свои валюты. Поднебесная строго следует принципам жесткой монетарной политики. Готовящийся выпуск облигаций госзайма в юанях свидетельствует, что сильная национальная валюта и в дальнейшем останется приоритетом.

Показателем того, что китайские металлурги сейчас испытывают трудности, является потеря части национального рынка. Последние 3-4 года компании КНР не только полностью контролировали внутренний рынок, но и фактически вытеснили всех конкурентов с Юго-Восточной Азии. Теперь китайцы не чувствуют себя настолько уверенно. Даже более старые и энергоемкие украинские предприятия сумели поставить в Китай в этом году 1 млн т стали.

Достаточно пессимистично на перспективы китайского чермета смотрят и аналитики China Iron & Steel Association (CISA). Они прогнозируют, что если местные производители не предпримут мер по снижению производства, цены на сталь в IV квартале текущего года в Китае могут остаться низкими. Один из советников CISA У.Сичунь даже выразил уверенность, что трудный период в стальной отрасли страны продолжится и в 2010 г. Ключевой проблемой китайского чермета CISA называет избыточные стальные мощности. К слову, на днях стало известно, что китайское правительство разработало детализированный план сокращения избыточных мощностей в металлургии. Власти опасаются, что если сейчас не начать этот болезненный процесс, то стальные мощности могут превысить 700 млн т, и пагубный процесс будет развиваться еще быстрее.

Таким образом, последний квартал для китайского чермета вряд ли будет настолько благоприятным, как лето текущего года. Учитывая, что состояние черной металлургии КНР является определяющим для глобальных тенденций в отрасли, украинским компаниям также стоит готовиться к ухудшению конъюнктуры. Скорее всего, для национальных металлургов потенциал китайской антикризисной программы в этом году исчерпался, поэтому до конца года им необходимо будет искать новые точки возможного роста потребления металла.

Максим Соколов

 


Комментарии
комментариев: 1
20:31 | 07.10.2009
test
test

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!